"Стихов его невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Сдвиги "в ее строении и составе" необратимы..." - так писал о нем литературовед Сергей Аверинцев. 15 января 1891 года родился Осип Мандельштам.
"Стихов его невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Сдвиги "в ее строении и составе" необратимы..." - так писал о нем литературовед Сергей Аверинцев. 15 января 1891 года родился Осип Мандельштам.
Будущий поэт, прозаик, критик и литературовед Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье купца первой гильдии. Его мать занималась музыкой. С 1897 года семья жила в Петербурге.
В 1907 году Осип окончил Тенишевское училище, затем два года учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. Однако семья начала разоряться, что сделало дальнейшее обучение за рубежом невозможным. Осип был зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, но курс не окончил.
Первая публикация Мандельштама появилась в журнале “Аполлон” в 1910 году. Его стихи печатали в разных изданиях, а сам поэт принимал участие в литературных собраниях. По воспоминаниям современников, стихи он читал удивительно вдохновенно и самозабвенно, буквально меняясь в лице.
В 1912 году Мандельштам вошел в группу акмеистов. Возможно влияние на его выбор оказала дружба с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой, а также интерес к мировой литературе.
В его произведениях можно увидеть древнегреческие мотивы, тонкие отсылы к антикам - особенно в стихотворениях, написанных в Крыму. На полуострове Мандельштам бывал не раз. Здесь он творил, и здесь же встретил немало испытаний.
Первая поездка в Крым состоялась летом 1915 года. Мандельштам остановился в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина. Тогда же состоялась и его первая встреча с Мариной Цветаевой.
"Я шла к морю, он с моря. В калитке Волошинского сада – разминулись", - вспоминала она.
Следующее лето Мандельштам снова провел в Коктебеле. Вместе с Волошиным и Ходасевичем он выступил на литературном концерте, где был осмеян сотоварищами, после чего за Осипом закрепился образ комического чудака. Впрочем, забавным, смешным его называли многие современники, и такое отношение очень диссонировало с глубиной стихов Мандельштама и его внутренним миром.
Весной 1917 года Мандельштам приезжает в Крым, как и многие, спасаясь от голода и беспорядков, царивших в Петрограде после Февральской революции. Он поселяется в Алуште и здесь пишет знаменитые строки:
“Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
– Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, – и через плечо поглядела…”
Литературоведы отмечают в его стихах этого периода сильнейшую грусть и предчувствие угрозы, нависшей над своего рода раем. И действительно Крым тогда уже не был беззаботным местом: политические режимы сменяли друг друга, полуостров стоял на пороге Гражданской войны.
Однако Мандельштам и дальше продолжал приезжать в Крым. Здесь его ждал первый арест.
"Однажды Мандельштам вошел ко мне очень взволнованный, - вспоминал Волошин. - Макс Александрович, сейчас за мной пришел какой-то казацкий есаул и хочет меня арестовать. Пойдемте со мной. Я боюсь исчезнуть неизвестно куда." Через несколько дней Мандельштама арестовали по доносу - якобы он работал на "красных".
Осип был ужасно напуган.
- А что, у вас невинных иногда отпускают? - спросил он тюремщиков, в результате чего был заперт в одиночной камере.
За Мандельштама заступилась крымская интеллигенция, и главным образом - Волошин: он написал начальнику контрразведки достаточно смелое письмо, за которое и сам мог пострадать. Осипа отпустили, и он сразу уехал в Феодосию, откуда отбыл на пароходе в Грузию.
Впрочем, на этом испытания не закончились: в Грузии его сразу арестовали, уже подозревая в работе на белогвардейцев. И в этот раз Мандельштаму удалось быстро выйти на свободу.
За этот период в Крыму им были написаны стихи "Золотистого меда струя из бутылки текла…", "Меганом" ("Еще далеко асфоделей..."), "Феодосия", а также четыре прозаических очерка о Феодосии, где автор описывает сцены из жизни портового города, уставшего от войны.
"Мандельштам всегда – всю свою жизнь – стремился на юг, на берега Черного моря… Крым, Кавказ были для Мандельштама историческим миром, книгой, "по которой учились первые люди", - вспоминала жена поэта Надежда Яковлевна.
В последний раз Мандельштам приехал в Крым с супругой в 1933 году. Они остановились в Старом Крыму. В это время Осипа занимало творчество поэтов итальянского Ренессанса, прежде всего Данте. На полуострове он написал свой самый значительный поэтологический текст "Разговор о Данте".
Здесь же пораженный картинами голода и бедности среди простого населения он написал и одно из острых политических стихотворений:
“Холодная весна. Голодный Старый Крым,
Как был при Врангеле – такой же виноватый.
Овчарки на дворе, на рубищах заплаты,
Такой же серенький, кусающийся дым…”
Это стихотворение находилось в его следственном деле во время допроса в 1934 году.
За поэтом уже следили, агент ОГПУ писал в доносе: "На днях вернулся из Крыма О. Мандельштам. Настроение его резко окрасилось в антисоветские тона. Он взвинчен, резок в характеристиках и оценках, явно нетерпим к чужим взглядам. Резко отгородился от соседей, даже окна держит закрытыми со спущенными занавесками. Его очень угнетают картины голода, виденные в Крыму, а также собственные литературные неудачи: из его книги ГИХЛ (Государственное издательство художественной литературы - ред.)собирается изъять даже старые стихи, о его последних работах молчат…"
Роковыми для поэта, конечно, стали не строки про Крым, а стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны…" - антисталинская эпиграмма, которую Борис Пастернак назвал самоубийством…
В 1934 Мандельштама арестовали и отправили в ссылку, жена поехала вместе с ним. Через три года срок ссылки закончился, но уже в 1938 поэта снова арестовали. В декабре того же года он умер в пересыльном лагере во Владивостоке, не дожив двух недель до 48 лет.
Место захоронения поэта до сих пор доподлинно неизвестно.
Осип Мандельштам был реабилитирован посмертно - "за отсутствием состава преступления".
"Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе", - писал Мандельштам в письме Юрию Тынянову в 1937 году. Позже комментируя эти строки, исследователь творчества поэта Сергей Аверинцев отметит: "Ничего не скажешь - все исполнилось, все сбылось".
Самые интересные и важные новости ищите в наших соцсетях: Telegram, Дзен, ВКонтакте и MAX. Также следите за нами в Одноклассниках и Rutube.