Может быть, видели забавный ролик, где депутат с трибуны кричит: «Запретить всё, запретить интернет, запретить личную переписку, запретить дышать, запретить говорить без разрешения»... А потом надувается и взрывается прямо в Думе.
Многие тогда в комментариях писали, что мол всё так и есть и мы уже живём в цифровом концлагере.
Но ведь всё познается в сравнении. Правда?
Каждый вечер одно и то же. Ты садишься в уютное кресло, наливаешь себе чайку, открываешь ноутбук и используешь три заветных буквы для того, чтобы посмотреть, «как там у них».
Любимый сайт с фильмами заблокировали, и теперь нужно искать новое «зеркало». В Instagram\* нельзя зайти без ритуального нажатия кнопки «Connect». В комментариях под очередной новостью о блокировках — стоны и скрежет зубовный:
«Доколе?!», «Свободу отняли!», «Превращаемся в Северную Корею!».
*Запрещён в РФ как экстремистская соцсеть.
Представим, что нашелся добрый джинн, который услышал наши жалобы и предложил на выбор две интернет-реальности: нашу, российскую, или ту самую, северокорейскую (КНДР).
Нам же в последнее время пропаганда говорит, что там живут «счастливые и свободные люди». Они даже шамана на сцене поют.
Ну чем не космополитизм?
Наши «страдания» - их «привилегии»
Давайте честно опишем день предполагаемого цифрового диссидента. Утром он читает The Guardian через VPN, днем качает с торрентов новенький сериал от HBO, который еще даже в США не все посмотрели, а вечером спорит в Telegram о том, почему фильм «Барби» — это манифест, а не просто комедия.
И внимательный человек спросит:
«А почему все бегут скачивать всё западное, ведь у нас же вроде ренессанс культуры?».
Как бы там не трещал Захар Прилепин о том, что у нас тут великое искусство рождается, но массовый читатель и зритель почему-то выбирает не Z-искусство, которое пропитано духом патриотизма и духовных скреп, а обычное, то, что издаёт «загнивающий Запад».
С чего бы это?
Почему люди тянутся к свободной информации, к культуре, к бесконечному потоку мемов с котиками, а не пачками скупают серию «Русская весна» или «Русская реконкиста»? Почему обычные люди в обычной жизни слушают не Z-певцов и не смотрят по пути на работу ролики Соловьёва, а выбирают что-то более приземлённое? И пока им это никто не запрещает.
Так значит, свобода у нас пока есть? Значит, не во все щели проникла эта "новая культура", которую мы должны любить по умолчанию?
А теперь перенесемся в Пхеньян, в элитный интернет-клуб для избранных.
Чтобы просто подать заявку на часовой сеанс в глобальной сети, вам нужно быть заслуженным ученым или чиновником. Заявку будут рассматривать недели, а то и месяцы. Если одобрят, вас проводят в специальную комнату, где за вашей спиной сядет вежливый «библиотекарь» из госбезопасности. Он будет следить, чтобы вы случайно не забрели на «вражеский» сайт. Каждые пять минут экран будет замирать, требуя отпечатка пальца вашего надзирателя для продолжения сеанса.
Хотите скачать «Игру в кальмара», чтобы быть в тренде? Поздравляю, вы только что подписали себе смертный приговор. В прямом смысле. За контрабанду этого сериала там казнили человека. А мы его посмотрели, обсудили и забыли. Почувствуйте разницу в уровне «несвободы».
У ихних элит, конечно, есть полный доступ ко всей запрещенке, ведь они должны 24/7 знать, что там замышляет проклятый запад и как он разлагает тамошнее общество. Остальное население занято размышлениями о скрепах и духовных ценностях. У них там с пропагандой всё хорошо. Сетка вещания забита патриотическим контентом под завязку. Ни один западный продукт не пройдёт!
О новом сезоне «Игры престола» или третьей части «Аватара» они могут только мечтать...
Пока мы жалуемся, что для доступа к мировой библиотеке знаний и развлечений нужен один клик, для 99.9% корейцев эта библиотека в принципе не существует. У нас в прямом смысле есть доступ к величайшей сокровищнице человеческой мысли, а мы смотрим Тик-токи с котиками, да ещё успеваем жаловаться.
И всё же в Северной Корее есть интернет...
