Найти в Дзене
ГЛУБИНЫ ИСТОРИИ

Предсказание и роковой выбор Иосифа Флавия: почему иудейский священник стал любимцем Рима?

70-ый год первого века, молодой человек, стоит перед лицом разъяренной толпы солдат, требующих его крови. Он - проигравший генерал, враг Империи, "варварский" священник. Но вместо того чтобы молить о пощаде, он спокойно смотрит в глаза будущему императору и произносит: "Бог послал меня сообщить тебе радостную весть". Так началась одна из самых фантастических карьер в истории Древнего мира. Его звали Йосеф бен Маттитьяху, но мир запомнил его под римским именем Иосиф Флавий. Человек-парадокс: иудейский патриот, ставший римским вольноотпущенником; священник, исказивший Писание; историк, без которого мы бы не знали о судьбе Иерусалима почти ничего. Блестящий старт и аскеза в пустыне Иосиф родился в 37 году нашей эры, в год, когда на трон взошел безумный Калигула. В его жилах текла гремучая смесь: знатнейшая священническая кровь по отцу и царская кровь Хасмонеев по матери. С детства он был тем, кого сегодня называют "вундеркиндом". В 14 лет он уже спорил с первосвященниками о тонкостях Зак

70-ый год первого века, молодой человек, стоит перед лицом разъяренной толпы солдат, требующих его крови. Он - проигравший генерал, враг Империи, "варварский" священник. Но вместо того чтобы молить о пощаде, он спокойно смотрит в глаза будущему императору и произносит: "Бог послал меня сообщить тебе радостную весть".

Так началась одна из самых фантастических карьер в истории Древнего мира. Его звали Йосеф бен Маттитьяху, но мир запомнил его под римским именем Иосиф Флавий. Человек-парадокс: иудейский патриот, ставший римским вольноотпущенником; священник, исказивший Писание; историк, без которого мы бы не знали о судьбе Иерусалима почти ничего.

молодой Иосиф Флавий
молодой Иосиф Флавий

Блестящий старт и аскеза в пустыне

Иосиф родился в 37 году нашей эры, в год, когда на трон взошел безумный Калигула. В его жилах текла гремучая смесь: знатнейшая священническая кровь по отцу и царская кровь Хасмонеев по матери. С детства он был тем, кого сегодня называют "вундеркиндом".

В 14 лет он уже спорил с первосвященниками о тонкостях Закона, а в 16 решил устроить себе "тест-драйв" всех религиозных партий: пожил у фарисеев, заглянул к саддукеям и на три года ушел в пустыню к отшельнику Ваннусу, питаясь лишь тем, что росло на деревьях, и омываясь ледяной водой.

Вернувшись в 19 лет в Иерусалим, он выбрал партию фарисеев, не столько из благочестия, сколько из-за их политического веса. Молодой, честолюбивый и невероятно умный, Иосиф жаждал большой игры.

Римский вояж: протекция "черной вдовы"

В 63 году Иосиф отправляется в Рим. Цель благородная - вызволить иудейских священников, арестованных прокуратором Феликсом. Там он знакомится с еврейским актером Алипуром, который вводит его в высший свет. Вскоре иудейский провинциал уже очаровывает саму императрицу Поппею Сабину, супругу Нерона. Протекция сработала - священников отпустили, а Иосиф вернулся домой с твердым убеждением: Рим - это неодолимая мощь, с которой лучше дружить.

Но Иудея уже бурлила изнутри. В 66 году вспыхнуло Великое восстание. Иосиф, понимая безнадежность войны, все же принимает назначение - он становится командующим обороной Галилеи.

Пещера Иотапаты: математика смерти

47 дней Иосиф удерживал крепость Иотапату против легионов Веспасиана. Когда стены пали, он с 40 соратниками скрылся в глубокой пещере. Товарищи решили: лучше смерть, чем рабство. Они заключили пакт о смерти, вытягивая жребий, кто кого убьет.

В математике до сих пор существует термин "задача Иосифа Флавия". По странному (или гениально просчитанному) стечению обстоятельств, Иосиф остался последним. А затем, с поднятыми руками он просто вышел к римлянам.

Перед Веспасианом он разыграл свою главную карту. Используя свой статус священника и знатока пророчеств, он объявил суровому военачальнику: "Ты и твой сын Тит станете императорами". Веспасиан, который в тот момент был лишь талантливым генералом в опале, посмеялся, но жизнь пленнику, на всякий случай, сохранил.

Из Йосефа в Флавия: жизнь в золотой клетке

Когда пророчество сбылось и Нерон погиб, Веспасиан вспомнил о "своем пророке". Иосиф получил свободу, фамилию императора - Флавий, и поселился в его бывшем дворце. Ему назначили государственное содержание, подарили земли в Иудее и воздвигли статую в Риме.

Но за этот комфорт пришлось платить пером. Иосиф стал официальным историком Империи. Во время осады Иерусалима он стоял под стенами города, призывая соотечественников сдаться, за что те проклинали его и называли предателем. Он видел, как горит Храм, как гибнет его народ, и методично заносил это в свитки.

Как Флавий "подправлял" историю

Его главные труды - "Иудейская война" и "Иудейские древности" - это шедевры пропаганды и адвокатуры. Иосиф пытался сделать невозможное: объяснить римлянам, что евреи - это не кучка мятежных фанатиков, а древнейший и мудрейший народ.

Но чтобы "продать" эту идею римскому читателю, Иосифу пришлось пойти на хитрости, которые до сих пор возмущают историков:

  • Рационализация чудес: Переход через Красное море он сравнивает с отступлением воды перед Александром Македонским - мол, чисто природное явление, никакого божественного вмешательства.
  • Обеление героев: Блудница Раав у него превращается в "хозяйку гостиницы", а Рахиль крадет идолов не из суеверия, а чтобы отвлечь отца.
  • Интеллектуальный глянец: Все библейские персонажи - от Адама до Соломона, внезапно становятся у него "философами" и "астрономами", чтобы соответствовать греческим идеалам.
  • Заговор молчания: Флавий практически вычеркнул из истории мессианские надежды своего народа. Он боялся, что идея грядущего Царя-освободителя напугает римлян, и поэтому просто проигнорировал ее.
Иосиф Флавий в период служения Риму
Иосиф Флавий в период служения Риму

Наследие "литературного Иуды"

Был ли Иосиф Флавий предателем? Для иудеев того времени - безусловно. Для христиан первых веков он стал вторым автором после Библии, ведь именно он заполнил лакуну в 150 лет между Заветами и описал гибель Иерусалима как исполнение Божьего суда.

Несмотря на все его тщеславие, самолюбование и явную ложь в деталях, без него история Древнего Востока была бы черной дырой. Он сохранил для нас цитаты авторов, чьи книги погибли навсегда. Он был мостом между гибнущим миром Иудеи и наступающим миром Рима. И цена этого моста - его собственная репутация, сожженная в огне Иерусалимского храма.

Как вы считаете: можно ли простить Иосифу Флавию предательство своего народа ради того, что он сохранил для нас великую историю, или же его книги, лишь попытка оправдать собственную трусость перед императорами? Поделитесь своим мнением в комментариях!