Найти в Дзене
АвиаПарк

На обложке сентябрьского номера "Popular Science" за 1922 год - очень необычный летательный аппарат: Papin‑Rouilly Gyroptere с

одной‑единственной лопастью. Его создали французские инженеры Альфонс Папен и Дидье Руилли, вдохновившись… кленовой крылаткой. Когда семечко клёна падает, оно начинает вращаться и планировать, улетая далеко от дерева. В начале XX века, когда авиация только зарождалась и не было устоявшихся схем вертолётов и самолётов, инженеры пытались перенести этот природный принцип в технику. 14 января 1910 года Альфонс Папен и Дидье Руилли представили свой проект Французской академии наук. Что же придумали Папен и Руилли: - одна полая лопасть длиной 17 м, по форме напоминающая крылатку клёна; - девятицилиндровый ротативный двигатель "Рон" на 80 л. с., прокачивающий воздух внутрь лопасти; - сопло на её конце, выбрасывающее струю воздуха со скоростью около 100 м/с и приводила в движение весь аппарат. - пилот - в центре масс аппарата, между "крылом и вентилятором", что давало возможность стабилизировать положение его кабины. Направление полёта предлагалось менять за счёт отбора части воздуха в

На обложке сентябрьского номера "Popular Science" за 1922 год - очень необычный летательный аппарат: Papin‑Rouilly Gyroptere с одной‑единственной лопастью. Его создали французские инженеры Альфонс Папен и Дидье Руилли, вдохновившись… кленовой крылаткой.

Когда семечко клёна падает, оно начинает вращаться и планировать, улетая далеко от дерева. В начале XX века, когда авиация только зарождалась и не было устоявшихся схем вертолётов и самолётов, инженеры пытались перенести этот природный принцип в технику.

14 января 1910 года Альфонс Папен и Дидье Руилли представили свой проект Французской академии наук.

Что же придумали Папен и Руилли:

- одна полая лопасть длиной 17 м, по форме напоминающая крылатку клёна;

- девятицилиндровый ротативный двигатель "Рон" на 80 л. с., прокачивающий воздух внутрь лопасти;

- сопло на её конце, выбрасывающее струю воздуха со скоростью около 100 м/с и приводила в движение весь аппарат.

- пилот - в центре масс аппарата, между "крылом и вентилятором", что давало возможность стабилизировать положение его кабины.

Направление полёта предлагалось менять за счёт отбора части воздуха в поворотный воздухопровод, связанный с рулём поворота.

Проект одобрила Французская академия наук, а финансирование дала армия. Аппарат, названный Chrysalide ("Куколка"), выделили в отдельный класс гироптеров и защитили патентами. Первый экземпляр построили в 1913 году, но испытания отложили из‑за Первой мировой. Полёт состоялся лишь 31 марта 1915 года, на озере в департаменте Кот‑д’Ор - и закончился провалом:

кабину пилота стало крутить и трясти так, что он лишь каким-то чудом сумел выпрыгнуть из неё в воду, после чего мотор у "Куколки" заглох, а сама она перевернулась и затонула, хотя в основании у неё и был специальный полый поплавок.

В 1917 году инженеры предложили улучшенную версию, но так и не нашли финансирование - поиски средств растянулись почти на 20 лет и закончились ничем.

История Papin‑Rouilly Gyroptere наглядно показывает:

природа великолепно вдохновляет инженеров, но прямое копирование её решений не всегда работает. То, что идеально подходит для лёгкого семени клёна, оказывается совершенно недостаточным для тяжёлого пилотируемого аппарата.

Тем не менее именно такие смелые эксперименты расширяли горизонты и помогали понять, какие аэродинамические принципы действительно жизнеспособны в реальной авиации. Без подобных "тупиковых" ветвей прогресса не было бы и тех вертолётов, которые мы считаем сегодня абсолютно привычными.