И снова,Здравствуйте!
Мы продолжаем вас знакомить с городком . С его замечательной архитектурой.
И так, вперед!
Церковь Спаса Нерукотворного Образа под колокольней
В 1808–1816 годах на высоком берегу Волги, на территории городища, возвели летний собор Бориса и Глеба, который не имел колокольни. В 1817 году протоиерей Алексей Трифильев обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой о строительстве каменной колокольни и теплой церкви под ней во имя Нерукотворного образа Иисуса Христа. 15 июня 1817 года проект был утвержден губернским архитектором Леграндом.
К 1827 году колокольня была построена и освящена. Она отличается от собора более нарядной и легкой архитектурой. Вместе с собором колокольня стала доминантой Старицы, видной издалека. Проект колокольни выполнил Матвей Чернятин, работавший в Старице с 1786 года.
В 1870-х годах к колокольне добавили трапезную с запада, что изменило ее силуэт. Архитектор учел панорамное восприятие комплекса с реки, разместив колокольню к югу от собора, вдоль одной из главных улиц левобережья — Семеновской (ныне ул. Карла Маркса).
В нижнем этаже колокольни освятили теплый храм с двумя приделами: нижний — Нерукотворного образа, верхний — святых Космы и Дамиана. Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов, разрушив один из пилонов на колокольне и некоторые элементы декора.
Протоиерей Алексей Трифильев служил в соборе с 1801 года, был благочинным и членом различных комитетов. В 1828 году ему было 50 лет. Его жена Мария Евдокимова была 42 лет, у них было двое детей — Варвара (15 лет) и Алексей (13 лет).
В 2023 году фонд Тверской епархии активно участвовал в восстановлении церкви. Были демонтированы советские перегородки и этажи. Стены очистили от плесени и грибка, отреставрировали окна, утеплили и залили пол.
В декабре 2025 года было объявлено о начале сбора средств на дальнейший ремонт храма.
На 2025 год церковь Спаса Нерукотворного Образа оставалась недействующей. По информации, храм все еще не функционирует.
Борисоглебский собор
В XVI веке на Старом Городище князь Владимир Андреевич Старицкий возвел шатровый собор Бориса и Глеба. В 1609 году храм сильно пострадал: «…пришли к городу литовские и русские воры, обступили Старицу, сожгли её, многих убили и сожгли соборную церковь святых мучеников Бориса и Глеба… разорили её, многих посекли и сожгли…».
Пятишатровый храм с высоким подклетом и арочной галереей отличался сдержанной красотой. Его пропорции и украшения каменной резьбой и изразцами делают его достойным соперником храма Василия Блаженного в Москве.
К сожалению, сегодня мы не можем увидеть это сооружение. После разрушений Смутного времени у нового царя Михаила Романова и монастыря не было средств на ремонт. Храм простоял еще почти двести лет, но в 1803 году был разобран из-за ветхости. Перед сносом его обмерили и зарисовали, что позволяет нам судить о его красоте.
На этом месте сейчас стоит другой собор Бориса и Глеба, построенный в первой четверти XIX века. На его фасадах можно увидеть изображения «Распятие» и «Нерукотворный Спас» из изразцов XVI века.
Известно, что у Борисоглебского собора было несколько керамических икон. После разборки храма две из них перенесли на фасады нынешнего собора, а в 1970-х годах отправили на реставрацию в ГИМ, где они и остались. Однако при разборке храма одну икону разбили. Недавно археологи извлекли её из небытия.
Борисоглебский собор в Старице (1558–1561) был выдающимся произведением древнерусских зодчих. Созданный по заказу князя Владимира Старицкого, он возвышался в кремле, завершая левобережную панораму города. Этот храм, выполненный из кирпича и тесаного камня, отличался уникальной композицией из пяти восьмигранных объемов с мощными шатрами. Его архитектура напоминала дьяковскую церковь. Центральный столп и приделы, расположенные вокруг него, стояли на подклете, который соединялся с двухъярусной обходной галереей.
Борисоглебский собор отличался богатым керамическим убранством фасадов. Поливные полихромные изразцы включали растительно-орнаментальные узоры, итальянизирующие мотивы с овами и летописный фриз. Темно-фиолетовый и черный цвета придавали фасадам необычный колорит, не встречавшийся в других постройках XVI века.
