Известно, что Красная Армия испытывала проблемы с радиосвязью - как до войны, так и после ее окончания. И это при том, что А.С. Попов еще в конце XIX века первым в мире изобрел радиоустройство, пригодное для беспроволочной связи. Между тем, дореволюционные приоритеты были с течением времени утрачены. В 1941 году проявилась слабая обеспеченность войск современной радиосвязью, что явилось одной из причин наших неудач на фронте. Так, если в Вермахте радиоприёмники в годы войны появились на всех танках, то в Красной Армии эта проблема решена не была.
По данным Института военной истории укомплектованность радиосредствами(1) составляла: в звене Генеральный штаб — фронт — до 35%, в звене армия — корпус — 11%, в дивизиях — 62%, в полках — 77%, в батальонах — 58%. К этому надо добавить отсутствие практики работы с радиосвязью и, соответственно, проблемы с доверием к ней командующих фронтами и армиями.
Причин такого положения - несколько. Одну из них сегодня вообще пытаются отрицать - то, что в 30-е годы было уничтожено, при отсутствии какой-либо вины, значительное число талантливых военачальников, ученых и радиоинженеров.
Начальник связи Красной армии генерал-майор Николай Иванович Гапич вскоре после вступления в должность, в октябре 1940 г., направил наркому обороны СССР маршалу С. К. Тимошенко доклад «О состоянии службы связи Красной армии» (на 54 страницах). В нем он объективно охарактеризовал неудовлетворительное состояние военной связи и предлагал конкретные меры по существенному увеличению выпуска средств связи. Однако ни одно из предложений Н.И. Гапича реализовано не было(2). Более того, в июле 1940 года было принято решение о сокращении войск связи и доведения их до штатов мирного времени. Директиву подписали начальник Генштаба Б.М. Шапошников и Нарком обороны С.К. Тимошенко.
В первые дни войны Н.И. Гапич прямо обвинял отдел связи Генштаба в некомпетентности в вопросах радиосвязи. Однако в результате пострадал сам Гапич. 6 августа 1941 года генерала арестовали и 11 лет содержали в тюрьме без суда и следствия. Он обвинялся в том, что в 1918 году, проживая на станции Ерофей Павлович, хранил у себя на квартире оружие, предназначавшееся для белогвардейцев, а в 1935 году допустил злоупотребление служебным положением. Эти его "преступные" действия квалифицировали по статьям 58-2 и 193-17 п. "б" УК РСФСР.
26 августа 1952 года в судебном заседании было оглашено обвинительное заключение, в котором указывалось, что Н.И. Гапич, являясь в 1940-1941 годах начальником Управления связи Красной армии (в этой должности он находился всего 1 год), "преступно руководил работой в управлении, не снабдил армию нужным количеством средств связи, чем создал трудности в управлении войсками". Также отмечалось, что Н.И. Гапич, проходя службу начальником связи Белорусского военного округа, в 1935-м году, во время встречи со своим знакомым Келлерманом Г.Г., агентом немецкой разведки, о чем Гапичу не было известно, рассказывал последнему о состоянии связи в войсках округа. Полученные таким образом сведения Келлерман, утверждалась приговоре, использовал в шпионских целях(3).
Н.И. Гапич виновным себя в этих абсурдных обвинениях не признал, но был осуждён по статье 193-17 п. "а" УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, без поражения в правах и с лишением воинского звания «генерал-майор». Что касается обвинения по статье 58-2 УК РСФСР, то оно было признано Военной коллегией недоказанным и Гапич по этой статье был оправдан.
Через день после этого обвинительного приговора Н.И. Гапича освободили из Лефортовской тюрьмы по отбытию срока наказания. По мнению самого Николая Ивановича, вся «эта комедия» с судом была проведена, чтобы оправдать содержание в заключении без суда и следствия столь длительное время - 11 лет. 28 июля 1953 г. определением Военной коллегии Верховного Суда СССР Н.И. Гапич был реабилитирован. В последующие годы работал заместителем начальника инспекции (1956–1961), затем начальником 1-го управления Министерства связи СССР (1961–1964).
Николай Иванович Гапич умер 16 марта 1964 г., похоронен с воинскими почестями на Головинском кладбище г. Москвы.
Надо вспомнить еще несколько имен, большинство из которых сегодня практически неизвестны. Их также обвиняли во вредительстве в области радиосвязи, но на самом деле вредителями были не они, а те, кто их обвинял во вредительстве.
