Есть в жизни решения, которые в моменте кажутся верхом рациональности и прагматизма, а спустя пару лет ты смотришь назад и думаешь, где же были твои глаза и мозги. Именно такая история случилась со мной и моим «идеальным» кроссовером Kia Sportage четвертого поколения, который я купил новым в салоне в 2018 году. Тогда мне казалось, что я обманул систему. Я не стал переплачивать за угоняемую и дорогую Тойоту, не стал связываться с капризным Фольксвагеном, а выбрал золотую середину.
Корейцы тогда были на пике славы, из каждого утюга кричали про их надежность, пятилетнюю гарантию и ликвидность. Я поверил в эту сказку, отдал свои кровные миллионы и стал счастливым обладателем красивого белого кроссовера. Кто же знал, что эта сказка закончится стуком мотора, нервотрепкой у дилера и потерей огромной суммы денег.
Первые полтора года владения машина радовала. Подвеска неплохо глотала наши ямы, а полный привод зимой позволял чувствовать себя уверенно во дворах. Я ездил и посмеивался над владельцами старых немцев, которые постоянно что-то чинят.
Масло менял даже чаще регламента, раз в 7-8 тысяч километров, потому что машину планировал оставить в семье надолго. Бензин заливал исключительно АИ-95 и только на брендовых заправках известной сети, где всегда очереди и кофе вкусный. Никаких «левых» колонок на трассе. Я берег этот автомобиль как зеницу ока.
Гром грянул неожиданно, как это обычно и бывает. На одометре было около 55 тысяч километров. Обычное зимнее утро, на улице легкий морозец. Я запускаю двигатель с автозапуска, подхожу к машине, чтобы смахнуть снег, и слышу странный звук. Это был не ровный шелест мотора, а какой-то глухой, ритмичный перестук. Словно под капотом поселился маленький молоточек. По мере прогрева звук становился тише, и я успокоил себя тем, что это просто гидрокомпенсаторы на холодную стучат. Машина ехала как обычно, лампочки на панели не горели, динамика не пропала. Но червячок сомнения уже начал грызть меня изнутри.
Через пару недель стук стал отчетливее. Он уже не пропадал полностью даже на горячую. На светофорах я выключал музыку и слушал этот предательский ритм. Знакомые в гаражах, послушав работу мотора, сочувственно качали головами и произносили страшное слово, которое знает каждый владелец корейца - задиры. Я отказывался в это верить. Как? Машине три года, пробег детский, обслуживание идеальное. Этого просто не может быть. Я же не гонщик, не перегревал ее, в болотах не буксовал.
Записался к официальному дилеру. Ехал туда с полной уверенностью, что сейчас мне все починят по той самой хваленой гарантии 5 лет или 150 тысяч километров. Наивный. Менеджер по гарантии встретил меня с таким лицом, будто я пришел просить у него денег в долг. Машину загнали в цех. Через два часа меня пригласили в ремзону. Мастер выкрутил свечи и опустил в цилиндры эндоскоп. Картинку вывели на монитор. Даже я, человек далекий от глубокой инженерии, все понял. Стенки цилиндров были исполосованы вертикальными царапинами, словно когтями. Особенно сильно пострадали второй и третий цилиндры.
Но самое интересное началось потом. Я ожидал, что мне сейчас предложат подменный автомобиль и назовут сроки замены шорт-блока. Вместо этого гарантийщик начал долгую лекцию про качество российского топлива. Оказывается, катализатор на этих машинах сделан из материала, который по хрупкости напоминает печенье. От якобы некачественного топлива он начинает разрушаться, керамическая пыль засасывается обратно в цилиндры (особенность конструкции выпускного коллектора и фаз газораспределения), и эта пыль работает как абразив, уничтожая поршневую группу.
