Найти в Дзене
Мысли юриста

Как "друг" на вокзале "кинул" партнера на фальшивые доллары. Реальный суд

Жили-были на белом свете два деловых человека. Один, звали его Василий, торговал автомобилями в Смоленске. Другой, Анатолий, тем же самым занимался, только в соседней дружественной республике. И были они, можно сказать, партнерами международного значения. Познакомились они в процессе своей предпринимательской деятельности. Один покупал автомобили и перепродавал другому. И так было неоднократно в разные стороны. Потом и «на ты» перешли. В общем, сдружились. И доверие между ними установилось образцовое. Василий Толе не врал, не хитрил, вел дела честно, Толя тоже. Сделки у них проходили по упрощенной схеме, можно сказать, на честном слове. Самый пик их деловой хватки был на Смоленском вокзале. Приедет, к примеру, Толя на «Ласточке» из Минска, стоит четыре минуты. Василий его уже на перроне ждет. Подаст ему конверт с деньгами, а Толя ему — ключи от машины, что на парковке стоит. И даже не пересчитывали обычно переданные деньги, только дома уже, и все всегда было в идеале. Доверие! — Вася
создано в Шедеврум
создано в Шедеврум

Жили-были на белом свете два деловых человека. Один, звали его Василий, торговал автомобилями в Смоленске. Другой, Анатолий, тем же самым занимался, только в соседней дружественной республике. И были они, можно сказать, партнерами международного значения.

Познакомились они в процессе своей предпринимательской деятельности. Один покупал автомобили и перепродавал другому. И так было неоднократно в разные стороны. Потом и «на ты» перешли. В общем, сдружились.

И доверие между ними установилось образцовое. Василий Толе не врал, не хитрил, вел дела честно, Толя тоже. Сделки у них проходили по упрощенной схеме, можно сказать, на честном слове. Самый пик их деловой хватки был на Смоленском вокзале. Приедет, к примеру, Толя на «Ласточке» из Минска, стоит четыре минуты. Василий его уже на перроне ждет. Подаст ему конверт с деньгами, а Толя ему — ключи от машины, что на парковке стоит. И даже не пересчитывали обычно переданные деньги, только дома уже, и все всегда было в идеале. Доверие!

— Вася, — говорил Анатолий, залезая в вагон, — ты же меня не подведешь?

— Толик, — честно глядя ему в глаза, отвечал Василий, — да мы с тобой как братья. Лети с Богом!

И Толя летел, а Василий садился в новенькую иномарку и ехал ее продавать. И все были довольны.

Только вот жена у Толика, женщина практичная и в интернете подкованная, была не так легковерна. Частенько, провожая мужа в его стремительные командировки, ворчала:

— Толя, я тебе не раз говорила — доверяй, но проверяй. Читала я тут одну полезную статью, «Уехали не туда: как не стать жертвой автомошенников». Там как раз про таких, как ты, доверчивых.

Толя, завязывая шнурки, отмахивался:

— Да ладно тебе, Васька ж не какой-то левый кидала из интернета. Мы с ним три года дела делаем. Это другое.

— Другое-другое, — не унималась жена, суя ему в дорожную сумку бутерброды. — А в статье первым пунктом как раз про это: «Фейковые объявления и авто под заказ». Что мошенники делают? Картинки нейросетями генерируют, договоры поддельные лепят, счета красивые рисуют. Человеку кажется, что он «Мерседес» из ОАЭ за копейки покупает, а он деньги мошенникам отдает: предоплату внес, чуть не всю стоимость авто — и все, концы в воду. Ни денег, ни машины.

— Ну, я ж не предоплату Ваське через интернет шлю, — хохотал Толя. — Мы на перроне, лицом к лицу встречаемся. Он мне конверт, я ему ключи, или наоборот. Все честно.

— А второй пункт, — продолжала жена, будто не слыша, — «Перевод общения в мессенджеры». Как только тебя с площадки в какой-нибудь официальной в мессенджер, например, в Telegram тянут — все, пиши пропало, начинают схему отъема денег. Там тебе и договор с логотипом пришлют, и счет. Деньги на карточку физлица переведешь — и останешься у разбитого корыта. А площадка потом разводит руками: мол, договаривались мимо нас, мы не при чем, сами виноваты, сами и разбирайтесь.

— Да мы с Василием так не делаем, мы старые партнеры, нам удобно.

— Удобно мошенникам, — фыркала жена. — И третий пункт не забудь: «Фейковые сайты и безопасные сделки». Пришлют ссылочку, вроде как на известный сайт, а там одна буква заменена, даже незаметно. Зайдешь, данные карты введешь для «безопасной оплаты» или «резервирования» — и все, здравствуйте, пустой счет, все деньги украли.

Толя уже стоял в дверях.

— Спасибо, что просветила, профессор! Но у нас все по старинке, на вокзале. Никаких фейков.

— А правила-то защитные запомни хоть, — кричала ему вдогонку жена. — Не переводи денег, пока не увидишь железо и бумаги вживую! Не ведись на сделки вне нормальных площадок! Всякие договоры читай внимательно. И главное, если на тебя давят, торопят, «быстрее, быстрее, сейчас уедет» — это стоп-сигнал! Чем больше спешки, тем ближе обмана, а вот вы все время торопитесь. Осторожнее!

Толя, уже выходя на улицу, только улыбался.

- Женская мнительность, — думал он.

И был, в общем-то, почти прав. Василий был не интернет-кидалой, а старым партнером. Вот только забыл Толя простую истину: мошенник — он и в офлайне мошенник. А доверие, особенно слепое, — это та же предоплата. Только платишь им не деньгами, а своей же репутацией и спокойствием. Что, собственно, ему вскоре и предстояло осознать, разворачивая на перроне тот самый злополучный, липкий от скотча сверток.

