Найти в Дзене
История. А вы знали?

Паспорта не для всех: Чем документы колхозников отличались от городских

Те, кто увлекается историей СССР, прекрасно помнят, что были времена, когда колхозники и совхозники в СССР сильно отличались от всех граждан Советской страны. И отличался этот советский народ тем, что им не положено было удостоверение, имевшееся у других граждан СССР – «серпастый, молоткастый», как в своих стихах назвал советский паспорт Максим Горький. То есть, вот это вот – «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза», никак не могло быть про советского колхозника. Между прочим, народ в песнях намекал на такую несправедливость, хотя власть это как-то упустила. Помните? «Да, ты колхозница, тебя любить нельзя». Какая могла быть любовь между колхозницей и городским рабочим, если она могла выехать из своего села всего лишь на 30 дней, и то, если ей на это выдал письменное разрешение председатель колхоза? Конечно, это напрягало некоторых, хотя и немногих. Большинство всю жизнь пределы своего колхоза покидать и не собирались. И
Оглавление

Те, кто увлекается историей СССР, прекрасно помнят, что были времена, когда колхозники и совхозники в СССР сильно отличались от всех граждан Советской страны. И отличался этот советский народ тем, что им не положено было удостоверение, имевшееся у других граждан СССР – «серпастый, молоткастый», как в своих стихах назвал советский паспорт Максим Горький.

То есть, вот это вот – «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза», никак не могло быть про советского колхозника. Между прочим, народ в песнях намекал на такую несправедливость, хотя власть это как-то упустила. Помните? «Да, ты колхозница, тебя любить нельзя».

Разрешение на выезд на 30 дней

Какая могла быть любовь между колхозницей и городским рабочим, если она могла выехать из своего села всего лишь на 30 дней, и то, если ей на это выдал письменное разрешение председатель колхоза? Конечно, это напрягало некоторых, хотя и немногих. Большинство всю жизнь пределы своего колхоза покидать и не собирались.

И кстати, эти правила в России пошли еще со времен Петра I. Тогда это помогало учету граждан страны, и советская власть нашла это положение достойным того, чтобы взять его за собственное правило. Однако решение о введении единого удостоверения личности гражданина СССР было принято только 1-го января 1922-го года.

-2

Селянам не место в городах

Правда, и тогда удостоверение личности вовсе не выглядело, как известная книжица – паспорт. Это могла быть даже просто справка от управдома, и по всей стране чиновники сами решали, как удостоверение могло бы выглядеть. А в 1932-м году, когда коллективизация в СССР была в полном разгаре, многие селяне массово стали перемещаться в города.

Это уже грозило потерей страной продовольственной безопасности, поэтому вопрос о паспортизации стал уже крайне серьезным. Паспорта стали выдавать горожанам, но отказывали в их получении тем, кто до этого считался крестьянином. В 1933-м году в Москве отказали в выдаче документа более 200 000 граждан, а в Ленинграде почти полумиллиону.

«Не нужно спешить»

В Москве, Ленинграде и Харькове – трех крупнейших городах после этого проблема со снабжением продовольствием значительно уменьшилась. В других городах такое положение с выдачей паспортов тоже приняли к сведению. Народ, как обычно, придумывал свои правила обхода законов, пока 10-го января 1935-го не было принято решение создавать «тройки», которые занимались нарушениями паспортного режима.

-3

На то, что сразу повысилось число задержанных граждан, обратил внимание даже Сталин, назвав такое положение дел опасным. К 1937-му году очистка городов считалась оконченной, в них можно было попасть, получив паспорт, если гражданин собирался здесь работать или учиться.

Лесозаготовки

Но опять же, чтобы крестьянину это разрешили, он должен был представить справку от своего сельсовета, что там не возражают против отъезда из села. Поскольку планы колхозам и совхозам выдавались повышенные, никакой председатель добровольно не согласился бы лишиться лишних крестьянских рук. Потому что желающих вступить вновь в колхоз вообще не наблюдалось.

На самом деле возможность колхознику уехать из села была. На тяжелые работы, например, лесозаготовки, люди постоянно требовались, и в колхозы присылали разнарядки на направление людей в артели. А уж там можно было продлить договор на работу или договориться о постоянной трудовой деятельности.

-4

Самое интересное, что все это продолжалось и после смерти Сталина, и при Хрущеве, и даже при Брежневе. Вплоть до 1969-го года. Но и в 1973-м году 62,6 миллиона советских граждан, проживающих в сельской местности, паспортов все еще не имели. Паспорта колхозникам выдали в 1974 году с условием, что отправиться на работу в город они могут все равно только с согласия правления колхоза.

А вы знали, что это безобразие длилось так долго?