Найти в Дзене
Подумалось мне часом

Почему "100 лет тому вперед" уже забыли, а "Гостью из будущего" до сих пор помнят?

На новогодних каникулах, просматривая пропущенные недавние фильмы, задумался. Однажды мы с дочками посмотрели в кинотеатре "100 лет тому вперед". Всем фильм очень понравился. Я еще порадовался, что наши хоть что-то приличное сняли. Потому что обычно по окончании просмотра новых фильмов я вспоминаю только фразу одного умного человека: «Как продукт — ничего, как искусство – тоже ничего, но в другом смысле». Но вот что интересно - прошло полтора года, и за это время "100 лет тому вперед" никто из нас ни разу не вспомнил. И желания пересмотреть ни у кого не возникло. А вот оригинал - телесериал "Гостья из будущего" я периодически вспоминаю до сих пор. И не я один. Он реально стал событием для моего поколения. В несчастные девяностые люди отчаянные стихи писали, вроде этого, от Ганны Шевченко: Алиса, ты меня помнишь, мы лежали с тобой вдвоем
в больнице. Ты помнишь? Я - Юля, Грибкова Юля.
Алиса, ты меня слышишь, ответь мне, прием, прием!
Мы тут все в шоке. Нас кажется, обманули.
Вы обещали

На новогодних каникулах, просматривая пропущенные недавние фильмы, задумался. Однажды мы с дочками посмотрели в кинотеатре "100 лет тому вперед".

Всем фильм очень понравился. Я еще порадовался, что наши хоть что-то приличное сняли. Потому что обычно по окончании просмотра новых фильмов я вспоминаю только фразу одного умного человека: «Как продукт — ничего, как искусство – тоже ничего, но в другом смысле».

Но вот что интересно - прошло полтора года, и за это время "100 лет тому вперед" никто из нас ни разу не вспомнил. И желания пересмотреть ни у кого не возникло.

А вот оригинал - телесериал "Гостья из будущего" я периодически вспоминаю до сих пор. И не я один. Он реально стал событием для моего поколения.

В несчастные девяностые люди отчаянные стихи писали, вроде этого, от Ганны Шевченко:

Алиса, ты меня помнишь, мы лежали с тобой вдвоем
в больнице. Ты помнишь? Я - Юля, Грибкова Юля.
Алиса, ты меня слышишь, ответь мне, прием, прием!
Мы тут все в шоке. Нас кажется, обманули.
Вы обещали, что Мила станет врачом,
а она торгует, держит точку на «Черкизоне»,
Фима бухает, Герасимов стал бичом,
я растолстела, Сулима сидит на зоне.
Что у вас там случилось? Вы проиграли войну?
Спаси, сохрани нас, Господи, твоя воля.
Пираты сбежали, или еще в плену?
Ведь им ничего не сказал истерзанный мальчик Коля.
Алиса ты меня слышишь, ответь мне, прием, прием!
Наш мир завоевали Крысы с Весельчаками.
Но мы еще терпим, мы дышим, живем и ждем,
что скрипнет белая дверь в заброшенном доме
с высокими потолками.

Наверное, этот фильм стал культовым потому, что был одной из последних настоящих сказок. Так-то у "Гости из будущего" огромное количество недостатков, и его бы наверняка забыли, как забыли множество проходных "школьных" фильмов.

Но.

Но вот финал... Финал с великой песней "Прекрасное далеко" сделал его настоящим произведением искусства.

Той самой "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!".

-2

Урок - то есть то, что важнее приключений и глубже развлечения - там действительно был, не поспоришь.

Я часто думаю - почему за прошедшие десятилетия у нас так и не появилось ни одной приличной киносказки? Ничего такого, чтобы запомнилось хотя бы лет на десять?

"Последний богатырь"? Полнометражные мультики про богатырей? "Майор Гром"? "Чебурашка"? Они неплохи, но когда начинаешь судить их всерьез, то понимаешь, что все эти радости – на фоне сегодняшней целины. А по гамбургскому счету, на фоне, скажем, мультика про Простоквашино, практически целиком вошедшего в пословицы русского языка или "Незнайки" Носова – только и вздохнуть горестно.

И это не только в кино. Я сейчас много читаю развлекательной литературы - там, к сожалению, то же самое. Талант некоторых авторов несомненен, но, присмотревшись, понимаешь страшную, в общем-то, вещь – а приложить-то его не к чему.

Он на холостых оборотах работает: и можно было бы ехать, да никто не знает куда.

И вот здесь мы дошли до ответа на вопрос: сказок нет, потому что нам нечего сказать нашим детям.

Просто нечего. Максимум — байки потравить, драки показать, развлечь, позабавить. Не больше.

Наверное, дело в том, что детская сказка – это вообще-то концентрированная мудрость взрослого мира. Эдакое спрессованное знание о фундаментальных, несущих, базовых вещах: кто мы такие, куда мы идем, что мы хотим, как надо жить, делать жизнь с кого…

Именно это детям нужно больше всего, и именно с этого начинается сказка.

А что мы можем им сказать? Ну вот так, по честному?

У нас самих никакого "Прекрасного далека" нет.