Но об этом дальше.

У Василия наступила полоса финансовых неурядиц: то ли машины плохо шли, то ли расходы увеличились, а денег нет. Сидит он как-то вечером, смотрит на список автомобилей, который Толя прислал. А там красуется одна машина — прямо загляденье, мечта, а не машина.

— Вот бы ее заполучить, — думает Василий. — Продал бы, долги все закрыл, и еще осталось бы. Она такая, что как горячий пирожок ушла бы.

Но денег-то совсем не было, а желание купить было.

И вот тут в голове у Василия, отягощенной житейскими заботами, родилась мысль далеко не первого сорта. А мысль была такая:

- А не провернуть ли с Толей операцию на доверии?

Стал он рассуждать сам с собой:

— С одной стороны, товарищ, конечно, с другой стороны — бизнес. Он мне слепо верит. На вокзале мы встречаемся на четыре минуты. Не полезет же он в конверте ковыряться тут же, времени нет. А я ему — сверточек красивый, тугой, обмотанный скотчем, чтоб не разворачивался зря. А там… А там будут не совсем деньги, а бумажки.

Идея с фальшивыми долларами, которые он купил, как потом выяснилось, в одном заведении, показалась ему гениальной в своей простоте.

Связался он с Толей.

— Толя, — говорит голосом делового человека, — я насчет того автомобильчика, понравился он мне. Продашь?

— Бери, Вася, — отвечает тот, не чуя подвоха. — По старой цене? Семнадцать штук две сотни зеленых?

— По старой, по старой, — заверил Василий. — Встречаемся, как обычно? Двенадцатого?

— Договорились.

Настал день икс. Приготовил Василий свой «капитал» — сто тридцать девять зеленых бумажек с портретами президентов иной державы, упаковал художественно. И поехал на «Ласточке» в Смоленск, чувствуя себя Наполеоном перед Аустерлицем. Схема была проста: Василий выходит из поезда, там посредник отдает ему ключи и документы, а сам садится на этот же поезд и едет к Толику. Время стоянки поезда всего 4 минуты.

Так и было, на перроне его уже ждал не сам Толя, а их общий знакомый, Игорь. Машина стояла на парковке, недалеко.

— Васёк, привет! — крикнул Игорь. — Где покупатель-то? Толя говорил, ты с покупателем?

— Да он там, в другом месте ждет, — бойко соврал Василий, оглядываясь на поезд. — Времени в обрез. Давай быстрее ключи и документы, да езжай.

И сунул Игорю в руки тот самый тугой, липкий сверток.

— Все тут? — автоматически спросил Игорь, принимая ключи.

— Все, все, семнадцать двести зеленых, как договаривались, пересчитал все! — затараторил Василий, отводя взгляд. — Беги, а то опоздаешь на поезд.

Игорь, как ему и велели, сунул сверток в рюкзак и побежал на поезд. А Василий, сердце которого стучало, как отбойный молоток, заскочил в вожделенную машину и рванул с парковки, будто за ним гнались.

Через сорок минут, когда поезд уже мчался, у Игоря в рюкзаке раздался телефонный звонок, это был встревоженный Толя.
— Игорь, слушай, что-то мне неспокойно. Василий странный был, когда отзвонился. Проверь-ка ты деньги.

— Да ладно, Толик, Васька же свой…

— Свой, не свой - проверь!

Разорвал Игорь скотч, развернул пакет… и обомлел. На него смотрели сто тридцать девять пар президентских глаз, напечатанных на струйном принтере. Качество, надо сказать, было так себе.

— Толя, — прошептал Игорь в трубку, — нас с тобой, как последних наивных *****, кинули. Тут не доллары, а сувенирные бумажки.

Тишина в трубке была красноречивее любых слов.

А Василий в это время уже был в родной Чувашии. Но совесть, этакая противная мушка, начала его кусать. И вид чужой машины в гараже уже не радовал. Через несколько дней, поразмыслив над перспективой свидания с правоохранительными органами, он сам позвонил Толе.

— Толя, это я Василий, — начал он виноватым голосом. — Я, это… машину твою вернуть хочу. Получилось недоразумение…

- Я уже заявление в полицию подал, решать будем через уголовное дело уже.

В общем, забрали машину, завели дело. Сидел Василий на суде, слушал, как прокурор читает про «хищение в особо крупном путем злоупотребления доверием», и голову повесил. Признал все, раскаялся, детей своих малолетних вспомнил.

Судья долго смотрела на него.

— Гражданин подсудимый, — сказала она, — доверие — штука тонкая. Его, как стекло, разбить — секунда, а склеить — годы. Вы не только имущество похитили, вы человеческие отношения испортили.

Василий похолодел, ожидая худшего, но судья добавила:

— Однако, поскольку вы чистосердечно повинились, ущерб вернули и дети у вас малые, которых кормить надо, срок ваш будет условный. Но штраф — сто тысяч — заплатите реально

… признать Василия виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. На основании ст.73 УК РФ назначенное …. наказание считать условным, с испытательным сроком 3 (три) года

Так и остался Василий на свободе. Только вот партнера он потерял надежного. А сверток с «капиталом» по решению суда уничтожили. Как и следовало ожидать, настоящей ценности он не представлял.

*имена взяты произвольно, совпадение событий случайно. Юридическая часть взята из:

Приговор от 26 июня 2025 г. по делу № 1-241/2025, Заднепровский районный суд г. Смоленска