Кто из простых людей может сказать, что «в золотоордынское время» пришли в Европу типографская печать и компас, фаянс, фарфор, шелк и чугун, легкие стальные доспехи, косые паруса, артиллерия? Эти достижения, как и многое другое, приписали себе европейские народы после развала Булгарской империи.
--------------------------------------
Но даже после вывоза артиллерии и порчи пороховых запасов казанцы восстановили «огненный бой». Курбский описывая последнюю осаду отмечал: «начали татары пушечный обстрел из крепости как с высоких башен, так и с городских стен стрельбу огненную».
150 орудий москвичей подавили казанскую артиллерию, но не смогли пресечь обстрел из ружей и мушкетов, который вызывал большие потери» [1].
Обычно в детстве уже в примерно в 5-6 лет ребенок начинает сталкиваться с понятием неравного статуса национальностей. Одни из них почетны и уважаемы, другие – напротив… На пространствах от Татарского перевала в Карпатах и до Татарского пролива татарские дети узнают, что они относятся к «чуждой, враждебной и варварской цивилизации» из-за многовековой агрессии которой другие народы до сих пор живут так плохо.
Для читателей журнала не нужно пояснять, но все же оговоримся, что в большинстве случаев за понятием «татар» на самом деле скрывается древняя культура булгаро-болгар. Все ее анклавы были последний раз объединены Империей Джучидов, более известной под названием «Золотой Орды».
Кто из простых людей может сказать, что «в золотоордынское время» пришли в Европу типографская печать и компас, фаянс, фарфор, шелк и чугун, легкие стальные доспехи, косые паруса, артиллерия? Эти достижения, как и многое другое, приписали себе европейские народы после развала Империи Джучидов.
О булгарской («татарской») артиллерии я сегодня и хотел бы в двух словах рассказать нашим внукам. Ведь о ней не расскажут немцы (которые приписывали себе изобретение пороха монахом Бертольдом Шварцем), а тем более не расскажут восточноевропейские народы – бывшие окраины великой империи.
Дело в том, что для ХIII-ХVI веков артиллерия – один из явных символов технологического и научного первенства, поэтому европейцы так долго пытались внушать себе и другим, что это они изобрели порох и артиллерию. В ХХ веке им пришлось признать, что в Китае они применялись за многие столетия до европейцев, но оставался вопрос о том, от кого европейцы получили огнестрельное оружие. Они даже и не сомневались особо: кто же, как не просвещенные арабы мог передать это «ноу-хау»! Но дело в том, что между арабами и китайцами многие тысячи километров, на которых проживали тюрки. Есть еще один очень важный вопрос: а где арабская терминология в европейской археологии? Давно подмечено, что вместе с каким-либо принципиальным новшеством обычно заимствуется и слова из языка того народа, от которого произошло заимствование. Но арабских слов не было и нет в артиллерийском лексиконе!
Пытливый юноша спросит: «А какие есть? Ну, кроме собственных слов этих европейских стран?
И здесь, можно уверенно отвечать, что в европейских и особенно славянских языках до сих пор используются специфические слова, объяснения которым возможно только из языков тех народов, которые располагались в ХIII-ХIV веках между Китаем и Средней Европой. В своей последовательности это маньчжурские, тюркские, иранские (персидский и др.) и венгерский языки.
Для того, чтобы правильно сравнивать разные слова разных языков по одной теме нужно рассчитать определенные закономерности, то есть рассчитать алгоритм работы. Одну мы знаем: технология и слова шли с востока на запад. Другую важную особенность отметим сразу, чтобы не уводить читателя в дебри расчетов и размышлений – почти во всех языках в названии нового оружия указывается его главная отличительная особенность: круглый ствол или труба. Например, в тунгусо-маньчжурских языках это значение заключали в себе слова кан/гун и туркэ, в иранских – туб/тубо, в тунгусских языках, чувашском и русском интересно еще одно интересное слово – миочань/пащаль/пищаль, которое обобщает собой понятия дудочка, духовая трубка и ружье.
