Найти в Дзене
Алексей Туркин

ПРОФШКОЛЫ ДЛЯ ДЕРЕВООБДЕЛОЧНИКОВ В ГЕРМАНИИ

Германия — страна с широко развитой крупной промышленностью, работающей на самый широкий рынок. Поэтому особенно интересно, почему всё же в Герма­нии поддерживается кустарно-ремесленная промышлен­ность. Описание профшкол деревообделочников в Герма­нии указывает, на то, что эти школы расположены в мест­ностях, богатых лесом. В виду имеется поддержать ку­старные промыслы, работающие на местном материале. Бросается в глаза тесная связь с местной промышлен­ностью. Немецкая деревообделочная профшкола — не просто школа, которая готовит такое-то число учеников, и делу конец. Нет, она старается повлиять па промыслы, устраивает вечерние курсы, консультации, выставки. И, наконец, характерно, что внимание обращается на раз­витие тех умений в особенности, которые не могут быть заменены никакой высокоразвитой техникой. Элементы искусства играют в немецких деревообделочных школах исключительно большое значение. Зачем мы нашли нужным привести перевод нижесле­дующей статейки в «На путях к новой школе»
Крупская Надежда Константиновна
Крупская Надежда Константиновна

Германия — страна с широко развитой крупной промышленностью, работающей на самый широкий рынок. Поэтому особенно интересно, почему всё же в Герма­нии поддерживается кустарно-ремесленная промышлен­ность. Описание профшкол деревообделочников в Герма­нии указывает, на то, что эти школы расположены в мест­ностях, богатых лесом. В виду имеется поддержать ку­старные промыслы, работающие на местном материале. Бросается в глаза тесная связь с местной промышлен­ностью. Немецкая деревообделочная профшкола — не просто школа, которая готовит такое-то число учеников, и делу конец. Нет, она старается повлиять па промыслы, устраивает вечерние курсы, консультации, выставки. И, наконец, характерно, что внимание обращается на раз­витие тех умений в особенности, которые не могут быть заменены никакой высокоразвитой техникой. Элементы искусства играют в немецких деревообделочных школах исключительно большое значение.

Зачем мы нашли нужным привести перевод нижесле­дующей статейки в «На путях к новой школе»? Изучение труда лежит в основе программ ГУСа. Изучая местный труд, нельзя проходить мимо местного ремесленно-кустар­ного труда, а мы сплошь и рядом проходим, не видим, не замечаем его, интересуемся лишь «чисто земледельче­ским» трудом крестьянина. И потому часто программный материал далёк от жизни. «Внимание к местным про­мыслам» — таков должен быть лозунг. В этой области нам надо острить наш взгляд, учиться видеть, как учимся мы смотреть и видеть в области сельского хозяйства.

Данная статейка имела целью обратить внимание учителя на известные стороны кустарного промысла.

Важно также учитывать потребности местного про­мысла при устройстве школьных мастерских.

Надо только сказать: если в Германии, в стране с высокоразвитой индустрией, местная кустарная промыш­ленность может существовать лишь опираясь на искус­ство, у нас ещё десятки лет, вероятно, целые отрасли промышленности не будут иметь конкуренции в лице крупной промышленности, и суживать задачи профшкол до помощи лишь в области развития художественной стороны промысла нецелесообразно. У нас центр тяжести должен лежать в рационализации техники дела.

В «Handbuch für das Berufs-und Fachschulwesen» на­ходим статью А. Кюне о профшколах для деревообделоч­ников в Германии.

Вот что в ней говорится:

«Из подобных школ следует упомянуть в первую оче­редь о трёх баварских школах для резчиков в Берхтесга­дене, в Гармиш-Партенкирхене и в Обераммергау, сход­ных по учебным планам и программам. Первые две из названных школ делятся на специальности для скульпто­ров по дереву и для высококвалифицированных столяров. К ним примыкают зимние курсы для плотников-строите­лей с общеобразовательными предметами и чертёжные курсы с четырьмя недельными уроками, которые служат для подготовки к основному курсу учеников, окончивших лишь народное училище. Обе профшколы являются худо­жественно-промышленными училищами, главной задачей которых является поднятие художественного ремесла, в особенности резьбы по дереву. Для этой цели с данными профшколами связаны учебные мастерские для скульпто­ров и столяров, в которых молодёжь получает хорошую квалификацию во всех отраслях по специальности. Курс в двух главных специальностях обнимает по четыре года и заключает в себе рисование, моделирование и резьбу или же черчение и столярные работы. Условием приёма является окончание народной школы, желательна предыдущая практика в данной отрасли. Курс заканчивается испытанием, главным моментом которого является изготовление пробного изделия. Выставочная зала учи­лища всегда открыта всем его бывшим ученикам для публичных выставок их художественно-ремесленных и кустарных работ».

