Найти в Дзене
Хроники абсурда

Куда делись 3/4 золотых запасов ФНБ

Похоже, распорядители отечественной казны решили, что лучшее применение золотому запасу нации — это его немедленная и тотальная ликвидация ради оплаты текущих счетов. Данные, опубликованные Минфином 19 января, свидетельствуют о процессе, который сложно назвать иначе как стремительным проеданием накопленного. За три года из ФНБ исчез 71 процент драгметалла, хранившегося на обезличенных счетах в ЦБ. Если еще в мае 2022 года государство располагало внушительными 555 тоннами, то к январю нынешнего года в закромах осталось лишь 160 тонн. Очевидно, что эти резервы, создававшиеся десятилетиями, теперь используются исключительно как экстренная мера для латания бюджетного дефицита. Динамика этого опустошения указывает на отсутствие какой-либо долгосрочной стратегии, уступающей место нервной реакции на кассовые разрывы. В 2023 году из фонда изъяли 196 тонн, годом позже — еще 171 тонну, причем интенсивность продаж только нарастала. Совершенно анекдотично выглядит ситуация прошлого лета: в июне

Похоже, распорядители отечественной казны решили, что лучшее применение золотому запасу нации — это его немедленная и тотальная ликвидация ради оплаты текущих счетов. Данные, опубликованные Минфином 19 января, свидетельствуют о процессе, который сложно назвать иначе как стремительным проеданием накопленного. За три года из ФНБ исчез 71 процент драгметалла, хранившегося на обезличенных счетах в ЦБ.

Если еще в мае 2022 года государство располагало внушительными 555 тоннами, то к январю нынешнего года в закромах осталось лишь 160 тонн. Очевидно, что эти резервы, создававшиеся десятилетиями, теперь используются исключительно как экстренная мера для латания бюджетного дефицита.

Динамика этого опустошения указывает на отсутствие какой-либо долгосрочной стратегии, уступающей место нервной реакции на кассовые разрывы. В 2023 году из фонда изъяли 196 тонн, годом позже — еще 171 тонну, причем интенсивность продаж только нарастала.

Совершенно анекдотично выглядит ситуация прошлого лета: в июне чиновники отчитались о зачислении 72 тонн золота, но уже в июле, словно забыв о собственных планах накопления, отправили половину этого объема на продажу. Это напоминает поведение человека, который утром кладет деньги на депозит, а вечером снимает их, чтобы купить еду, теряя на комиссиях и демонстрируя полную финансовую несостоятельность.

Особого внимания заслуживает тот бюрократический оптимизм, с которым верстался бюджет на 2026 год. В Минфине, видимо, решили проигнорировать объективную реальность и заложили нулевые траты из ФНБ, рассчитывая на восстановление нефтяных котировок.

Однако внешние обстоятельства в лице новой американской администрации и ее санкционного давления грубо скорректировали эти фантазии. Средняя цена российской нефти рухнула до 39 долларов вместо запланированных 59, что вынудило власти вновь распечатать кубышку. Теперь валюта и золото продаются со скоростью 12,8 миллиарда рублей в день, что является абсолютным рекордом для подобных операций.

Перспективы выглядят, мягко говоря, удручающе. Аналитики ВТБ прогнозируют, что при сохранении нынешней конъюнктуры фонд лишится еще 60 процентов оставшихся средств уже в этом году. Общий объем ликвидной части, куда входят остатки золота и юани, сократился до 4,1 триллиона рублей. Это на 60 процентов меньше, чем было три года назад.

Фактически, механизм, призванный страховать экономику от внешних шоков, сам стал жертвой этих шоков и неумелого управления. Государство осталось с минимальным запасом прочности перед лицом дефицита, который в прошлом году превысил плановые показатели в пять раз.

Поскольку нефтегазовые доходы упали до минимума с пандемийных времен, а расходы на мегапроекты (какие - догадайтесь сами) и содержание аппарата никто сокращать не собирается, финал этой истории предсказуем. Эксперты Газпромбанка, например, справедливо указывают, что, когда ликвидные резервы будут исчерпаны окончательно, правительству придется искать деньги в другом месте.

И этим местом, разумеется, станут доходы граждан и бизнеса. Дальнейшее повышение налогов и сборов в таких условиях становится не вероятностью, а неизбежностью, которой власти будут закрывать результаты своих финансовых просчетов.

___________

Поддержать канал донатом через СБП