Найти в Дзене
Этносы и Человек

Человек-эпоха Томас Манн и его предупреждение

"Умирающее общество даёт мне премию за книгу про общество, которое умирает" - скажет Нобелевский лауреат Томас Манн.
Тем не менее премия не только кормила его семью много лет, но и дала возможность реализовать новые творческие идеи. Писать не ради куска хлеба и не ради того, чтоб нравиться читателям. Ведь истинный художник пишет не для публики, а исключительно для себя.
Эгоизм? Да. Но искусство

"Умирающее общество даёт мне премию за книгу про общество, которое умирает" - скажет Нобелевский лауреат Томас Манн.

Тем не менее премия не только кормила его семью много лет, но и дала возможность реализовать новые творческие идеи. Писать не ради куска хлеба и не ради того, чтоб нравиться читателям. Ведь истинный художник пишет не для публики, а исключительно для себя.

Эгоизм? Да. Но искусство устроено именно так. Для кого писал свои картины Ван Гог? А музыку Моцарт?

Для себя и только для себя. Но только так и можно сохранить максимальную честность и свободу. Ибо угождая аудитории художник обманывает и себя и аудиторию.

Конечно, не многие поймут всю красоту замысла и свежесть форм, но великие произведения искусства от того не становятся менее великими. Даже если их оценит один из тысячи.

Просто 999-ти ещё предстоит дорасти-)) до великого.

Возвращаясь к герою публикации - Томасу Манну отметим, что ему крупно повезло в жизни.

Первый роман "Будденброки", который он задумал будучи 21-летним юнцом и писал четыре года - писал того ради, чтоб закрыть собственный гештальт, писал со своей семьи. Так вот: первый же роман, ему всего 26 лет и грандиозный успех! Первый роман и сразу Нобелевская.

Следующие его творения куда менее популярны. Но более сложны. Не будь Манн художником, затеял бы вторую часть "Будденброков" и продолжил бы лепить саги-сериалы - ведь замечательно пошло и товар востребован.

Но нет, художнику всякий раз важно создавать нечто новое. Как капитана дальнего плавания его вечно влекут белые пятна на карте. И даже если тему уже расписали не по разу, он всё равно способен увидеть ситуацию с другого ракурса. Например, возьмётся писать казалось бы избитую библейскую притчу об Иосифе и его братьях, но это будет совершенно новый взгляд на европейское христианство. И торопиться не зачем, ведь кредиторы не стоят над душой. Удачный первый роман открыл замечательные перспективы прекрасного недумания о деньгах.

-2

О чём же этот первый роман, за который получена Нобелевка?

Это история вырождения целой династии из Любека. Каждое новое поколение семьи всё менее и менее способно продолжать дело своих отцов. Страшная закономерность? Рок? Назовите как хотите, но оно работает.

Манн скрупулёзно исследует процесс деградации так называемых бюргерских качеств: бережливость, усердие и обязательность теряются, стираются, растворяются.

Каждое новое поколение всё больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку и тяготеет к свободе от всего.

"Свободу от всего" следует различать от "свободы для чего"

"Свобода от всего" очень скоро сыграет с немцами злую шутку. А Манну предстоит пережить две страшных войны, эмиграцию, релокацию, самоубийства близких.

В романе показана любопытная и весьма актуальная и для нашего времени деталь - утрата частного интереса к коммерции и престижу неизбежно приводят к другой глубочайшей антропологической проблеме - потере смысла и воли к жизни, что оборачивается нелепыми и трагическими смертями последних представителей рода.

Это звучит, как грозное предупреждение - теряя средний класс, тех самых предпринимателей человечество рискует потерять нечто очень важное - живучесть.

За перипетиями семейных отношений и бытовых сцен, как будто безобидных и лёгких в "Будденброках" замаскировано умирание общества. И это умирающее общество узнавая себя в романе, как в зеркале премирует художника.