«В Обераммергау точно так же существует четырех­годичная школа скульптуры по дереву. Ученики отчасти работают практически в различных мастерских вне стен школы. В самой школе преподаются черчение и резьба в специальных учебных мастерских».

«Такого же рода школа существует в Бишофсгейме, которая за три года готовит из 14-летних мальчиков дель­ных резчиков по дереву, кроме того, даёт им хорошее понятие о черчении и моделировании, о немецком языке и об арифметике, о калькуляции и бухгалтерии, также некоторые сведения по трудоведению и обществоведению (общая ориентировка в современных профессиях и граж­данском строе)».

«В школе изготовляется резьба для строительных и мебельных работ, а также разные мелкие предметы на заказ или на продажу. Количество учеников намеренно не превышает 20».

«Для поднятия резного дела в Баварском Лесу имеет­ся соответственный техникум в Цвизеле с трёх-четырёх-летним курсом. Здесь надо отметить моделирование из глины и воска, столярные и токарные работы, поскольку они нужны резчику, наконец травление и полировку пред­метов».

«Баденский Шварцвальд имеет школу резчиков, скульпторов по дереву, модельщиков и мебельщиков в Фуртвангене. Курс трёхлетний — с арифметикой, рисо­ванием, моделированием, естествознанием, изучением коммерческой стороны дела и практическим обучением в мастерских».

«В Эрбахе, в Гессенском Оденвальде, имеется школа резчиков, которая, кроме скульптуры по дереву и токар­ного дела, обучает резьбе и по слоновой кости. Школа содействует дальнейшей квалификации молодёжи, уже раньше обучавшейся данному художественному ремеслу, и даёт художественно одарённой молодёжи Оденвальда возможность соответствующего профессионального обу­чения. Развитие вкуса и понимание форм достигаются через рисование и моделирование хороших гипсовых об­разцов, живых животных в покое и в движении. Всё это, а также коммерческие предметы и серьёзное обучение в мастерских содействует будущей самостоятельной ра­боте учащихся».

«Исполиновые горы имеют свою школу в Вармбрунне, основанную в 1897 г. частным благотворителем. Она первоначально мыслилась как место квалификации для кустарей, однако давно уже превратилась в художествен­но-промышленное училище для скульпторов по дереву и для квалифицированных столяров для всей Силезии и окрестных областей. Собственницей школы теперь являет­ся община. Цель работы — дальнейшее усовершенствова­ние обученных скульпторов, резчиков, изготовщиков художественной мебели и столяров и подготовка их к ис­пытанию на звание мастера, а также подготовка юноше­ства, окончившего народную школу, к званию подмастерья по резному и столярному делу. Последний курс четырехго­дичный, первый — различной деятельности, смотря по под­готовке обучающихся. Школа имеет четыре отделения: 1) для скульпторов фигур, орнаментов и животных, 2) для индустриальных резчиков, 3) для рисовальщиков и работников художественной мебели, 4) для столяров и токарей. Учебные мастерские школы признаны равноценными индивидуальному обучению у мастера, они получают много заказов и в этом отношении не уступают производственным мастерским. Это единственная школа такого рода, имеющая интернат, состоящий из двух жи­лых комнат и двух спален, общей кухни и гимнастиче­ской площадки».

«Школа города Фленсбурга в своей работе тоже рав­няется на художественное столярное ремесло, скульптуру и резьбу по дереву. Она находится в городском художе­ственно-промышленном музее, построенном в 1904 г., и имеет свои мастерские для столяров и резчиков и классы для рисования, моделирования и живописи, для стерео­метрии и бухгалтерии. Машинные отделения, склады для древесного материала, коллекции и библиотека допол­няют учреждение школы; имеется класс для художе­ственно-столярного ремесла с мастерской, класс с теоре­тическим преподаванием для рисовальщиков и архитекторов внутренней отделки дома, класс для скульпторов и резчиков и класс для художественного ремесла в целом. Курс минимально двухлетний при условии предыдущей хорошей практики и обучения и достаточных дарований, в противном случае требуется не менее трёх лет обу­чения».

«В таком же роде работает столярная профшкола в Берлине, имеющая хорошие мастерские для столяров и токарей и дополняющая практическое обучение лекциями по художественному столярному ремеслу, до машинове­дению, технологии дерева, химии, операционному счето­водству и бухгалтерии. Кроме двухлетнего основного кур­са, имеются вечерние курсы для совершенствования по­мощников и учеников».

