Вчера я начала рассказывать, как мой прекРАСный товарищ качественно скакнул вперед по многим фронтам за период зимних каникул. Сегодня продолжу.
Я Ксения. Сын Лёня, 9 лет. РАС. 6 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».
Речь и общение
Это, пожалуй, один из самых важных и отслеживаемых мною моментов в коррекции нашего товарища. Проблемы в речевом развитии и социальной коммуникации лежат в основе расстройства аутистического спектра. Поэтому я всегда настороже таких вопросов.
С каждым днем появляется всё больше и больше сложноподчиненных предложений, развернутых конструкций, вопросов. Приведу несколько последних примеров:
«Когда я был маленьким и ездил в коляске, деда Валера ездил на девяносто девятой»;
«Когда будет суббота 17 января, папа будет на работе?»;
«Когда я стану взрослым, я вставлю в нос кольцо и буду как бык!»;
«Если я в школе не буду скандалить и буду хорошо учиться, то после школы я пойду учиться в институт, а потом пойду работать в полицию».
План с полицией вообще очень удачный и удобный. Каждый день мотивирует идти в школу и стараться там изо всех сил.
Сюда же могу отнести более адекватные разговоры по телефону. Они всё также очень короткие и очень по делу, но уже не сбрасывает звонки. И разобрался, что с незнакомых номеров нельзя отвечать на звонки.
Игрушки
С игрушками у нас всегда всё было сложно. По большому счету, никаких игрушек кроме моделек машин Лада и Жигули у него никогда и не было. Однако последнее время что-то стало меняться в очень ускоренном темпе: мало-помалу становятся интересны и конструкторы, и мягкие игрушки, и даже развивающие игры. Порой сам просит поиграть с ним в его любимый добль или другие подобные игры.
Музыка
Интерес к музыке крепнет год от года. Думаю, что немалую роль в этом вопросе играют различные развивающие занятия в школе. К привычной ритмике и музыке в этом году добавился еще и хор, чему мы несказанно рады и благодарны.
Однако именно этой зимой произошел какой-то особенный скачок в музыкальном плане. Не без помощи нашего дорогого, царствие небесное, Юры Шатунова. Я уже много раз писала о Лёниной особой любви к нему.
Она такая же странная и такая же «непонятно откуда взявшаяся» как и любовь к советскому автопрому. Но при этом такая стойкая и искренняя, что мы нисколько ей не противимся.
Интересный момент, что группу «Ласковый май» и в частности её покойного солиста Леонид любит с самого «со сранья», со своих лет 2-3, когда сам Юра Шатунов был еще жив и полон сил. Живя в Челябинске и видя афиши с гастролями этого певца, я всерьез задумывалась о том, чтобы сводить такого юного почитателя на концерт. Но не успели.
Интерес и любовь к песням «Ласкового мая» у товарища вспыхивают эпизодами. В какие-то периоды его жизни мы просто запойно всей семьей вынуждены были по 100500 раз слушать «Белые розы» и «Розовый вечер», смотреть самые ранние их клипы. Потом интерес пропадал и товарищ словно забывал об этом. Но ненадолго.
И вот в очередной раз вспомнил. Да так серьезно, что на заставке в его телефоне стоит портрет Шатунова. И закрывшись в своей комнате он очень громко распевает его песни: так четко и правильно произнося все слова, что прям любо-дорого подслушивать.
Интересно, что по мере взросления Леонид расширяет изучение песен «Ласкового мая». Находит менее известные композиции и начинает слушать их, выписывает понравившиеся названия песен или какие-то особо интересные слова из куплета…
Мне хочется верить, что такой стабильный музыкальный интерес тоже вносит свой вклад в гармоничное речевое (и не только) развитие моего товарища.
Эмоциональный интеллект
И напоследок о самом важном. О том, что зачастую хромает и у обычных людей, а с детей с РАС, казалось бы, какой спрос? Но нет. Этому вопросу я всегда уделяла особое внимание.
С раннего детства во время чтения книг я с преувеличенной интонацией показывала эмоции всех персонажей: удивлялась с круглыми глазами и бровями вверх, злилась и грозно разговаривала, показывая ярость и гнев, почти плакала в случае испуга.
Любопытно, что тема эмоционального интеллекта стала мне самой известна только лишь на рубеже обнаружения Лёниной задержки развития. Я с удивлением для себя обнаружила целый мир этой области. И решила, что если мой эмоциональный интеллект развивался как Бог на душу положит, сам по себе мальчик свой собственный, то в случае со своим ребенком, тем более с особенностями развития придется прилагать какие-то меры, а не полагаться на русское авось.
Мне нравились различные серии книг про эмоции типа «Почему я злюсь?», «Почему мне страшно?» и пр. Не знаю, впитывал ли тогда что-то из них мой товарищ, в свои юные 3-4 года. Вряд ли. Но слушать, как я ему их читаю, театрально пугаясь, злясь, тараща глаза или пуская слезу, ему нравилось. Мама у него — знатный театр одного актера.
Кроме того, я всегда старалась проговаривать любую его эмоцию: ты сейчас капризничаешь, потому что устал, ты злишься, потому что мы не стали покупать очередную машинку. Помимо именования самой эмоции я всегда предлагаю доступные способы решения проблемы, какую-то вилку выбора.
И этот акцент на понимание своих эмоций я делаю уже без малого весь наш путь коррекции. Видела ли я когда-то результат? Не особо. Продолжала ли делать то, что делала? Да.
И вот спустя много-много-много лет мой товарищ впервые на этих каникулах озвучил следующее: Я УСТАЛ, Я ОБИДЕЛСЯ, Я ПОЖАЛУЮСЬ НА ТЕБЯ, МНЕ ЭТО НЕ НРАВИТСЯ. Хотелось голосом Шарика из Простоквашино закричать: «Уррраа, склад!!».
Особо приятно было услышать про устал и обиделся. Почему? Потому что раньше про усталость мне оставалось лишь догадываться по неадекватному поведению, по участившимся эхолалиям, по бесконечному разговору на одну и ту же тему. А теперь можно словами через рот сказать о своем состоянии одним лишь словом вместо тысячи бесконтрольных действий и слов. Ура? Ура! Плак? Плак-плак.
И про обиделся. Это вообще одна моя сплошная боль. Долгое время мне казалось, что он не понимает, что его хотят обидеть, что над ним смеются. Он смеялся вместе с обидчиками. А мне… Мне хотелось умереть на месте от обиды и бессилия.
И вот теперь второй год в школе при должной педагогической коррекции, отличном тьюторском сопровождении и наверное в целом благодаря дозреванию мозга привели его к тому, чтобы сказать: «все надо мной будут смеяться», «меня там обижают», «он меня бьет», «я на тебя пожалуюсь» или самое главное «я на тебя обиделся».
Сразу оговорюсь, что никто его в школе не обижает и не бьет (инфа сотка 😅😎). Он черпает такие социальные ситуации, глядя на других, из книг, мультиков, роликов в интернете.
Про обиду впервые услышала после его очередной стычки с папой. Мне нужно было снова становиться миротворческим контингентом, а в душе у меня в этот момент порхали радостные бабочки: мой сын обиделся, он умеет обижаться!! Он может это сказать вслух!
Вот такие плодотворные получились каникулы, которые обнажили результаты многолетних инвестиций в нашего товарища.
Спасибо за ваше внимание!