Найти в Дзене

«Твой заветный напев, чудотворный напев» — 85 лет Владимиру Мулявину, или как свердловский парень стал символом белорусской культуры

Родился Володя на Урале в рабочей свердловской семье в грозовом 1941, став ребёнком и войны, и послевоенных надежд. Семья была музыкальная: в доме играли на балалайке, домре и гитаре. Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела. В 12 лет Владимир начал играть на гитаре. Денег на музыкальную школу у семьи не было, поэтому Мулявин пошёл в Дом культуры им. Сталина, где был детский кружок со струнным оркестром. В 1956 г., по окончании семилетней школы, поступил в Свердловское музыкальное училище, но ушёл оттуда, не доучившись. Перед парнем открылся безбрежный Советский Союз — он работал артистом-инструменталистом в Тюменском бюро, Томской, Кемеровской, Читинской  филармониях, в Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске. Владимир Мулявин приехал в Минск в 1963 г., когда его первую жену — Лидию Кармальскую, выступавшую в жанре художественного свиста, пригласили на работу в Белгосфилармонию. «Я хочу здесь жить»,

«Твой заветный напев, чудотворный напев» — 85 лет Владимиру Мулявину, или как свердловский парень стал символом белорусской культуры.

Родился Володя на Урале в рабочей свердловской семье в грозовом 1941, став ребёнком и войны, и послевоенных надежд. Семья была музыкальная: в доме играли на балалайке, домре и гитаре. Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела.

В 12 лет Владимир начал играть на гитаре. Денег на музыкальную школу у семьи не было, поэтому Мулявин пошёл в Дом культуры им. Сталина, где был детский кружок со струнным оркестром.

В 1956 г., по окончании семилетней школы, поступил в Свердловское музыкальное училище, но ушёл оттуда, не доучившись.

Перед парнем открылся безбрежный Советский Союз — он работал артистом-инструменталистом в Тюменском бюро, Томской, Кемеровской, Читинской  филармониях, в Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске.

Владимир Мулявин приехал в Минск в 1963 г., когда его первую жену — Лидию Кармальскую, выступавшую в жанре художественного свиста, пригласили на работу в Белгосфилармонию.

«Я хочу здесь жить», — сказал он жене, когда, забыв чемодан на вокзале, нашёл его спустя два часа на том же месте.

А через год он был призван на службу в армию — в Ансамбль песни и пляски Белорусского военного округа. Там-то и познакомились музыканты, ставшие впоследствии первым составом «Песняров».

Музыканты осуществили свою мечту о ВИА и 1 сентября 1969 г. представили худсовету Белгосфилармонии свою программу как ансамбль «Лявоны». Программа была принята. А уже в 1970 г. их направили в Москву на IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Правда, имя «Лявон» ассоциировалось с неким простачком, и чиновники Минкульта предложили сменить название — появились «Песняры».

А конкурс принёс им звание лауреатов, а назавтра музыканты проснулись знаменитыми, ведь их показали по Центральному телевидению. Началось триумфальное шествие ВИА.

«Песняры» были интересны прежде всего тем, что имели своё лицо, исполняя белорусские народные песни в рок-обработке. Это был уникальный коллектив», — вспоминал В. Ткаченко, гитарист и композитор «Песняров».

Но настоящую славу принесли песни на русском: «Белоруссия», «Беловежская пуща», «За полчаса до весны», «Олеся», «Берёзовый сок» и «Вологда»...

Две последние имели интересную историю. Обе записывались как разовые, обе принадлежали перу великого Матусовского.

«Берёзовый сок» записали для фильма «Мировой парень» и забыли про неё. В 1971 г. фильм вышел на экраны, и музыкантов стали заваливать просьбами спеть. Солист Борткевич вспоминал:

«Кинулись искать — ни клавира, ни партитуры, ничего нет. Тогда мы пошли в кинотеатр и записали её на магнитофон. Володя Мулявин снова написал партии. И после этого мы стали исполнять «Берёзовый сок» на концертах».

Связана с песней и другая история: 9 декабря 1971 г. в «Комсомолке» вышла статья «Скандал у микрофона», где рассказывалось, как ВИА сорвал концерт в городе Волжске, не договорившись о гонораре с местным ТВ. После такого группе закрыли все концертные площадки и телевидение. Полгода простоя, но «Берёзовый сок» вновь напомнил о «Песнярах», и глава Белоруссии Машеров вновь открыл перед ВИА дорогу на эстраду, правда, с условием извиниться перед зрителями в «КП» за подписью Мулявина и выиграть всесоюзный конкурс. Прививка от «медных труб» сработала.

В 1976 г. в проходил творческий вечер Матусовского, и он попросил также спеть и «Вологду», написанную для спектакля «Белые облака». Песня на Мулявина не произвела впечатления, но сразу после того, как ЦТ показало вечер, «Вологда» стала хитом.

«Песняры» стали одним из самых популярных ВИА СССР, но при этом без зазнайства и звёздной болезни, поэтому их посылали с концертами за границу.

Несмотря на то что популярность «Песняров» продолжалась после развала СССР, прежней свободы для творчества уже не было. Мулявин говорил:

«Утеряно ощущение внутреннего духовного пространства, некогда присущее и русским, и белорусам, и другим народам, населяющим территорию бывшего СССР. Пространства, где могла развернуться душа…»

Мой дзен

-2
-3