Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ЛЕГЕНДАРНОМ ПОЕДИНКЕ

...или Как Максим Горький едва не отомстил Жоржу Дантесу за смерть Александра Пушкина. [освежённая давняя публикация] В монументальном труде "Антикоучинг. Как НЕ НАДО писать" встречается множество известных имён. К сожалению, бóльшая часть подготовленного материала в книгу не вошла, даже несмотря на то, что в издательстве текст разделили на две части по 300-400 страниц: от пролога до кульминации и от кульминации до финала. В частности, пришлось убрать обратно в архив душевную байку Григория Горина — изумительного театрального драматурга и автора кино-телевизионных сценариев "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо", "Убить дракона"... С его слов, около 1970 года на семинаре молодых писателей в Ялте эту байку рассказал педагог Виктор Шкловский — друг и армейский сослуживец Владимира Маяковского, автор выражения "по гамбургскому счёту", персонаж романа "1916 / Война и мир" (в итальянском переводе L'ultimo inverno di Rasputin — "Последняя зима Распутина"), прекрасный писатель и видный л

...или Как Максим Горький едва не отомстил Жоржу Дантесу за смерть Александра Пушкина.

[освежённая давняя публикация]

В монументальном труде "Антикоучинг. Как НЕ НАДО писать" встречается множество известных имён. К сожалению, бóльшая часть подготовленного материала в книгу не вошла, даже несмотря на то, что в издательстве текст разделили на две части по 300-400 страниц: от пролога до кульминации и от кульминации до финала.

В частности, пришлось убрать обратно в архив душевную байку Григория Горина — изумительного театрального драматурга и автора кино-телевизионных сценариев "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо", "Убить дракона"...

-2

С его слов, около 1970 года на семинаре молодых писателей в Ялте эту байку рассказал педагог Виктор Шкловский — друг и армейский сослуживец Владимира Маяковского, автор выражения "по гамбургскому счёту", персонаж романа "1916 / Война и мир" (в итальянском переводе L'ultimo inverno di Rasputin — "Последняя зима Распутина"), прекрасный писатель и видный литературовед, цитатами из трудов которого пестрит "Антикоучинг".

-3

Шкловский, в свою очередь, передал Горину рассказ о случае из жизни Максима Горького, услышанный примерно в 1915 году от самого Горького и выглядевший вкратце так:

Двадцатью годами раньше, в 1895-м, Горький приехал во Францию. Под Парижем его представили старенькому сенатору, барону де Геккерену. Когда российский писатель узнал, что перед ним тот самый Жорж Дантес, который в 1837 году смертельно ранил Пушкина, — он отказался подать убийце руку.
Оскорблённый Дантес вызвал Горького на дуэль, но наутро прислал письмо — мол, полночи знакомился с творчеством противника, пришёл в восторг от стихов и хотел бы отменить дуэль: "Я заколебался и понял, что не могу лишить русскую поэзию её восходящего солнца. В связи с этим прошу считать наш конфликт исчерпанным".

Шкловский добавил, что именно после этого случая Горький перестал писать стихи.

-4

Забавная байка. И жаль, что всех, кто здесь упомянуты, давно нет в живых.
Жорж Дантес умер 83-летним в
1895 году.
Максим Горький — в
1936-м, ему было 68.
Виктор Шкловский прожил 91 год и умер в
1984-м, когда у меня уже родился первый сын.
Григорий Горин опубликовал историю несостоявшейся дуэли в
2000 году и и поинтересовался соображениями читателей и знакомых, но месяца через три-четыре тоже умер...
...так что поделиться с ним своими соображениями я не успел. Зато могу сделать это сейчас во всеуслышание.

-5

Жорж Шарль д'Антес, барон де Геккерен во второй половине 1830-х состоял на российской гвардейской службе и был женат на сестре Натальи Гончаровой — жены Пушкина, то есть доводился поэту свояком.

Пушкин стрелялся с Дантесом, был тяжело ранен и через два дня умер. Легко раненный Дантес попал под суд и был приговорён к смерти. Казнь заменили высылкой из России. Во Франции молодой барон сделал блестящую политическую карьеру, состоял в Учредительном собрании, стал сенатором и кавалером ордена Почётного легиона.

Всё это известно...

-6

...а настораживают нюансы.
(1)
Дуэльный кодекс не был забыт ни в России, ни во Франции даже после официального запрещения дуэлей под страхом смерти. В соответствии с положениями кодекса дуэль допускалась только между равными.
Максим Горький — выходец из купеческо-мещанской семьи — не мог претендовать на равенство с титулованным дворянином, как и на получение вызова. Сам он вызвать на дуэль барона тем более не мог.
(2)
Ни в собрании сочинений Шкловского, ни в собрании сочинений Горького история столкновения с Дантесом не упоминается.
(3)
В
1895 году Горький — не знаменитый российский писатель, а подающий надежды. Он служит в "Самарской газете" и каждый день сдаёт редактору фельетон под псевдонимом Иегудиил Хламида или статью, в общей сложности около пятисот текстов за неполные два года: об этом рассказано в "Антикоучинге". Деньгам на заграничное путешествие у Горького взяться неоткуда.
(4)
К
1895 году опубликованы всего несколько художественных произведений 27-летнего Горького, а из стихов — если это можно назвать стихами — только ритмизированная прозаическая "Песня о Соколе".
(5)
Переводить Горького на французский, чтобы Дантес мог что-то прочесть, начали только через одиннадцать лет. И тогда же — в
1906 году, а не в 1895-м — случился первый зарубежный вояж Горького. Но не ради приобщения к светской жизни, ресторанам и баронам, а по заданию большевистского подполья для участия в подрывной деятельности.

Словом, в 1970 году маститый Виктор Шкловский (1893-1984) в общении с молодым Григорием Гориным (1940-2000) очередной раз подтвердил свою репутацию выдающегося мистификатора в придачу ко многим прочим заслугам...
...либо в
2000 году заматеревший Горин, прикрывшись незыблемым авторитетом академика Шкловского, опубликовал историко-литературный анекдот собственного сочинения.

В любом случае оба молодцы.

-7

Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум". Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.

★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.