Они тут же взяли пробу топлива из бака. Я был спокоен, ведь у меня в бардачке лежала пачка чеков с одной и той же проверенной заправки. Но через несколько дней мне позвонили и сухим голосом сообщили вердикт: в топливе обнаружены отклонения, случай признан негарантийным. Мне выставили счет за разборку мотора и предложили ремонт за мой счет. Сумма была такая, что можно было купить подержанную Ладу Гранту. Мои доводы про чеки, про брендовую заправку, про то, что машина сертифицирована для России, никто не слушал. Мне прямым текстом сказали: идите в суд, судитесь с заправкой, судитесь с нами, дело ваше, но чинить бесплатно мы ничего не будем.
Я начал погружаться в тему технического устройства этих моторов и у меня волосы встали дыбом. Оказалось, что мой двухлитровый двигатель серии G4NA - это настоящая бомба замедленного действия. Инженеры в погоне за экономией и экологией сделали блок цилиндров алюминиевым с тонкостенными чугунными гильзами. При этом поршни имеют очень короткую юбку ("таблетки"), которые при перекладке начинают биться о стенки цилиндра. В первых версиях этих моторов даже не было масляных форсунок для охлаждения поршней. Потом их вроде добавили, но проблему это глобально не решило. Мотор теплонагружен, склонен к локальным перегревам, а катализатор стоит слишком близко к выпуску. Это конструктивный просчет, за который расплачивается покупатель.
Еще страшнее дела обстоят у тех, кто выбрал мотор помощнее - 2.4 литра GDI серии G4KJ. Там к проблеме задиров добавляется еще одна беда. Блок балансирных валов объединен с масляным насосом. Этот узел стоит космических денег и имеет свойство клинить. Как только он выходит из строя, давление масла падает, и двигатель ловит «клин» шатунных вкладышей. Проворачивает вкладыши моментально. Люди попадают на замену коленвала и шатунов на смешных пробегах в 60-80 тысяч. И там тоже дилеры находят тысячу причин отказать в гарантии - то масло не то, то интервал не тот, то эксплуатация неправильная.
В итоге я оказался у разбитого корыта. Судиться с огромной корпорацией у меня не было ни времени, ни сил, ни лишних денег на экспертизы и юристов. Я нашел частный сервис, который специализируется на "корейцах". Там мне сделали гильзовку блока. Расточили, вставили нормальные толстые чугунные гильзы, поменяли поршни, вырезали этот проклятый катализатор и прошили машину под Евро-2. Ремонт обошелся мне в круглую сумму, хоть и в два раза дешевле, чем у дилера.
Как только машину собрали и она снова зашептала, я выставил ее на продажу. Я больше не мог доверять этому автомобилю. Каждая поездка превращалась в прислушивание к звукам мотора. Мне казалось, что он снова застучит. Я продал его первому же реальному покупателю, сделав небольшую скидку. Когда я передавал ключи и деньги падали мне на карту, я испытал такое облегчение, какое не испытывал при покупке.
Этот опыт стал для меня отличным примером маркетинга. Я понял, что красивая обертка, куча опций, подогревы всего и вся, модный дизайн - это все пыль в глаза, если у машины нет надежного сердца. Корейские производители сделали ставку на внешний лоск, но сэкономили на инжиниринге и металле. Они создали одноразовые автомобили, ресурс которых часто заканчивается вместе с гарантией, а иногда и раньше. А их хваленая гарантия на практике оказывается фикцией с кучей звездочек и условий мелким шрифтом.
Теперь я смотрю на счастливых владельцев новеньких Kia и Hyundai с грустью. Они еще не знают, что их ждет. Они еще верят в то, что купили надежную иномарку. Я тоже верил. Теперь я езжу на машине другой марки, где мотор сделан инженерами, а не маркетологами, пусть в ней и меньше красивых лампочек.
А вы сталкивались с гарантийным отделом корейских марок? Удавалось добиться правды или тоже уходили ни с чем, проклиная тот день, когда "сели за баранку этого пылесоса"? Делитесь своими историями в комментариях.