Были расстреляны:
Дивинженер Валериан Иванович Баженов, советский учёный в области радиотехники, один из основоположников отечественной радионавигации и радиопеленгации. Доктор технических наук. Профессор. В 1926 году он стал действительным членом Американского института радиоинженеров, первым из российских ученых был удостоен такого признания за границей.
Валериан Иванович Баженов родился 7 января 1890 года в г. Костроме, в семье священника. Радиотехникой начал заниматься еще в Русской императорской армии, где с 1912 года служил в искровой роте (так именовалась тогда рота связи). В годы Первой мировой войны подпоручик Баженов был начальником радиостанции, участвовал в Брусиловском прорыве, удостоен пяти боевых орденов.
В Красной армии В.И. Баженов занимался организацией радиоотдела в Главном военно-инженерном управлении, возглавлял Научно-испытательный институт связи РККА.
Как бывший офицер, неоднократно арестовывался: в ноябре 1919 года (освобожден в феврале 1920 г.); в декабре 1930 г. (приговорен коллегией ОГПУ к расстрелу, замененному на 10 лет лагерей, освобожден в августе 1932 г.).
В 30-е годы дивинженер Баженов руководил отделом спецуправления Всесоюзного электротехнического управления, преподавал во Всесоюзном электротехническом институте и Московском авиационном институте, принимал участие в подготовке перелета В.П. Чкалова через Северный полюс в Америку. Автор научных трудов и изобретений в области телеграфии, шифровальной техники, радиопеленгации.
19 ноября 1937 года Баженов был вновь арестован. Обвинялся в участии в «контрреволюционной организации радиоинженеров и вредительской работе в области радиосвязи». В соответствии со списком лиц, подлежащих репрессии по первой категории («Москва-центр»), 3 октября 1938 года Военная коллегия приговорила его к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной террористической деятельности. Расстрелян в тот же день. Реабилитирован в марте 1956 года.
Коринженер Николай Михайлович Синявский, начальник 5-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности, организующего производство военной радиоаппаратуры. Почти десять лет возглавлял войска и службу связи Красной Армии.
Николай Синявский родился в 1891 году в городе Брянске Орловской губернии. В 1912-1917 годах работал телеграфистом почтово-телеграфной конторы города Брянска. В годы Гражданской войны - связист, заместитель военкома связи управления связи Южного фронта, начальник отдела связи Каспийско-Кавказского фронта, начальник связи Восточного и Юго-Западного фронтов. В 1921-1923 годах - начальник связи Вооружённых сил Украины и Крыма, инспектор при начальнике связи РККА, начальник связи Туркестанского фронта. В 1924-1927 годах - инспектор войск связи РККА.
После окончания курсов усовершенствования при Ленинградской военной школе связи Синявский возглавил в 1929 г. Военно-техническое управление РККА. В 1931-1935 годах - начальник Управления связи РККА, в 1935-1936 годах - заместитель наркома связи СССР. В 1936-1937 годах - начальник 5-го Главного управления (слаботочной электропромышленности) НКОП СССР. С 1937 года - второй заместитель наркома связи СССР.
Н.М. Синявский с целью изучения состояния дел в сфере обеспечения связи дважды находился по полгода в служебных командировках в Германии (1931) и в Италии (1932) и в течение полутора лет - в служебной командировке в США (1935-1936). И это обстоятельство послужило основанием для его ареста, произведенного 17 декабря 1937 года.
Н.М. Синявский обвинялся в сотрудничестве с разведками Германии, Польши и Соединенных Штатов Америки, которым якобы передавал секретные сведения о радиовооружении Красной Армии(4). Руководству «Польской организации войсковой» (ПОВ) он якобы через врага народа И.С. Уншлихта передавал до 1934 г. секретные сведения о Красной Армии, а германской разведке вплоть до 1937 г. - секретные сведения через ее сотрудников Шварца, Вальтера, Эберта, Фишера...
29 июля 1938 года Н.М. Синявский был приговорен Военной Коллегией Верховного Суда СССР к ВМН. В тот же день расстрелян. Реабилитирован в августе 1956 года.
Продолжение - в следующей статье.
(продолжение следует).
[1] Радиостанции РАТ, РСБ и РАФ, 5АК, РБ.
[2] Подробнее об этом - Хохлов В. С. Николай Иванович Гапич: «История не забудет, что начальник связи Красной армии получает указания по связи после начала войны…». Журнал "Наука. Общество. Оборона". 2021. Т.9 № 3.
[3] Судебное производство Военной коллегии по делу Гапича Н.И. (1952 г.).
[4] Надзорное производство Военной коллегии по делу Синявского Н.М.