Найти в Дзене
Around Art

Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»

Немного по поводу выставки в центре «Зотов» Текст: Галина Мумрикова Этот совместный проект центра «Зотов» и Музея AZ открылся в начале сентября прошлого года. Он посвящен исследованию журнала «А-Я» о русском искусстве, который выходил в Париже с 1979 по 1986 годы. В нем печатались статьи о современном искусстве, а также материалы о художниках начала XX века. Первый номер готовился более двух лет. Московским редактором журнала был Александр Сидоров, а парижским Игорь Шелковский, который неожиданно получил «никогда ранее не публиковавшуюся статью Малевича 1922 года «О субъективном и объективном в искусстве». Вот ее и напечатали в рубрике «Наследие», тем более, что в 1979 году был столетний юбилей Малевича и в центре Помпиду состоялась выставка «Париж-Москва». Отношение к авангарду в СССР было специфическим: в начале 1930-х его просто запретили. Работы художников не показывали, про авангард вообще постепенно стали забывать, если бы не усилия отдельных коллекционеров и энтузиастов. Когд

Немного по поводу выставки в центре «Зотов»

Текст: Галина Мумрикова

Этот совместный проект центра «Зотов» и Музея AZ открылся в начале сентября прошлого года. Он посвящен исследованию журнала «А-Я» о русском искусстве, который выходил в Париже с 1979 по 1986 годы. В нем печатались статьи о современном искусстве, а также материалы о художниках начала XX века. Первый номер готовился более двух лет. Московским редактором журнала был Александр Сидоров, а парижским Игорь Шелковский, который неожиданно получил «никогда ранее не публиковавшуюся статью Малевича 1922 года «О субъективном и объективном в искусстве». Вот ее и напечатали в рубрике «Наследие», тем более, что в 1979 году был столетний юбилей Малевича и в центре Помпиду состоялась выставка «Париж-Москва».

Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928-1929. Фанера, масло
Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928-1929. Фанера, масло
Игорь Шелковский. Облака над городом. 1977. Дерево, масло. Alina Pinsky Gallery, Москва
Игорь Шелковский. Облака над городом. 1977. Дерево, масло. Alina Pinsky Gallery, Москва

Отношение к авангарду в СССР было специфическим: в начале 1930-х его просто запретили. Работы художников не показывали, про авангард вообще постепенно стали забывать, если бы не усилия отдельных коллекционеров и энтузиастов. Когда в начале 1960-х началась так называемая «оттепель», то отталкиваться художникам того поколения, по сути, было не от чего. Вот почему журнал «А-Я» стал истинной находкой, ибо в нем переплелись все творческие концепции авангарда, которого так не хватало современным художникам. В последующих номерах печатались статьи Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Олега Васильева, Всеволода Некрасова, а в 1981 в Пушкинском музее состоялась выставка «Москва-Париж», на которой наконец-то показали в оригинале и «Черный квадрат» Малевича. Так, в четвертом номере журнала речь шла ни много ни мало – о перформансе, как о жанре современного искусства, его истории, тенденциях, стратегиях, о желании многих авангардистов размыть границы между искусством и жизнью.

-3

Последний номер журнала вышел в 1986 году. Несмотря на то, что изданию был уготован столь короткий срок, он сделал свое дело. Художники увидели на страницах издания свои работы, искусствоведы и критики имели возможность публиковать свои исследования. Журнал выполнил основную задачу «сохранить, довести до сведения читателя поиски и находки неофициальной культуры». И не случайно это издание называли «бумажным музеем».

Игорь Шелковский. Профили. 1982. Дерево, эмаль. Из коллекции Игоря Маркина
Игорь Шелковский. Профили. 1982. Дерево, эмаль. Из коллекции Игоря Маркина
Владимир Янкилевский. Пророк. 1967.
Владимир Янкилевский. Пророк. 1967.
-Михаил Шварцман. Иература. 1970.
-Михаил Шварцман. Иература. 1970.

А на выставке в «Зотове» можно увидеть работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.

Казимир Малевич. Женская фигура. 1928
Казимир Малевич. Женская фигура. 1928

Вообще в русском авангарде очень много сослагательного наклонения и случайных (впрочем, может, и неслучайных) совпадений. Если бы не было Щукина и Морозова, если бы не было Государственного музея нового западного искусства, созданного еще в 1920-х, то когда бы мы узнали всем известных импрессионистов. Если бы в 1964 году Игорь Шелковский не встретился на выставке у картины Анри Матисса с художником первого авангарда Федором Семеновым-Амурским, то неизвестно, как бы складывалась судьба самого Шелковского. . Владимир Янкилевский учился в Полиграфическом институте у Элия Белютина. Судьбы художников всех волн авангарда очень разные, хотя есть одна маленькая общая деталь: многих из них гнобили, вынуждали покинуть родину, а потом устраивали выставки на главных музейных площадках, объявляли классиками. Да что говорить!..

Эрик Булатов. Точка. 2004. Бумага, цветные карандаши
Эрик Булатов. Точка. 2004. Бумага, цветные карандаши
Виктор Пивоваров. Композиция с красным квадратом. Оргалит на подрамнике, нитроэмаль. ГТГ
Виктор Пивоваров. Композиция с красным квадратом. Оргалит на подрамнике, нитроэмаль. ГТГ
Александр Юликов. Из серии "Стихи Осипа Мандельштама" 1979. Бумага, тушь, перо.
Александр Юликов. Из серии "Стихи Осипа Мандельштама" 1979. Бумага, тушь, перо.

