Найти в Дзене

Как понять, кто передо мной сидит

? Один из самых частых страхов у психологов, особенно в начале. И я это очень хорошо помню по себе. Паника, информации много, классификаций ещё больше и если у человека нет медицинского или психологического бэкграунда, в этом всём очень легко потеряться. Пограничный уровень организации. Психотический, невротический, а если ещё добавить шизоидный, нарциссический, депрессивный — это вообще взрыв мозга. И в какой-то момент появляется мысль: ⚫️«Я никогда в этом не разберусь» ⚫️«Я их не понимаю» ⚫️«Я не знаю, что с этим делать» ⚫️«Наверное, я вообще не про это» И тогда возникает соблазн просто, не контактировать, не трогать, не идти туда. Но это история в никуда. Потому что если её продолжать, то своих клиентов вы так никогда и не научитесь понимать. Понимание того, кто перед вами сидит, не возникает сразу. Оно вообще не про «знать всё». Вспомните, как мы учились понимать людей в детстве. Сначала все были просто «большие». Большой дядя, большая тётя, потом у них появлялись имена, ха

Как понять, кто передо мной сидит?

Один из самых частых страхов у психологов, особенно в начале.

И я это очень хорошо помню по себе. Паника, информации много, классификаций ещё больше и если у человека нет медицинского или психологического бэкграунда, в этом всём очень легко потеряться.

Пограничный уровень организации. Психотический, невротический, а если ещё добавить шизоидный, нарциссический, депрессивный — это вообще взрыв мозга.

И в какой-то момент появляется мысль:

⚫️«Я никогда в этом не разберусь»

⚫️«Я их не понимаю»

⚫️«Я не знаю, что с этим делать»

⚫️«Наверное, я вообще не про это»

И тогда возникает соблазн просто, не контактировать, не трогать, не идти туда.

Но это история в никуда. Потому что если её продолжать, то своих клиентов вы так никогда и не научитесь понимать.

Понимание того, кто перед вами сидит, не возникает сразу. Оно вообще не про «знать всё».

Вспомните, как мы учились понимать людей в детстве. Сначала все были просто «большие». Большой дядя, большая тётя, потом у них появлялись имена, характеры, поступки, противоречия.

Мы слушали, что говорят взрослые. Наблюдали сами, сравнивали, ошибались и постепенно у нас складывалась картинка.

И, кстати, людям, у которых был очень узкий круг общения или затворнический образ жизни, всегда сложнее ориентироваться в людях. Потому что этот навык формируется только в контакте.

В психологии — ровно та же история.

Когда мы знакомимся с клиентом, мы видим только верхушку айсберга. Чуть-чуть фрагменты, обрывки.

А дальше начинается процесс, наблюдение, гипотезы, проверки, ошибки, корректировки. Супервизии, обучение, личный опыт.

Если что-то не работает — мы идём глубже. Добавляем новые кусочки и постепенно пазл начинает складываться.

💛 И вот здесь очень важно: классификации, уровни организации, типы — это не клетки, в которые нужно срочно кого-то посадить. Это инструменты, подсказки, опора для мышления.

И в идеале они должны помогать, а не перегружать.

Именно этим мы и занимаемся в клубе «Триггер», не угадываем «кто он по классификации», а учимся видеть, замечать, сопоставлять и понимать, не теряя живого человека за схемами.

Потому что в итоге главный вопрос не: «Кто это?», а: «Как этому человеку можно помочь?»

💯 И если вы начинаете развивать эту «мышцу», наблюдать, как в детстве, не торопиться, не требовать от себя мгновенной ясности понимание приходит. Шаг за шагом и гораздо быстрее, чем кажется.

И со временем фокус смещается с тревоги «я не понимаю» к более точному и рабочему вопросу: что с этим человеком сейчас можно сделать полезного.