Найти в Дзене

Мамонт — землерой, подземный дух

В безмолвной глубине вечной мерзлоты, где время застыло, словно в хрустальной ловушке, дремлют реликвии ушедшей эпохи — бивни и кости мамонта. Они лежат, окутанные ледяным саваном, — молчаливые свидетели эпох, когда по этим землям бродили исполины с изогнутыми, как лунные серпы, бивнями. Вечная мерзлота стала для них не гробницей, а своеобразным криостатом, бережно сохранившим останки на десятки тысячелетий. Каждый изгиб бивня — летопись древних миграций, каждый скол на кости — отголосок борьбы за выживание. В их минерализованной структуре зашифрованы климатические коды плейстоцена: колебания температур, состав атмосферы, ритмы природных циклов. Когда археологи осторожно освобождают находки из ледяного плена, кажется, будто сама история протягивает нам руку сквозь тысячелетия. Эти кости — не просто палеонтологический материал. Это: В трещинах окаменелостей прячется дыхание ледникового периода, а в микроструктуре бивней записаны сезоны, которых уже не будет. Каждая находка — словно пись

В безмолвной глубине вечной мерзлоты, где время застыло, словно в хрустальной ловушке, дремлют реликвии ушедшей эпохи — бивни и кости мамонта.

Они лежат, окутанные ледяным саваном, — молчаливые свидетели эпох, когда по этим землям бродили исполины с изогнутыми, как лунные серпы, бивнями. Вечная мерзлота стала для них не гробницей, а своеобразным криостатом, бережно сохранившим останки на десятки тысячелетий.

Каждый изгиб бивня — летопись древних миграций, каждый скол на кости — отголосок борьбы за выживание. В их минерализованной структуре зашифрованы климатические коды плейстоцена: колебания температур, состав атмосферы, ритмы природных циклов.

Когда археологи осторожно освобождают находки из ледяного плена, кажется, будто сама история протягивает нам руку сквозь тысячелетия. Эти кости — не просто палеонтологический материал. Это:

  • хроники климатических трансформаций;
  • материальные свидетельства биоразнообразия, утраченного (?) навсегда.

В трещинах окаменелостей прячется дыхание ледникового периода, а в микроструктуре бивней записаны сезоны, которых уже не будет. Каждая находка — словно письмо из прошлого, где вместо слов — узоры роста, вместо предложений — слои дентина, вместо подписей — отпечатки времени.

И когда первый луч солнца касается извлечённого из мерзлоты бивня, в его перламутровой толще вспыхивают отблески эпохи, когда мамонты были не экспонатами музеев, а хозяевами этих земель. В этот миг прошлое оживает — не в буквальном смысле, но в сознании тех, кто умеет читать язык костей.

Мамонты — вымерший род млекопитающих, живших в четвертичном периоде, из семейства слоновых. Достигали высоты 5,5 метров и массы тела 10—12 тонн. Таким образом, мамонты были в два раза тяжелее самых крупных современных наземных млекопитающих — африканских слонов.

Считается, что большинство мамонтов вымерло около 10 тысяч лет назад во время последнего Вислинского ледникового периода в позднем дриасе, одновременно с вымиранием 34 родов крупных животных (Великое голоценовое вымирание).

В коми-зырянской мифологии наряду с мифологической версией о том, что водные источники и водоемы были созданы демиургами: Ен создал реки (воды текучие), а Омöль - болота и озера (воды стоячие), существовали представления о творце рек - Мамонте. Мамонт был так тяжел, что проваливался в землю по грудь, и там, где он ходил, появлялись реки и ручьи. В мифе о библейском потопе, записанном в начале этого века, Мамонт представлен как его первопричина: он так много ходил по земле, что вода из созданных им рек залила все вокруг. Далее следует обычный библейский сюжет о Ноевом ковчеге: Ной хотел спасти и Мамонта, но тот в ковчег не поместился, утонул, и поэтому все Мамонты исчезли. Уже современные фольклорные записи последних лет добавили подробности о гибели Мамонта: не уместившийся в ковчег Мамонт еще долгое время держался на плаву, но уставшие летать птицы стали садиться ему на "рога" (бивни), и под их тяжестью он утонул.
Утонувший Мамонт переселился под землю. Мезенские коми-зыряне считали, что не только русла, но и долины рек были созданы Мамонтом - это следы его подземных ходов. Его же деятельности они приписывали создание рельефа одного из прежних городищ, через всю площадь которого некогда были проведены рвы, соединяющие долину одного ручья с долиной другого. Мифологические представления о Мамонте, как творце рек и реальном подземном или подводном звере широко распространены у различных народов Сибири и Дальнего Востока. Были они известны и северным русским, а также эстонцам. На реальную основу их появления убедительно указывает тот факт, что представления о Мамонте-создателе рельефа древнего городища у мезенских коми-зырян, появились лишь после того, как вблизи от него были найдены бивни.
Лит.: Рочев 1964, Сидоров 1924, Fuchs 1924.