…Не квадратом единым славен Казимир Малевич. Просто он никому не давал покоя. У Эрика Булатова появилась точка, Виктор Пивоваров вообще ведет с Малевичем бесконечный разговор. У него есть прекрасная книга «Влюбленный агент», изданная в Москве в 2016 году. В одной из глав читаем такие строки: «…Малевич понимал свои супрематические композиции как абсолютное метафизическое пространство чистых сущностей… Можно сказать, что, заглядывая за супрематическую утопическую конструкцию, я нахожу всего лишь следующую иллюзию…». Наверное, немало иллюзий и у непревзойденного Александра Юликова, которого называют русским минималистом, но только он мог в 1979 году создать серию «Стихи Осипа Мандельштама». Только он – и больше никто.

Михаил Матюшин
Михаил Матюшин

Михаил Матюшин (1867-1934), один из лидеров раннего русского авангарда, вообще был профессиональным скрипачом и композитором, много экспериментировал с цветом. В его доме на Песочной улице, где 20 лет назад открылся Музей петербургского авангарда, побывали многие известные художники и литераторы, в том числе Малевич и Филонов.

Василий Чекрыгин. Воскрешение мертвых.
Василий Чекрыгин. Воскрешение мертвых.

Василий Чекрыгин (1897-1922) был лидером объединения «Маковец», увлекался философией Николая Федорова, что не мешало ему иллюстрировать стихи Владимира Маяковского. К своим фрескам «Бытие» и «Воскрешение из мертвых» он сделал более полутора тысяч эскизов, хотя понятно, что проект заведомо был обречен, но неизвестно, сколько бы он еще сделал, если бы не его ранний трагический уход из жизни (в 25 лет Чекрыгин попал под поезд).

Олег Васильев
Олег Васильев
Олег Целков
Олег Целков

Два Олега – Васильев и Целков – практически ровесники. Оба эмигрировали из СССР, только Целков уехал еще в 1977, а Васильев в США в 1990 после того, как почти тридцать лет иллюстрировал детские книги. А Целкову, между прочим, единственному из эмигрантов, двадцать с лишним лет назад дали премию «Триумф».

Александр Ней. Метафизическая голова. 1976. Терракота
Александр Ней. Метафизическая голова. 1976. Терракота

Про Александра Нея (это превдоним) пишут, что он американский скульптор и художник. Но он родился в Ленинграде, учился там в художественной школе, потом в институте Сурикова в Москве. Его скульптуры с точечным узором узнать можно сразу. Они и принесли Нею мировую известность. Сам он называл их «пространственной трактовкой поверхности». Работал в фильме «Король Лир» у Григория Козинцева. Эмигрировал сначала во Францию, потом в Нью-Йорк.

Римма и Валерий Герловины
Римма и Валерий Герловины
1алерий Герловин. Мадонна с младенцем (Мать и дитя). 1977. Металл, дерево. ГТГ. Дар РОО "ОБщество коллекционеров современного искусства в 2008 году
1алерий Герловин. Мадонна с младенцем (Мать и дитя). 1977. Металл, дерево. ГТГ. Дар РОО "ОБщество коллекционеров современного искусства в 2008 году
Римма и Валерий Герловины, Магический квадрат
Римма и Валерий Герловины, Магический квадрат

В Нью-Йорке живут и работают участники неофициальных выставок московские концептуалисты Римма и Валерий Герловины, эмигрировавшие в 1979. Это они в 1970-х занимались перформансами, когда о них никто и не слышал. -Так, в серии «Фотоглифы» (резьба светом) они использовали кожу как пергамент, чтобы наносить слова и рисунки. Их фотографии становились как бы застывшим перформансом. «Если фотографии и являлись естественным продолжением наших московских перформансов, то в их новой ипостаси перформансы стали неподвижными».

Дмитрий Пригов. Это усё. 1996. Бумага, щариковая ручка
Дмитрий Пригов. Это усё. 1996. Бумага, щариковая ручка
Игорь Макаревич. Изменения.
Игорь Макаревич. Изменения.

… Неисповедимы пути русского авангарда. Его предавали забвению, потом возрождали. Его гнобили и возвышали. Чего только с ним не делали. А он выжил, расселившись по всему миру, вызывая интерес практически у всех. Наверное, так и должно быть.

В экспозиции приняли участие почти 40 музеев и частных собраний, в том числе Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Московский музей современного искусства, Государственный музей В. В. Маяковского, Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Музей AZ, Архив Музея «Гараж», МИРА Коллекция, Stella Art Foundation, Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Alina Pinsky Gallery, Коллекция Антона Козлова, Коллекция Игоря Маркина и другие собрания.

Кураторы: Анна Замрий, Ирина Горлова

Архитектура: Александр Бродский, Наташа Кузьмина

До 18 января 2025 г.

Фото: Екатерина Дубовская

#выставки#искусство#современное искусство#живопись#скульптура#центр Зотов#выставка Путь к авангарду: диалоги художников#