В декоре собора использовались крупные сюжетные майоликовые композиции иконописного характера. Две из них позже перенесли на фасады нового Борисоглебского собора, построенного в начале XIX века (ныне в собрании ГИМ). Три другие, как предполагают исследователи, украсили стены Успенского собора в Дмитрове в конце XVIII века. В соборе в Дмитрове в средних закомарах южного и северного фасадов сохранились керамические рельефы «Распятие».
Особенно примечательно изразцовое тондо «Чудо Георгия о змие» на южном фасаде. Его иконография близка к ермолинской скульптуре на Фроловских воротах Московского Кремля. Композиция выполнена с тщательностью и умелым построением в форме круга, что свидетельствует о традиции второй половины XVI века. На южной стене нового Борисоглебского собора находилось изразцовое «Распятие», а на восточной — «Спас Нерукотворный». Эти произведения, с их нерасчлененными объемами и скованными изображениями, тяготеют к провинциально-архаизирующему направлению.
Старый Борисоглебский собор возведен в 1558 году по приказу Ивана Грозного. У него было три придела: центральный — в честь князей Бориса и Глеба, справа — в память святителя Николая Великорецкого, слева — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По сохранившемуся плану, собор был обширен и рассчитан на девять приделов.
В писцовой книге Сухова-Кобылина 1686 года говорится: «В городе Старице внутри соборная церковь благоверных князей Бориса и Глеба каменная, ветхая, пятиглавая, а в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы есть местные образы, деисусы, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение. По словам соборного попа Егория, все это — дар великих государей. Собор построен в 7066 году от сотворения мира, но при каких именно великих государях — неизвестно, так как эта информация утрачена. Под церковью также есть палаты, построенные великими государями».
На плане раскопок 1903 года основание стен собора обозначено буквой «Д». К сожалению, в 1802 году собор разобрали, а материалы использовали для строительства нынешнего собора.
При раскопках под сводом соборной паперти нашли три захоронения: одно детское и несколько взрослых, включая священника Алексия Васильева.
По преданию, от собора вел подземный ход к реке Волге, ведущий в Успенский мужской монастырь. Однако пока этот ход не обнаружен.
До 1803 года в Старице, уездном городе Тверской губернии, стоял величественный собор во имя святых князей Бориса и Глеба. Он возвышался на высокой горе, на берегу Волги. Собор состоял из трех ярусов, увенчанных пятью шатрами с главками и крестами.
Здание было построено из крупного, хорошо обожженного кирпича и скреплено толстыми железными связями. Стены украшались резьбой по камню и разноцветными изразцами. На восточной стороне собора, как и в Дмитрове, находилось изображение Распятия Иисуса Христа, составленное из изразцов. В стены нового собора вставлены белые камни с высеченными двуглавыми орлами, как память о древнем храме.
Надпись на изразцах вокруг здания гласит: «Лета 7066 (1558) июля дня зачат бысть сей храм в городе Старице во имя святых страстотерпцев Христовых, князей русских и единоутробных по плоти Бориса и Глеба, нареченных в святом крещении Романом и Давидом, при державе благоверного государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, великого князя Юрия Васильевича и Федора Иоанновича всея Руси, при преосвященном митрополите Макарии Тверском и епископе Акакии. Освящена сия святая церковь в лето 7069 (1561) в память великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба и святого чудотворца Николая Великорецкого, родителям на поминовение и роду их, и городу на украшение и утверждение от врагов и всем христианам на спасение».
Это здание, знаменитое своей древностью и величественными формами, осталось лишь в воспоминаниях и на рисунках, сохраненных старожилом Старицы Г. Веревкиным. Эти рисунки были переданы нам достопочтенным знатоком отечественных древностей Н.Г. Головиным.
На планах Старицкого собора указано девять престолов, символизирующих девять чинов ангелов и святых, начиная со святого Иоанна Предтечи, тезоименитого царю Иоанну Васильевичу. Однако освящены были только три престола во втором ярусе: средний — во имя святых князей Бориса и Глеба, правый — в честь святителя Николая Великорецкого, левый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В строительстве этого величественного храма, несомненно, участвовал царь Иоанн Васильевич, часто посещавший Старицу и живший здесь во время войны со Степаном Баторием. Начатое в 1558 году строительство завершилось через три года. В 1608 году, во время Смутного времени, город и, вероятно, собор пострадали от огня. Собор был восстановлен и оставался в таком виде до начала XIX века.
Новый собор, построенный в новом стиле на другом месте, на расстоянии ста саженей от старого, вызывает сожаление о последнем.
Но это еще не конец! Иначе статьи были бы слишком длинными. Продолжение в следующих выпусках. Очень интересно.