В китайском языке нет этих слов. Там ко времени создания эффективного огнестрельного оружия давно сложилась военная артиллерийская наука и по отношению к механическим метательным орудиям, давно применялся термин бао/пао – ‘лук, баллиста’. По всей видимости он и лег в основу известного во всем мире слова паошоу/пашоу(-ка) – пушка. А для того, чтобы не путать механическую артиллерию с пороховой, ее поначалу обозначали словом хун-и-пао – то есть «метательное приспособление с трубой». Это словосочетание, отрытое востоковедами в глубинах маньчжурской лингвистики, вовсе не чуждое и для булгарского Поволжья. В повести о нашествии Тимура на Булгар (конец ХIV века) описывается эффективное применение им пушек (туб) и унпиев. Этот странный и нетипичный для поволжского тюрки термин, по всей видимости и есть упрощенная форма от хун-и-пао.
Интересно, что по этому принципу впоследствии строили свой специальный термин и итальянцы, где корень арке обозначал лук и баллисту (стреляющий механизм), а термин пашоу стал второй частью слова аркебуза.
Сравнительное языкознание дает множество подобных примеров, сочетание которых выстраивается в пеструю мозаичную картину, но не для всех она столь очевидна, потому, что нужно иметь представление о многих языках сразу, ориентироваться в военной истории, истории техники и технологий, знать многие содержание исторических источников. Таких ученых мало, поэтому остальные считают, что лингвистический материал недоказателен. Действительно, лингвистическая компаративистика доступна немногим. Но дополнительную доказательственную силу они приобретают в сочетании с иными источниками. Историкам давно известны факты об огнестрельном оружии, надежно зафиксированные в письменных источниках, но которые обычно обходятся в русской истории.
Известная по разным историям битва на Ворскле, датируемая обычно 1399 годом. Там войска Империи, возглавляемые Идегеем, разгромили объединенное европейско-татарское войско под общим командованием Великого князя Витовта и хана Тохтамыша. В летописи описывается интенсивная перестрелка «татар» и «литовцев», в ходе которой литовская артиллерия, якобы, стала побеждать. Но во всех описаниях этой битвы указывается, что победили войска Идегея. Это может означать, что побеждала именно его артиллерия.
Первое упоминание в русских летописях, которое можно было бы отнести к массовому применению артиллерии связано с нападением московских войск на Волжскую Булгарию в 1376/1376 г. Московско-суздальское войско, атаковавшее Булгар, было завлечено под плотный огонь крепостных орудий. В летописях писали о громе со стен города. Это событие и принято считать знакомством русских княжеств с огнестрельным оружием.
Но здесь необходимо учитывать и то, что массовое эффективное применение орудий не могло быть начальным этапом овладения огнестрельным оружием. Этому должен был предшествовать длительный период знакомства, обучения и выработки способов его производства и применения. То есть, булгары должны были ознакомиться с ним задолго до массового применения.
Мы можем углубиться ко времени монгольского нашествия на Восточную Европу и Иран. В летописях и исторических работах встречаются специальные термины, которые русские историки оружия попросту не знали. Это, например, слово туп при описании страшного штурма Киева. Это слова кана, и pai (< pao) при описании корпуса китайской артиллерии в истории Джувейни. Там же был о и слово жерла (орудий– H.Р.). В Европе слово kanone в ряде языков до сих пор означает артиллерийские орудия.
Слово туп имеет особую значимость для оружейных историков России, т.к. они единодушно признают восточное происхождение первых московских пушек тюфяков. Этот термин дошел до современного читателя из текста повести о взятии (приходе) Москвы царем Тохтамышем. Правда и здесь есть существенное искажение московских историков. Они считают, что «тюфяки» использовали москвичи, но из текста этого не следует. Скорее напротив, этот эпизод свидетельствует о применении тюфяков и пороков осаждающими. В противном случае мы видим весьма забавную картину, как осажденные горожане на крепостных стенах воюют стенобитными таранами (пороками).
