Вторая часть книги, начинающейся с описания «пути на Голгофу» Иисуса Христа , посвящена вопросам поиска и реконструкции портрета Его исторического прототипа .
Научный проект «Поиск Исторического Иисуса» существует более 250 лет.Участники "Поиска" -атеисты, агностики, а также верующие, независимо от конфессиий, говоря об «историческом Иисусе» , ведут речь не о Христе Боге,а об Иисусе- Человеке, каков Он был, и решающее слово в этом принадлежит историку. Поэтому в "Поиске" как исследовательской традиции для реконструкции учения, жизни и личности Иисуса из Назарета исследователи дистанцируются от богословской проблематики и от рефлексирования личностной позиции. За это время интерес к «Поиску» периодически то возобновлялся, то утихал и даже исчезал , но потом все же возрождался. Последний всплеск интереса к «Поиску» связан с открытиями свитков Мертвого моря и текстов Наг-Хаммеди. В настоящее время, как считают большинство исследователей, «Поиск» зашел в тупик. В результате "Поиска“ получились десятки взаимоисключающих версий , в которых Иисус представлен как:Галлилейский мудрец, Учитель вечных истин ;социальный революционер ;религиозный мистик ;эсхатологический пророк ;истинный Мессия и т.д. Загадка Иисуса состоит в том, что Он остается «неизвестным» при том множестве «портретов» совершенно разных личностей , которые из него можно сделать.
В связи с поиском исторического прототипа евангельского Христа возникает вопрос: "Почему никогда не было аналогичного проекта по поиску "исторического Будды"? Тесная связь межу этическими учениями Будды и Иисуса хорошо известна. Как тот, так и другой осуждают убийство, воровство, ложь ,беспорядочные сексуальные связи. Оба требуют почтения к старшим. Оба высоко ценят покой в сердце. И Будда, и Христос стремятся преодолеть зло добром, учат любить врага своего, советуют не увлекаться излишним накоплением земных сокровищ и милость предпочитать жертвоприношениям. Параллели между учениями весьма многочисленны, а некоторые мысли совпадают почти буквально. Будда называет себя «сыном человеческим» — и так же, как Иисус, величает себя «пророком», «Господом», «учителем». Будду называют «Оком мира» и «Несравненным светом», что соответствует относимым к Христу эпитетам: «Светоч мира» и «Свет истины».
Самооценка Будды и его понимание собственной роли столь же высоки, как и у библейского Христа. Так, Будда изрекает: «Я знаю Бога, Его царство и тот путь, который ведет к Нему. Я познал это так же, как тот, кто вступил в Брахмалоку (царство Божие) и рожден в ней». Далее он продолжает: «Верящие в меня и любящие меня неизбежно обретут рай. Верящие в меня могут быть уверены в спасении».Это высказывание удивительно близко словам Христа, обращенным к святому Иоанну: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). И далее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Будда говорит ученикам: «Те, у кого есть уши, пусть слышат». Он творит чудеса, исцеляет недужных,возвращает зрение слепым, слух — глухим, движение — увечным. Ученики Иисуса обретают способность творить чудеса, подобно ученикам Будды. Например, умение святого Петра ходить по водам ранее встречается среди последователей Будды. И точно так же, как тонет очнувшийся от медитации ученик Будды, святой Петр начинает тонуть при первом же сомнении в истинности собственной веры. Так же, как Иисус спасает Петра, Будда помогает своему ученику….
Если сравнить Иисуса из Назарета с Буддой Шакьямуни, который жил примерно на 500 лет ранее,мы обнаружим, что от каждого из них не сохранилось ни строчки письменного текста, что все повествования о них составлены их учениками и, по-видимому, отражают не только исторические факты, но и определенные верования и взгляды самих учеников. Однако влияние каждого из них на историю идей настолько велико и неоспоримо, что гораздо логичнее считать каждого из них исторической личностью, и совершенно не обязательно принимать любое сообщение о каждом из них как исторически достоверное.
При этом проблема «поиска исторического Гаутамы» , насколько мы можем судить, не существовала, или, по кр.мере, не занимала особого места в истории буддизма. О «поисках исторического Иисуса» такого сказать нельзя.Попытаемся объяснить, почему.
В буддизме нет Бога, подобного христианскому, нет Церкви, посредницы между Богом и людьми.Буддизм никогда не нуждался в инквизиции, не грозил вечными муками ада, не сулил райского блаженства и спасения на небесах, никогда не навязывал ритуалов, догм, духовных практик.
Христианская вера основана на уникальной исторической фигуре Человека, через которую Бог смог проявить себя непостижимым образом. В противоположность Будде, Иисус не просто считается основателем религии, доктрины, Он представляет собой ее основное содержание. В этом специфичность христианства, а также уязвимость перед лицом других религий: постоянно вновь ставится вопрос достоверности и историчности Иисуса, о том, как «транспортировать» эту историческую личность в совершенно другой мир. В связи с этим возникает основная проблема «Поиска»:связь между историческим Иисусом и Христом веры.
И тогда «оглядываясь назад, мы убеждаемся в справедливости нашего тезиса о том, что фрагментарность дошедших до нас источников, а также “своенравие” четырех евангелистов в отборе материала преданий, его оформлении и расположении, иными словами, их богословская воля делают невозможным такое изображение Иисуса из Назарета, которое действительно удовлетворило бы наше современное “историческое любопытство”…
Однако,подводя итог, можно сказать, что попытки создать научно обоснованную реконструкцию жизни и учения Иисуса из Назарета не привели к особенному успеху, т. е. ясное, непротиворечивое и доказательное повествование так и не было построено.
Итогом многолетнего труда по «Поиску» выдающегося ученого библеиста Т. Райта стало признание его полной бесполезности: поиск исторического Иисуса приводит его к Иисусу Веры, для встречи с которым никакой научный анализ не нужен по определению, да и едва ли возможен применительно к нему такой анализ. Скорее, это признание человека, который одновременно является христианином (более того, епископом) и ученым: научный анализ поисков ИИ рассказал об ищущем не меньше, чем об искомом, и не изменил его изначальных религиозных убеждений.
Более прямой ответ на вопрос «Почему не было аналогичного проекта по «Поиску исторического Буды» , дает автор реценции, текст которой приводится далее без изменений.
"Почему нет проекта по поиску "исторического Будды"?"
- потому, что никогда и никто не сомневался (прежде всего в Индии, на родине Буддизма), что Готама был реальной исторической личностью. За 45 лет его постоянных путешествий и проповедей он общался с множеством реальных людей. Среди его последователей были цари и другие могущественные люди. При том, что сам Готама Будда создал Сангху или организацию монахов, монашеское братство и дал устав по которому они должны были жить.
Это обычные аргументы. Но есть еще и необычные. С нашей точки зрения. Например то, что Будда после его оставления тела Готамы, когда он умер как Готама ,- он не ушел в другие миры навсегда, не погрузился в состояние Нирваны, но продолжал учить и дальше. Что и послужило основой более совершенного продолжения раннего буддизма. И известно как Махаяна, первое упоминание о которой известно только через несколько сотен лет после раннего буддийского периода. В том то и дело, что истинный буддизм, это очень сокровенная терра инкогнита для нас, людей Запада. И те многочисленные ошибки и искажения, которые накопились за эти 2,5 тыс лет многое скрывают. Но истинный буддизм прекрасен, поверьте.»