Коми, как и другие народы Севера, часто находили кости мамонта в отложениях на берегах рек и вырезали из них костяные трубки, рукояти и проч. В мифах коми рассказывается о целых нартах, сработанных из мамонтовой кости.
«Земляной олень», в представлениях коми (равно как ненцев, хантов и манси), жил в первоначальные времена творения. Он был так тяжёл, что проваливался в землю по грудь. Его тропы создавали русла рек и ручьёв и, в конце концов, вода залила всю землю (коми, знакомые с библейским мифом о потопе, рассказывают, что мамонт хотел спастись в Ноевом ковчеге, но не мог там поместиться). Мамонт плавал по водам, но птицы садились на его «рога», и зверь утонул. Сысольские коми-рудокопы рассказывали о «му куле» — подземном чёрте, от которого остались гигантские окаменелости под землёй. Живущие на крайнем севере лапландцы твёрдо верят в существование мохнатых великанов, обитающих под вечными снегами.

У эскимосов, населяющих азиатский берег Берингова пролива, мамонт известен под именем «Килу крук», то есть «кит по имени Килу». В легенде эскимосов кит поругался с морским чудовищем Аглу, за что был выброшен на сушу, но оказался слишком тяжёлым и провалился в землю, которая стала его пристанищем, он роет себе ходы огромными бивнями.

В северо-восточной части Сибири предания чукчей гласят, что мамонт — носитель злого духа, живущий под землёй. Тот, кто находит торчащие из земли бивни, должен немедленно выкопать их, тогда колдун лишится силы. Есть предание, согласно которому чукчи нашли клыки, торчащие из земли, выкопали их и обнаружили тушу мамонта, и всё их племя целую зиму питалось мясом мамонта.

За Полярным кругом, у юкагиров, обитающих на территории, простирающейся от дельты Лены до Колымы, мамонта упоминают в преданиях под именем «холхут». Шаманы этой народности считают, что дух гиганта — это хранитель душ, поэтому шаман, одержимый духом мамонта, несомненно сильнее обычного шамана.

В языке якутов или эвенков животное называлось мамут, что значит «живущее в земле», от мамма «земля». Якуты и эвенки верили, что мамонт жил в земле, подобно кроту.

В мансийском языке является сложением man «земляной» и ońt «рог». В таком случае первоначально не животное, а его бивни, мамонтовая кость.

Мамонт (mammuthus [маммутус] (лат.), mammoth [маммоθ] (англ.), mammut [маммут] (эст.), mammutti [маммутть] (фин.) - творец рек и земного рельефа, создавший русла и долины рек следами своих подземных ходов, носитель злого духа, живущий, подобно кроту, под землёй.

Скорее всего, Мамонт, Mammoth - либо "тот, кто меняет землю", либо "крот-землерой", либо "подземный дух":

maamuuntaja [маа муунтайа] (фин.) - землерой, преобразователь земли.

ma [ма] (шумер.), mahi [махи] (санскрит) - земля;
maa [маа] (эст., водск., фин., ижора), mō [моо] (ливон.), mua [муа] (карел., чуд.), ma [ма] (вепс.), münö [мюнё] (мари), mu [му] (удм., коми), mŏw [мыв] (хантийск.), mā [маa(н)] (манси), mou [моу] (нганасан.) - земля.

+ muunnella [мууннелла] (фин.), muunda(ma) [муунда(ма)] (эст.) – изменить, видоизменить, модифицировать, преобразовать, превратить, обернуть, обратить (кого-то чем-то во что-то), напр., Poseidon muundas laeva kaljuks – Посейдон обратил корабль в скалу;
muundu(ma) [муунду(ма)] (эст.) – меняться, преобразоваться, видоизмениться, трансформироваться, обернуться, оборотиться (кем, чем; в кого, во что), напр., mateeria muundub ühest vormist teise – материя переходит из одного состояния в другое;
muud(ma) [муд(ма)] (эст.), muuttaa [мутттаа] (фин.) - менять, меняться; и т.д. (ср. англ. mode, modify, mend, amend и т.д.).

<- muu [му] (эст., фин., водск., ижор., карел., чуд.), mū [му] (ливон.), nubbi [нубби] (саам.), molo [моло] (мари), mi̮d [мид] (удм.), moγ- [мот] (хант.), mōt [мыт] (манс.), más [маш] (венг.) - другой, разный.

карта из исследований Калеви Вийка
https://eesti-keel.livejournal.com/264222.html
карта из исследований Калеви Вийка https://eesti-keel.livejournal.com/264222.html

Ср. также c:

мамон, мамона (жарг. рус.) - утроба, брюхо.

μαμωνᾶς [мамонас] (гр.), mammona (лат.) - библ. маммона - злой дух; воплощение эгоизма, жадности и вожделения; Маммон всеми силами старается добиться более высокого положения среди Архидьяволов.

mumm, р.п. mummu, мн.ч. mummud [мумм, мумму, муммуд] (эст.) – a) шмель, пчела; б) привидение, мертвец, дух умершего.