Почему не сохранились первые пушки. Конечно же они переливались под новые более эффективные стандарты; первые пушки такжке были деревянными и об этом не раз писали источники; они есть в разных музеях, но кому в Европе нужен булгарский, татарский, иранский приоритет? Этот материал, например, московские журналы не разместили у себя даже сокращенном виде, даже в рубрике дискуссионных проблем.
Были ли пушки у Великого булгарского кана Тохтамыша? Да, и об этом нам в частности сообщает эпос «Идегей».
Пушки у Тохтамыша:
«с черной пушкой внушавшей страх
выстрелами колебля прах,
оглашая рассветную тишь
войско вывел хан Тохтамыш»
(применительно к 1391 году) [Идегей, 1990. С. 138].
Там же применительно к далекому прошлому:
«Там где Яик, там где Идиль, было батыра четыре там, …ядра гяуров песком считал, пушкам в глаза не боялся взглянуть - не пробивало ядро ему грудь. «Непробиваемый ядром» – такого имени он достиг» [Идегей 1990. С.58].
Об Идегее: «…там где нужно – натягивал лук
там где нужно – грозил ружьем» [Идегей 1990. С.231].
Ворвавшись в Сарай Идегей наказывал сановников, в т.ч.: «Чагмагыша, что управлял ратным хозяйством огневым» [Идегей 1990. С.161].
Какие булгарские и татарские слова остались в языках мира? Их сохранилось довольно много. Приведем лишь несколько узнаваемых.
Известными восточными словами, которые глубоко вошли в лексикон оружейного дела являются: 1. дуло; 2. жакан; 3. казна 4. калибр, 5. куля/пуля; 6. магазин; мишень 7. отдача, 8. порох/прах, 9. пищаль; 10. собачка; 11. целить, цель, целик. 12. шептало; 13. шомпол и многие другие.
Если коротко излагать основную идею, то можно сказать, что уже в ходе монгольского наступления чжурчжэньские (бывшая империя Цзинь) артиллеристы применили новейшие достижения того времени: железные (чугунные) пушки и быстросгорающий порох. Это позволило создавать в камере сгорания более высокое давление и резко повысить возможности ствольной артиллерии. Способность крупных стран с развитым ремеслом воспроизводить чудо-оружие позволила им очень быстро заимствовать технологию (и специфическую терминологию) настолько, что во второй половине ХIV века источники уже и не упоминали о стране, от которой они получили ее.
Фактического материала довольно много. К сожалению, его большая часть позволяет говорить о булгарском и тюркском вкладе в развитие артиллерии лишь в предположительном плане, но господствующая пока в мире версия об арабском посредстве вообще не имеет обоснования.
Сведения о вкладе тюрков и булгар (в отличие от арабов) в распространение огневого дела реален и оставил довольно большое количество реальных следов. В том числе и материальных.
В этой статье мы впервые приводим фотографию древнейшей кованой пушки, которая по московской классификации называется «тюфяк» и относится специалистами к XIV в. Возможно эта пушка, обнаруженная в Крыму является древнейшей железной кованой пушкой в мире.
-----------------------------------------------------------
1 [Курбский А. История о великом кн. московском// Памятники литературы др. Руси 2/2 XV -1/2 XVIII в. – М.: Худ. лит. 1986, с. 239, 241].
2 Тюфяк XIV в. Ствол железный, кованый. Диаметр канала ствола – 90 мм. Длина – 440 мм. Масса – 11,5 кг. Изготовлен во второй половине XIV – начале XV вв. Представляет собой наиболее ранний образец огнестрельного оружия.
Рустам Набиев. Казань
---------------------------------------------------------------
The Bulgar Times 2015 № 1/2 (14/15), стр. 14-16.