Найти в Дзене

«Не бойся ошибаться»: профессор ТюмГУ с 30-летним стажем – о вечной истине и драмах в стенах университета

Мы начинаем цикл публикаций о победителях конкурса педагогического мастерства преподавателей высшей школы «Doctrina Magistrorum» имени доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.И. Загвязинского. Шевелёв Александр Павлович, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Школы естественных наук ТюмГУ, обладатель Гран-при конкурса «Doctrina Magistrorum» в номинации «Профессор». Образование – высшее (физика – специалитет, магистратура ТюмГУ (2002)) Ученая степень – доктор физико-математических наук Учебные курсы, дисциплины – физика нефтегазового пласта, вычислительная физика, физика, неизотермическая многокомпонентная фильтрация, геофизика Успешные достижения и проекты – «Моделирование фильтрационно-ёмкостных свойств при вытеснении нефти водой с учетом химической реакции» Для Александра Шевелёва университет – это место личных драм и триумфов, которые он наблюдает уже три десятилетия. От факультативов для школьников в 90-х до звания лучшего пр

Мы начинаем цикл публикаций о победителях конкурса педагогического мастерства преподавателей высшей школы «Doctrina Magistrorum» имени доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.И. Загвязинского.

ДОСЬЕ

Шевелёв Александр Павлович, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем Школы естественных наук ТюмГУ, обладатель Гран-при конкурса «Doctrina Magistrorum» в номинации «Профессор».

Образование – высшее (физика – специалитет, магистратура ТюмГУ (2002))

Ученая степень – доктор физико-математических наук

Учебные курсы, дисциплины – физика нефтегазового пласта, вычислительная физика, физика, неизотермическая многокомпонентная фильтрация, геофизика

Успешные достижения и проекты – «Моделирование фильтрационно-ёмкостных свойств при вытеснении нефти водой с учетом химической реакции»

Для Александра Шевелёва университет – это место личных драм и триумфов, которые он наблюдает уже три десятилетия. От факультативов для школьников в 90-х до звания лучшего профессора вуза – его жизнь неразрывно связана с ТюмГУ. В интервью он рассказал, почему настоящий профессор неотделим от ученого, как личные истории студентов заставляют его совершенствоваться, и какая единственная педагогическая истина осталась неизменной со времен чернил и пера.

– Александр Павлович, есть ли, на ваш взгляд, различия между профессором-ученым и профессором-педагогом? Или это неразрывное целое?

– По-моему, профессор-ученый и профессор-педагог – это две составляющие образа хорошего преподавателя. Чтобы быть хорошим педагогом, необходимо не только хорошо знать свой предмет и уметь понятно его объяснять, но и давать студентам знания, отвечающие современным вызовам в своей предметной области. Более того, поскольку современное развитие науки достигло таких масштабов, что охватить тот или иной раздел знаний в рамках одного учебного курса практически невозможно, авторский курс лекций должен подаваться через призму собственных научных изысканий в этом направлении. Таким образом, чтение актуального и интересного курса лекций невозможно лишь в одной ипостаси профессора-педагога, очень важно также и наличие высоких компетенций в рамках профессора-ученого.

– Если бы вы писали не научную монографию, а художественную книгу о жизни университета, какой жанр вы бы выбрали (детектив, драма, комедия) и почему?

– Если использовать эпистолярный жанр для описания жизни университета, безусловно, наиболее подходящим была бы драма. Вот уже 95 лет ряды студентов университета пополняются наиболее одаренными представителями своего поколения, но в процессе обучения их судьбы складываются по-разному. На протяжении трех десятилетий моя жизнь неразрывно связана с университетом. Без преувеличения можно сказать, что в его стенах я сформировался как личность. В далекие 90-е, будучи восьмиклассником, посещал здесь факультативные занятия по химии, затем поступил на физический факультет, а потом и в аспирантуру. Моя научно-педагогическая деятельность началась в 2002 году, и я был свидетелем многочисленных жизненных драм, когда студенты с прекрасным уровнем подготовки и талантом в силу разных причин отчислялись из университета, а ребята, на первый взгляд, не обладающие выдающимися способностями, становились прекрасными специалистами, учеными и преподавателями. Личные драмы каждого из моих учеников не оставляют меня безучастным и являются серьезной движущей силой для непрерывного самосовершенствования себя как педагога и ученого.

– У вас за плечами огромный педагогический опыт. Был ли в вашей практике момент, когда студент или коллега кардинально изменили ваш взгляд на какой-либо фундаментальный вопрос?

– Когда я учился в ТюмГУ, мне посчастливилось прослушать курс лекций по теории фильтрации профессора Константина Михайловича Федорова. Встреча с этим выдающимся ученым и преподавателем настолько захватила меня, что, окончив вуз по специализации «гидрогазодинамика», я решил переключиться на задачи подземной гидромеханики, и сейчас я с гордостью могу заявить, что являюсь одним из представителей его научной школы. Более того, на протяжении всей своей преподавательской деятельности я исповедовал принцип, что хороший педагог не только учит, но и учится у своих учеников. Я работаю со студентами без малого четверть века, и на протяжении этого времени мне попадалось много ребят, имеющих собственное мнение по, казалось бы, фундаментальным вопросам, или выдвигающих оригинальные гипотезы в том или ином вопросе. Это в свою очередь меняло направление моего научного поиска. Один из учеников, защитив под моим руководством бакалаврскую, магистерскую, а затем и кандидатскую диссертации, стал моим коллегой, и мы продолжаем совместную научную работу над его докторской.

– Какая «вечная» педагогическая истина, актуальная сто лет назад, остается неизменной и сегодня, несмотря на все технологии?

– Жизнь не стоит на месте, меняются времена и нравы, под воздействием технологического прогресса кардинально изменяются различные сферы жизни человека. Так, моя мама использовала в процессе обучения перо и чернила, мы писали шариковыми ручками, а наши дети все чаще прибегают к использованию планшетов и персональных компьютеров. Как и любая наука, педагогика не стоит на месте, меняются средства и формы обучения. На мой взгляд, лишь одна педагогическая истина не теряет своей актуальности во все времена и выбрана мною в качестве жизненного кредо: учиться, учиться и еще раз учиться.

– Что бы вы сказали себе в день своей первой лекции в ТюмГУ, зная все, что знаете сейчас?

– Бросая ретроспективный взгляд на свою педагогическую деятельность, сквозь призму накопленного за эти годы жизненного и профессионального опыта, могу сказать, что в ней, как и у каждого человека, были свои сильные и слабые стороны. Однако благодаря постоянному контакту со своими старшими товарищами-коллегами с течением времени последних становилось все меньше.
Тем не менее, в качестве работы над ошибками, в день своей первой лекции я бы сказал себе: «Будь смелее, твори и не бойся ошибаться, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает».