Найти в Дзене

Личность аналитика — его главный инструмент

Способность аналитика работать бережно и деликатно, а значит — оказывать подлинное терапевтическое воздействие, напрямую связана не только с техникой, но и с функционированием его собственной личности. Именно поэтому психоаналитическое обучение никогда не ограничивается лекциями, семинарами и супервизиями. Личный анализ — не формальность и не «этап», а центральный инструмент профессии. В анализе постепенно обнаруживаются и интегрируются особенности структуры характера аналитика, его уязвимости, защитные конфигурации, ранние инфантильные тревоги — в том числе те, которые маскируют бессознательные психотические страхи. Парадокс обучения в том, что оно не делает нас сразу более устойчивыми. Напротив, на определённом этапе оно временно усиливает тревогу и внутреннюю неуверенность. Это необходимое условие: без этого невозможно получить знание о себе и тот опыт, который позволяет выдерживать усталость аналитической работы, интенсивные переносы и контакт с психотическим и пограничным уровне

Личность аналитика — его главный инструмент

Способность аналитика работать бережно и деликатно, а значит — оказывать подлинное терапевтическое воздействие, напрямую связана не только с техникой, но и с функционированием его собственной личности.

Именно поэтому психоаналитическое обучение никогда не ограничивается лекциями, семинарами и супервизиями. Личный анализ — не формальность и не «этап», а центральный инструмент профессии. В анализе постепенно обнаруживаются и интегрируются особенности структуры характера аналитика, его уязвимости, защитные конфигурации, ранние инфантильные тревоги — в том числе те, которые маскируют бессознательные психотические страхи.

Парадокс обучения в том, что оно не делает нас сразу более устойчивыми. Напротив, на определённом этапе оно временно усиливает тревогу и внутреннюю неуверенность. Это необходимое условие: без этого невозможно получить знание о себе и тот опыт, который позволяет выдерживать усталость аналитической работы, интенсивные переносы и контакт с психотическим и пограничным уровнем пациентов.

Мы также вынуждены признать, что не все наши внутренние конфликты когда-либо будут «решены». Аналитическая позиция требует не иллюзии завершённости, а постоянного стремления к развитию и поддержанию контакта с собой.

Мы служим пациентам наилучшим образом не тогда, когда становимся «безупречными», а тогда, когда честны перед собой. Только эта честность делает возможным принятие пациента таким, какой он есть. А без этого — никакие реальные изменения в личности невозможны.

(по мотивам Herbert Rosenfeld, Impass and Interpretation)

Элеонора Красилова