Найти в Дзене
Непредвзятый спорт

Михаил Коляда: "Комментировать сложно, и теперь я могу понять всех". Как изменилось комментирование на Первом канале.

Давайте разберём подробнее. Вот то, что сказал Михаил Коляда. – Вам уже пришлось делать со спортсменами то, что с вами раньше делали журналисты – встречать чуть живых у льда и сразу задавать вопросы. Как ощущения? – Это невероятно сложно. Теперь я могу понять всех. Спортсменов – они с языком на плече выходят, не то что на вопросы отвечать не могут, мыслей своих не слышат. Журналистов – они работают. Но я не могу назвать себя журналистом. Я комментатор, спортсмен, тренер, но не журналист. Пока. Не знаю, куда меня дальше заведет моя жизненная дорога. – Вам сложно говорить критические вещи про спортсменов? – Говорить не сложно, сложно тактично сформулировать. Можно жестко рубануть, и человеку будет обидно. Я выбираю трудный путь. Не «ты (слово удалено, "не умный"), ты упал», а постараться понять, докопаться до сути, поддержать. Мне нравится искать причину, что конкретно помешало спортсмену сделать элемент и выступить лучше. Критики и так хватает, а помощи, поддержки и реально полезных ре
Оглавление

Я часто писал, что Первый канал серьёзно подходит к проведению соревнований. И к комментированию тоже. Было ооочень много негатива на комментирование Алексеем Ягудиным, Михаилом Колядой, Анной Щербаковой. Первый канал смотрит на комментирующих соревнования и, как мне кажется, имеется тенденция на улучшение.

Давайте разберём подробнее.

Вот то, что сказал Михаил Коляда.

– Вам уже пришлось делать со спортсменами то, что с вами раньше делали журналисты – встречать чуть живых у льда и сразу задавать вопросы. Как ощущения?
– Это невероятно сложно. Теперь я могу понять всех. Спортсменов – они с языком на плече выходят, не то что на вопросы отвечать не могут, мыслей своих не слышат. Журналистов – они работают. Но я не могу назвать себя журналистом. Я комментатор, спортсмен, тренер, но не журналист. Пока. Не знаю, куда меня дальше заведет моя жизненная дорога.
– Вам сложно говорить критические вещи про спортсменов?
– Говорить не сложно, сложно тактично сформулировать. Можно жестко рубануть, и человеку будет обидно. Я выбираю трудный путь. Не «ты (слово удалено, "не умный"), ты упал», а постараться понять, докопаться до сути, поддержать. Мне нравится искать причину, что конкретно помешало спортсмену сделать элемент и выступить лучше. Критики и так хватает, а помощи, поддержки и реально полезных рекомендаций – нет. Мне этого точно не хватало в свое время.
– А сами критику как воспринимаете?
– Я тот еще самоед. Если в интернете вижу какие-то поползновения в мою сторону, думаю: ну все, меня больше в эфир не пустят, уволят.
– Наверное, пока больше всего замечаний именно от болельщиков было после вашего разбора неудачного проката произвольной программы Егора Рухина, которую, кажется, вы и ставили.
– Я по нему тогда правда довольно жестко прошелся, почувствовал порыв и не смог его сдержать. После эфира связался с Егором, он объяснил мне, в чем была причина такого проката. Я попросил его на будущее напрямую мне писать, если есть какие-то проблемы в подготовке. Он говорит: да, без проблем, все было по делу.
– Многие начинающие работать у микрофона и в кадре люди болезненно воспринимают свой голос в записи. Вам нравится себя переслушивать?

– И да, и нет. Я как спортсмен и перфекционист всегда требую от себя максимального качества сделанной работы. Мне не нравится себя слушать, когда проскакивают слова-паразиты. К своему голосу я привык, отвращения к нему нет. А слушать эфиры полезно.
– Вы пробуете переосмыслить собственный опыт, когда смотрите и анализируете выступления других фигуристов?
– Я не переношу их опыт на себя – мы разные люди. Я, скорее, просто по-человечески всегда ставлю себя на их место. Катаю мысленно программу с каждым из спортсменов. Видно бывает, как им во второй части не хватает сил. Насколько трудно двигаться, тяжело дышать и так далее.
– Но комок в горле есть, когда включаете микрофон?
– Конечно, каждый раз. Начинать всегда сложно, потом подотпускает. Но ровно до того момента, пока не выходят ребята, с которыми я работаю как тренер-консультант. Тогда сердце колотится, адреналин подскакивает. Бывает сложно сказать даже слова поддержки, не то что проводить аналитический разбор.

