Найти в Дзене

Между Богом и кока-колой

Однажды в 1976 году американский баптист-проповедник Говард Финстер, которому тогда было уже под 60, чиня велосипед в своей мастерской, увидел, как пятно краски на его пальце приняло очертания человеческого лица. По словам Финстера, это лицо заговорило с ним, повелев «создавать сакральное искусство». Именно после этого «видения» проповедник решил стать художником.
Казалось бы, сумасшествие. Но в

Однажды в 1976 году американский баптист-проповедник Говард Финстер, которому тогда было уже под 60, чиня велосипед в своей мастерской, увидел, как пятно краски на его пальце приняло очертания человеческого лица. По словам Финстера, это лицо заговорило с ним, повелев «создавать сакральное искусство». Именно после этого «видения» проповедник решил стать художником.

Казалось бы, сумасшествие. Но в США, где всегда находилось место для самых разных религиозных течений — от квакеров до пятидесятников, — личные откровения и прямое общение с Богом считаются не психопатологией, а формой духовного опыта.

Как отмечал сам Финстер, во время этого «видения» Бог повелел ему нарисовать 5 тыс. картин, но в итоге художник сделал гораздо больше — с 1976 года до самой своей смерти в 2001 году он создал более 46 тыс. различных произведений искусства — картин, скульптур и других арт-объектов.

Финстер не был связан академическими правилами. Для своих работ, помимо акварельных и масляных красок, он использовал то, что было под рукой: эмалевую краску для тракторов и даже лак для автомобилей. Он писал картины на самых разных поверхностях: на дереве, фанере, картоне, обломках стекла от выброшенных телевизоров и на других предметах с мусорных свалок. Арт-объект под названием «Райский сад», который он соорудил на собственном заднем дворе, полностью сконструирован из выброшенных предметов. Для аутсайдерского искусства это вполне типично.

В творчестве Финстера библейские темы сочетаются с иконами поп-культуры. Картины с изображениями бутылок с кока-колой, на которых написаны цитаты из Библии, портреты Элвиса Пресли с крыльями ангела и владельца автомобильных заводов Генри Форда, которого Финстер воспринимал как человека, способного исполнить описанное в Книге Иезекииля библейское пророчество о «безлошадной колеснице» — все это является поразительным свидетельством синкретизма американской культуры, где сакральное и профанное сливаются в единый информационный поток.

-2

С художественной точки зрения живопись Финстера спорна. Его типичный творческий метод: сакральное сообщение доводится до зрителя через простейшие визуальные средства. Картина под названием HOLY CHILD OF BETHLEHEM (KID'S DREAM world) — это почти диаграмма, в которой текст поясняет изображение. Работы Финстера похожи скорее не на художественные высказывания, а на дидактические плакаты, где текст берет на себя основную смысловую нагрузку, компенсируя ограниченность изобразительного языка.

-3

Многие работы Финстера построены по принципу «ковровой» композиции, в которой все элементы имеют примерно одинаковую визуальную значимость. Классический пример его картины с таким композиционным построением — Empty Road, которую художник практически полностью заполняет объектами, не оставляя места для фона. Пространство здесь условное, почти лишенное перспективы, не имеет ни глубины, ни объема. В то же время в таких композициях присутствует внутренний ритм, создаваемый за счет повторения форм.

-4

Такие композиционные решения сделали Финстера востребованным в поп-культуре 80-х (например, в работе с музыкальной группой Talking Heads над обложкой альбома Little Creatures).

-5

Несмотря на спорную художественную ценность, работы Финстера сегодня хранятся в коллекциях таких музеев, как Американский музей народного искусства (American Folk Art Museum) и Смитсоновский музей (Smithsonian Art Museum), что окончательно легитимизировало его статус в истории искусства. Кроме того, его картины успешно продавались на ведущих аукционах Christie’s и Sotheby’s.

Для меня ценность этого художника — не в том, что он создал «настоящее искусство», а в том, что его можно рассматривать как культурный феномен. Говард Финстер — продукт и одновременно зеркало специфической американской религиозности, одержимости знаменитостями и жажды простых, буквальных посланий. Его творчество ценно не как шедевр, а как признак эпохи, демонстрирующий, что вера и массовая культура могут объединиться в причудливый, хоть и не всегда художественно состоятельный, визуальный гибрид.

Автор: Елена Кирьянова

#НеДиванныйКультуролог

Еда
6,93 млн интересуются