Найти в Дзене
FederalCity

В 2025 году мировые инвестиции в "технологии долголетия" достигли $10 миллиардов

Как Россия включается в гонку за "препаратом бессмертия" на государственном уровне – в обзоре FederalCity. Прогнозирование увеличения продолжительности жизни до 120–150 лет из области фантастики перешло в разряд старта серьезных исследований. В 2025 году объем инвестиций в технологии долголетия достиг $10 миллиардов, при этом значительную часть финансирования предоставляют США. Россия также активно включается в эту гонку, хотя и с определенными оговорками и при заметном участии государства. Поворотным моментом стало появление препаратов класса "Оземпик", которые впервые продемонстрировали возможность продления жизни, пусть и на ограниченный срок. Это существенно изменило отношение к фармацевтической отрасли: она стала привлекательной для венчурных фондов и IT-специалистов. Инвесторы считают, что если процесс старения можно замедлить, то это открывает новые возможности для монетизации, аналогичные тем, что предоставляет искусственный интеллект. В России исследования в области долголетия

Как Россия включается в гонку за "препаратом бессмертия" на государственном уровне – в обзоре FederalCity.

Прогнозирование увеличения продолжительности жизни до 120–150 лет из области фантастики перешло в разряд старта серьезных исследований. В 2025 году объем инвестиций в технологии долголетия достиг $10 миллиардов, при этом значительную часть финансирования предоставляют США. Россия также активно включается в эту гонку, хотя и с определенными оговорками и при заметном участии государства.

Поворотным моментом стало появление препаратов класса "Оземпик", которые впервые продемонстрировали возможность продления жизни, пусть и на ограниченный срок. Это существенно изменило отношение к фармацевтической отрасли: она стала привлекательной для венчурных фондов и IT-специалистов. Инвесторы считают, что если процесс старения можно замедлить, то это открывает новые возможности для монетизации, аналогичные тем, что предоставляет искусственный интеллект.

В России исследования в области долголетия ведутся в ведущих государственных научных учреждениях, таких как РНИМУ им. Пирогова и МГУ. Ученые изучают биомаркеры старения, механизмы аутофагии и разработки в области сенолитиков, которые могут замедлять процессы износа организма или способствовать восстановлению клеток. Однако пока речь идет о длительных лабораторных исследованиях и экспериментах на животных, а не о создании чудодейственного "препарата бессмертия".

Частный сектор в сфере долголетия либо ориентируется на зарубежные рынки, либо работает в рамках серой зоны. Биотехнологические стартапы предпочитают регистрироваться в странах с более мягким законодательством, таких как Гондурас или Сингапур, где есть возможность тестировать генную терапию на здоровых добровольцах. В России закон требует лечения болезней, а не борьбы со старением.

Иллюстрация выполнена нейросетью.

Спрос на технологии продления жизни уже существует, но они доступны лишь ограниченному кругу лиц. Генетические и клеточные терапии могут стоить десятки и сотни тысяч долларов, а криозаморозка — около 2 миллионов рублей. Пока это не массовая медицина, а скорее дорогостоящий билет в будущее для элиты: предпринимателей, чиновников, миллиардеров и тех, кто рассчитывает дожить до момента внедрения новых технологий.

Эксперты уверены, что панацея от старости не появится в ближайшее время, но и не останется навсегда в отдаленном будущем. Сначала появятся рискованные решения, затем последует их удешевление и массовое внедрение, как это произошло с генетическими тестами.

Появление в России первой в мире вакцины от рака выглядит настоящим прорывом

Вопрос в том, сможет ли Россия стать активным участником этого рынка, а не просто наблюдателем, тем более, что компетенции в данной отрасли у нас есть. Ведь в мире, где продолжительность жизни можно увеличить, старение превратится из неизбежности в вопрос наличия необходимой суммы долларов или йен.

Как бы то ни было, в среднесрочной перспективе "препарат бессмертия" (если его все-же создадут) станет доступен лишь избранным, хотя, с учетом 41 миллиона пенсионеров и грядущего повышения пенсионного возраста в России, доступность "технологий долголетия" необходима нашей стране уже в ближайшем будущем.

-2

Иллюстрация выполнена нейросетью.