У Михаила было "бурное" прошлое с комментаторами фигурного катания. Главным образом это касается Татьяны Тарасовой, которая в прямом эфире очень резко высказывалась по поводу бабочек на трикселях и тулупах.

Закончив спортивную карьеру и став комментатором, Михаил получил свой драгоценный опыт и, что естественно, учитывая критику на свои выступления, сделал соответствующие выводы.

Не думаю, что кто-то был за то, чтобы говорить про падения фигуристов, что они (изменю опять слово Михаила) не умные, раз упали. Мы всегда за конструктивный подход. Опыт выступлений и падений у Михаила большой. Так что понимать, почему спортсмены падают, он может как ни кто другой. И это хорошо. И это мы наблюдаем за ним по ходу сезона.

Теперь, что мне не нравится. А не нравится мне то, что Михаил, как говорится, "даёт заднюю" своим словам. Например с Егором Рухиным.

То есть Коляда начинает бояться своих сказанных слов про отдельный прокат фигуриста. И это очень плохо. Почему? Да потому, что на следующий прокат этого фигуриста, Михаил ПРАВИЛЬНЫХ слов уже не скажет, а станет говорить так, чтобы не обидеть спортсмена.

Но всё же вернёмся к главной теме. Комментирование изменилось? Да, изменилось. Комментаторы стали обращать внимание на недокруты. Стали хотя бы спорить.

Но в женском одиночном катании и в мужском одиночном всё же мы видим несогласие даже между собой при комментировании. Иногда даже Алексей Ягудин, когда говорил, что не согласен с судьями, был абсолютно прав. И у девушек тоже были такие вот истории.

То есть с комментаторами работают и комментирование улучшается.

Давайте определимся, что же мы хотим от комментаторов спортсменов\тренеров. Правды и грамотного разбора.

Лучшим комментатором в этом сезоне безоговорочно становится Максим Траньков. Он, при комментировании, показывает все малейшие нюансы, почему так поставили судьи, а не иначе. И подобный разбор очень интересен. Мы привыкаем к такому. Прекрасно откомментировали и Никита Кацалапов и, как ни странно, Елизавета Худайбердиева. Они все грамотно разбирали, практически каждую деталь выступлений фигуристов.

И теперь ответьте, есть ли такой разбор от Анны Щербаковой, Алексея Ягудина и Михаила Коляды. Да даже близко они не стояли.

Один льёт елей, вторая не замечает ничего, пока судьи не поставят недокруты, а Михаил и Алексей, вместо того, чтобы спорить, пусть повнимательнее посмотрят на прыжок и возьмут одну точку зрения, а не десяток. То есть станут согласны друг с другом.

Комментаторы в женском и мужском одиночном катании не могут вообще сказать, почему одно или иное вращение не четвёртого, а третьего уровня, а про дорожки я вообще молчу.

Ну и самое главное я не отметил. Вот на что нужно обратить пристальное внимание первому каналу. На заказы. Да-да, на заказы. Невозможно не признать, что про выступление на первом этапе Аделии Петросян - это не было заказом. И невозможно не признать, что не было заказом комментирование Анны Фроловой там же.

Столько мути и грязи было сказано про Аделию Петросян, и столько же тонн елея было вылито на банальный прокат Анны Фроловой.

После этого этапа,

где особенно старался Алексей Ягудин в адрес Аделии, у меня появилось стойкое отвращение к этим комментаторам. Ягудин после критики заявил, что они хотели показать на ошибки. Да не на одну ошибку не было показано. Была одна грязь и обвинения в отвратительной подготовке, хотя прокат был классным и эмоциональным.

Давайте скажем прямо. Каждый комментирует как может. Но... когда комментируют обманывая болельщиков, говоря, что вот этот прокат хороший, а вот этот - плохой, комментаторы делают всем плохо. (Естественно за исключением тех, кому грибуют.)

Итак, что главное в комментаторах фигурного катания? Всё просто. Должны быть три вещи.

  1. Это хорошее понимание технической составляющей.
  2. Честность.
  3. Непредвзятость.

Подвижки в лучшую сторону в комментировании безусловно есть, но куда расти дальше, так же присутствует.

-2

Спасибо всем.