Компания Gibson Films представила новый документальный проект. В рамках релизов 2026-го года состоялась мировая премьера первой части фильма "Iommi: The Godfather Of Heavy Metal". Премьера прошла буквально на днях, фильм показал телеканал Gibson TV. «Фильм посвящён жизни и творчеству замечательного музыканта, звучание гитары которого изменило рок-музыку и заложило основы жанра “heavy-metal”». – гласит аннотация.
Действительно, основной идеей сериала является рассказ о жизненном пути Тони Айомми (Tony Iommi) – начиная с детства в мрачноватом индустриальном Бирмингеме до триумфальных выступлений на больших концертных площадках по всему миру, - и его непростой судьбе. Выросший в среде рабочего класса, получивший жизненный опыт в суровых условиях послевоенной Британии, Айомми смог найти точку приложения своим музыкальным талантам и выработать уникальный, свойственный ему одному, стиль игры на гитаре.
Сегодня критики говорят, что гитарные риффы Айоми «отражают суровость и весомость бирмингемского окружения, в котором он вырос». О правильности такого рода предположений, конечно же, можно спорить, но то, что атмосфера ранних записей Black Sabbath значительно отличалась от всего, что было на тот момент актуально на музыкальном рынке, это точно. «Тяжёлый и мрачноватый звуковой язык Black Sabbath был не похож на психоделию и блюз-рок, доминировавшие на британской сцене в конце 60-х», - пишет NME.
Первый фильм сериала – он называется Volume One (уж не намёк ли это, что будет и Vol.4 – ВМ), - посвящён годам становления Айомми и Black Sabbath. «Альбомы, записанные на заре 70-х, изменили траекторию развития рок-музыки, заменив психоделический “хиппизм” на что-то более зловещее и мощное», - продолжает анонс. – «Приглушённый гитарный звук Айомми, ставший отчасти вынужденным - после того, как в результате несчастного случая на заводе были повреждены кончики пальцев правой, “грифовой”, руки гитариста-левши, - стал одним из самых узнаваемых в современной рок-музыке. Его риффы легли в основу стиля, которому стали следовать бесчисленные группы, адаптируя и развивая его».
В фильме, конечно же, есть обширные интервью с Айомми, а также со множеством других музыкантов, причём все они говорят о том, что их карьеры были в той или иной степени сформированы игрой гитариста Black Sabbath.
В фильме приняли участие Брайан Мэй (Brian May), Слэш (Slash), Закк Уайлд (Zakk Wilde), Янгблад (Yungblud), Скотт Иэн (Scott Ian), Джон Файв (John 5), Фил Ансельмо (Phil Anselmo), Блэки Лоулесс (Blakie Lawless), Том Морелло (Tom Morello) и Трой Ван Левен (Troy Van Leeuwen). Коллеги-музыканты из Бирмингема Роб Хэлфорд (Rob Halford) и Джастин Бродрик (Justin Broadrick) рассказали о том, как важно было для них видеть, что их «соседи» Black Sabbath поднимаются.
Сценаристы Gibson Films, работавшие над фильмом, постарались сделать акцент на том, что именно новаторский подход Айомми к написанию песен стал объединяющей силой для разных поколений музыкантов. «Он показал всем, какую силу в песне может иметь гитарный рифф», - говорит Закк Уайлд. – «И все музыканты - от традиционного “хэви-метала” до “трэша”, “дума” и альтернативных стилей, - всегда чувствовали его влияние. Это некая нить, связывающая гитаристов по всему миру».
В результате в серии Volume One «высветился портрет музыканта, чья игра продолжают вызывать отклик в сердцах фанатов по всему миру». «Смотрите, с момента выхода первого альбома Black Sabbath прошло уже более 55 лет, а пластинка по-прежнему звучит свежо и отлично воспринимается», - добавляет Уайлд.
Тони Айомми выразил благодарность за проект, поблагодарив как фирму Gibson, так и музыкантов, принявших участие в создании фильма. «Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в съёмках», - сказал Айомми. – «Не скрою, мне было приятно слышать ваши добрые слова. Я никогда не задумывался о своей роли в возникновении “heavy-metal”, мне всегда был ближе термин “heavy-rock”, так что теперь надо будет всё это переварить и осмыслить. И ещё – отдельная благодарность всем фанатам за то, что они поддерживали нашу музыку на протяжении десятилетий».
Президент и исполнительный директор фирмы Gibson Сезар Гейкян (Cesar Gueikian) сказал, что «сериал также станет данью уважения компании».
«Вне всякого сомнения, Айомми является центральной фигурой в создании целого жанра», - сказал Гейкян. – «И, конечно же, нам приятно, что на протяжении всей своей карьеры он отдавал предпочтение инструментам нашей фирмы. Сегодня многие музыканты неизменно указывают на Айомми, как на источник уникального звука».
«И что ещё важно», - добавил Гейкян, - «наш сериал расскажет не только о сложном жизненном пути Тони, но и коснётся тех философских аспектов, которые повлияли на мировой успех Black Sabbath».
Создатели фильма уверяют, что первая серия «задаёт тон всему сериалу и детально анализирует истоки жанра, зародившегося в Бирмингеме, и распространившегося по всему миру». «Похоже, что благодаря риффам Айоми эта музыка обрела мощную фанатскую базу – причём, вне зависимости от стран и континентов», - говорит Брайан Мэй. – «И, что самое главное, она продолжает жить и притягивать к себе новые поколения поклонников. Не знаю, откуда он всё это черпал, но его музыка до сих пор остаётся актуальной – согласитесь, это выглядит как чудо!».