Своя сеть «Кванмён». В 2016 году в ней было целых 28 сайтов. Сейчас — около сотни. Сайты погоды, кулинарии и официальных новостей о том, как прекрасно жить в стране идей Чучхе. Никаких форумов. Никаких комментариев. Никакой обратной связи. Чистый, дистиллированный контент без ГМО и инакомыслия. Вы можете представить такое у нас?
Что бы делали многотысячные комментаторы Дзена, которые без токсичности жить не могут?
Токсичность — это стиль жизни многих людей, потому что анонимность даёт вседозволенность, и человек чувствует безнаказанность, даже если оскорбляет собеседника или автора. Быть может, её станет меньше, когда введут закон о том, что комментировать будут только те, кто зашёл через «Госуслуги» и не прячет своего настоящего имени под маской.
Почему у нас не получается как в Китае?
«Ну, Корея — это экстрим, — скажете вы. — А вот Китай (КНР)! Вот куда мы движемся!»
Что ж, это вариант поинтереснее. Там нет тотального отключения. Вместо этого там построили альтернативную цифровую вселенную. Великий китайский файрвол, свои поисковики, свои соцсети, свои мессенджеры. Все это связано с системой социального рейтинга. Написал не тот комментарий — минус балл, не сможешь купить билет на самолет. Перешел дорогу в неположенном месте (камера увидела) — минус балл.
Но попробуйте как-то на досуге зайти в китайский интернет. В их аналог «Ютуба» или «ВКонтакте». Невозможно оторваться! Будто ты переместился в альтернативную вселенную, которую хочется изучать и познавать. Там нет этого прилизанного патриотизма или выглаженной идеально картинки. Там нет бесконечных фильмов и сериалов про ВОВ и бандитов. Там снимают фантастику современных авторов, делают оригинальные комедии и просто бешенное развитие блоггинга, который в России практически задушили.
На этом фоне наш «Рутрекер» и Telegram, где можно анонимно читать что угодно и спорить до хрипоты, выглядят маленьким островком анархической свободы.
Секрет стабильности: цифровой хлеб и зрелища
Так почему же, имея все эти лазейки и доступ к информации, мы не превращаемся в страну сплошных революционеров? Почему на улицах не толпы людей с политическими манифестами?
А зачем?
Ведь вечером выходит новый сезон «Пацанов». На «Кинопоиске» — очередная премьера, которую нужно обсудить. YouTubа как бы нет, но есть и там тоже бесконечная лента шортсов. На торрентах — гигабайты фильмов, музыки и книг. Нас обеспечили таким количеством развлекательного и мусорного контента, что на рефлексию и уж тем более на действия просто не остается времени и сил.
Возможно, самая хитрая форма контроля — это не запретить, а разрешить. Разрешить потреблять без остановки. Нас не лишили свободы — нам дали свободу смотреть сериалы 24/7. И эта свобода оказалась куда более эффективным успокоительным, чем любой запрет.
Мы ругаем «своё» и смотрим западное. Мы говорим, что у нас всё идёт подъемом, но сами не можем сделать ничего, не скопировав оттуда. Причем скопировав настолько плохо, насколько это возможно. Ведь даже для адаптации на наш менталитет нужны таланты. Да что уж там, мы стали снимать ремейки на адаптации.
В целом, когда что-то запрещают, то это становится привлекательным для потенциального потребителя.
Может быть стоит тогда запретить книги, чтобы люди наконец начали читать, а не листать бесконечную ленту тревожных новостей и трендов?
Если что, то это шутка. Запреты никогда не приводили к хорошему, даже если порывы у них благородные, например, сухой закон, который увеличил самогоноварение и количество палёнки в сотни раз.
А помните, как после спада железного занавеса в страну хлынули экстрасенсы и медиумы, от которых мы до сих пор не избавились, потому что критически не защищены были от мракобесия?
То-то и оно! На любой запрет рано или поздно возникнет противодействие, которое может оказаться стократ хуже.
И никогда навязывающаяся из всех щелей Z-культура не станет классикой и не уйдёт в народ. Сколько бы не старались те, кто сегодня красуется на обложках популярных роликов.
Потому что при всей её громогласности и возможностях это не искусство в чистом виде, а кисель из повестки, навеянный родными образами и яркими эмоциями.
Мой телеграмм канал. Подписывайтесь, чтобы не потеряться - Дмитрий Джулиус