Найти в Дзене

«Зачем корпеть над учебниками, если курьер получает больше отца?» Почему родители перестали мечтать о вузах для детей

Присаживайся, разговор у нас сегодня будет про будущее. И про то, как мы своими руками, возможно, это будущее у наших детей воруем. Или спасаем? Я уже сама запуталась. Вчера я была на родительском собрании у племянника. 11 класс, выпускной на носу. Я ожидала увидеть панику, услышать разговоры о репетиторах, о баллах ЕГЭ, о том, «как поступить на бюджет».
Помните, как это было у нас? Если ребенок не поступил — это трагедия, позор семьи, «дворы мести пойдешь». А тут я сижу и чувствую, что попала в какое-то зазеркалье. Мама одного паренька, Леши, громко, на весь класс заявляет:
— Да мы вообще не паримся. Зачем мучить парня? Ну не сдал он эту физику, и бог с ней. Он у меня уже сейчас на электросамокате в доставке 80 тысяч делает. А если еще смены в такси возьмет — так и все сто будет. Зачем ему ваш политех? Штаны пять лет протирать? И знаете, что самое страшное? Другие родители одобрительно закивали.
— И то верно, — подхватила мама отличницы Кати. — Моя вон юристом хотела быть. А посмотрел

Присаживайся, разговор у нас сегодня будет про будущее. И про то, как мы своими руками, возможно, это будущее у наших детей воруем. Или спасаем? Я уже сама запуталась.

Вчера я была на родительском собрании у племянника. 11 класс, выпускной на носу. Я ожидала увидеть панику, услышать разговоры о репетиторах, о баллах ЕГЭ, о том, «как поступить на бюджет».
Помните, как это было у нас? Если ребенок не поступил — это трагедия, позор семьи, «дворы мести пойдешь».

А тут я сижу и чувствую, что попала в какое-то зазеркалье.

Мама одного паренька, Леши, громко, на весь класс заявляет:
— Да мы вообще не паримся. Зачем мучить парня? Ну не сдал он эту физику, и бог с ней. Он у меня уже сейчас на электросамокате в доставке 80 тысяч делает. А если еще смены в такси возьмет — так и все сто будет. Зачем ему ваш политех? Штаны пять лет протирать?

И знаете, что самое страшное? Другие родители одобрительно закивали.
— И то верно, — подхватила мама отличницы Кати. — Моя вон юристом хотела быть. А посмотрела на зарплаты стажеров в суде — 25 тысяч рублей. Смех! Она курсы бровиста закончила, теперь к ней запись на две недели вперед. Сама себе хозяйка, кофе пьет, печеньки ест, деньги живые каждый день в кармане.

Эпоха «быстрых денег»

Я вышла из школы в смешанных чувствах. С одной стороны, я понимаю этих родителей.
Мир изменился.

У меня есть знакомый, Виктор Петрович. Врач-анестезиолог от бога. Учился он лет десять: институт, ординатура, бесконечные повышения квалификации. Семья его все эти годы тянула, кормила, одевала. «Учись, сынок, ты будешь элитой, ты будешь людей спасать».
И что? Виктору сейчас 52 года. Он работает на износ, сутками. А свою двушку в ипотеку он закрыл только в прошлом году. Ездит на стареньком «Рено».
Интеллектуальный труд в нашей стране, к сожалению, часто оплачивается унизительно низко.

А рядом — сын соседки, Пашка. Ему 22 года. В школе еле-еле тройки получал. Сейчас он работает риелтором, плюс что-то мутит с перепродажей машин. Пашка уже купил студию (пусть в кредит, но сам!), ездит на новой иномарке и снисходительно смотрит на Виктора Петровича, который спасает жизни за копейки.

Ловушка «Ресничной Феи»

Кажется, выбор очевиден. Зачем напрягать мозг, учить сопромат или латынь, если можно клеить ресницы или крутить баранку и жить припеваючи уже завтра?

Но меня не отпускает тревога.

Я смотрю на этих довольных родителей, которые растят курьеров и «бьюти-фей», и мне хочется спросить: а вы думали, что будет через 20 лет?

Работа курьера или таксиста — это быстрый старт, но это и быстрый потолок. В 20 лет гонять с желтым коробом за спиной — весело и прибыльно. А в 45? А в 50? Здоровье уйдет, ноги начнут гудеть, спина отвалится. А профессии — нет. Карьерного роста — нет. Ты как был «подай-принеси», так и остался.

А с «ресничками» и «ноготочками»? Да, сейчас это золотая жила. Но конкуренция растет как на дрожжах. В каждом подъезде уже по три салона. И, опять же, это физический труд. Глаза сядут, спина согнется. А мозг, привыкший к простым алгоритмам, разучится решать сложные задачи.

Трагедия умных

Конечно, бывает и по-другому.
Мой стоматолог, мужчина с золотыми руками и высшим образованием, недавно признался мне, что пошел на курсы... нутрициологов.
— Ирма, — говорит, — лечить зубы становится невыгодно. Материалы дорогие, аренда бешеная. А в блоге я учу людей, как похудеть, и мне платят за марафоны.
Недавно он с гордостью рассказывал, как помогает клиенту «наладить стул» по фотографии анализов в Телеграме.

Я слушала его и думала: боже мой, человек учил анатомию, челюстно-лицевую хирургию, чтобы теперь разбираться в чужих, простите, экскрементах через интернет? Потому что там платят быстрее?

Это какая-то глобальная девальвация ума.

Что мы теряем?

Мне кажется, разрешая детям «не париться» и выбирать путь наименьшего сопротивления, мы оказываем им медвежью услугу.
Да, образование сейчас не гарантирует денег. Вообще ничего не гарантирует.
Но образование дает другое. Оно формирует сложный мозг. Умение видеть причинно-следственные связи. Умение переучиваться, когда мир снова перевернется.

Курьера завтра заменят роботом-доставщиком. Тексты копирайтеров уже пишет нейросеть. А вот сложный, фундаментальный ум заменить трудно.

Смотрю я на своих бывших одноклассников. Двоечник Сидоров, который списывал у меня математику, сейчас какой-то начальник в торговле. Да, он успешен. Но это, скорее, ошибка выжившего. На одного успешного Сидорова приходится сотня тех, кто так и остался на уровне «принеси-подай».

А те, кто учился, кто вкладывался в "долгую"... Они, может, и не купили "Мерседес" в 20 лет. Но к 40 годам у них есть фундамент. У них есть профессия, которая кормит голову, а не только ноги.

Может, я старомодна. Может, я зря брюзжу. Но мне страшно, что через 10 лет нас будут лечить врачи, которые купили диплом в переходе, потому что «учиться долго и невыгодно». А дома нам будут строить архитекторы, которые ушли из вуза, потому что в такси платили больше.

А вы как считаете? Стоит ли заставлять ребенка получать "вышку", если она не приносит денег? Или пусть идет работать туда, где платят здесь и сейчас?