«Саксония имеет в Фрейбурге техникум для столяров и в Лейпциге техникум для токарей и резчиков. Послед­ний находится при городской профшколе и имеет хорошие мастерские, в которых, кроме токарных и столярных ра­бот, производятся интарсии (инкрустации), моделирова­ние и резьба по дереву. Фрейбургский техникум не имеет своих мастерских. Предполагая у учеников прак­тические знания столярного ремесла, он обучает их ри­сованию и художественно-промышленному черчению».

«В Детмольде, Бланкенбурге, Ильменау и Нюрнберге имеются профшколы для столяров, в которых из простых ремесленников готовят мастеров, техников, рисовальщи­ков, резчиков интарсий и управляющих мебельными ма­стерскими и фабриками. Ремесленная профшкола для деревообделочников в Фюрте имеет целью снабжать мо­лодых людей основательными практическими и теоретиче­скими знаниями своего дела, делая излишним их инди­видуальное обучение у мастера и помогая им впослед­ствии самим делаться дельными помощниками и мастерами; имеются отделения для столяров, скульпторов по дереву».

«Тесно связаны с соответствующим производством и предназначены для всемерного его подъёма и совершен­ствования техникумы игрушечной индустрии в Зейфене и Грюнхайнихене (Саксония). Ученики работают в про­изводстве, одновременно в течение четырёх лет посещая школу, где они в её учебных мастерских учатся рисова­нию, живописи, моделированию, резьбе, токарному делу, столярному и раскрашиванию игрушек. Кроме этих про­изводственных учеников, имеются и полдневные, учащиеся всю неделю, имеются и курсы для бывших учеников стар­шего возраста и для руководителей данной отрасли промышленности. Erne перед ученичеством в последние годы посещения народной школы ребята поступают в техникум и понемногу втягиваются в свою будущую профессию. Большое внимание уделяется работе в мастерских: у них и учебные, и опытные задачи. В особенности лелеется народная резьба, которая ещё крепко держится в игру­шечном деле. Школа задаётся целью образовать хороших ремесленников, воспитывая их вкус на хороших образцах, воспитывая чутьё к действительно ценной национальной квалифицированной работе. Рядом с работой в мастерских идут рисование и изучение народного искусства. Старшие ученики и курсанты поощряются к собственному творче­ству. Школа ставит себе целью всячески содействовать саксонской игрушечной индустрии района Рудных гор, создавая ей работников, указывая пути и давая ей образ­цы. В её учебных и опытных мастерских постоянно воз­никают новые образцы игрушек, всё более тонкой работы на традиционной базе местного народного искусства. Эти новые образцы широко распространяются индустриаль­ным путём и содействуют таким образом поднятию всей игрушечной индустрии. Обе школы уже существуют около 50 лет».

«Подобные же школы существуют в Зоннеберге, в Тюрингии, и в Нейштадте, близ Кобурга. Здесь основная работа — моделирование, работа по дереву лишь вспомо­гательная. Цель работы — воспитание художественного вкуса и соответствующее влияние на своеобразную мест­ную промышленность».

«Преимущественно работами по дереву занимается государственная школа в Гамбурге с годичным курсом. Здесь квалифицируются колесники, кузнецы, техники экипажного дела. Школа предназначена для квалифика­ции всех тех, кто занимается постройкой и внутренней отделкой экипажей и автомобильных кузовов. В учебном плане значатся черчение и геометрия, коммерческое дело и арифметика, особенное ударение ставится на техноло­гию материалов. Имеются пособия по изучению автомобильного дела, по теории отделки и по технологии материалов».

«В Баварии, в Миттенвальде, имеется профшкола для скрипичного дела, воспитанники которой составляют скрипки для продажи и приводят в годный для у потребления вид любую испорченную скрипку. Кроме скрипок, учащиеся изготовляют виолончели, контрабасы, мандоли­ны, гитары и цитры. Школа существует уже 60 лет в местности, где в течение 300 лет держится производство скрипок кустарным способом. Ученики в течение четырёх лет работают практически в мастерских, кроме того, их обучают рисованию, пению и игре на скрипке. Продажа изделий школы производится через специальную кон­тору».

«И Саксония в своих Рудных горах имеет свои инструментальные школы; таковая в Клингентале существу­ет с 1884 г. Курс трёхгодичный. Кроме обычных предме­тов профшкол, здесь учатся инструментальной теории и гармонии. Здесь в порядке обязательной дополнительной школьной повинности изучает теорию дела и та мужская и женская молодёжь, которая занята изготовлением ин­струментов кустарным путём. С этой профшколой связана приготовительная музыкальная школа для детей от 9 лет, обучающихся игре на употребительнейших оркестровых инструментах, что нужно для поступления в профшколу. Преподаётся элементарная теория музыки. Имеются раз­личные отделения для струнных и духовых инструментов и для каждого отдельного рода их. В каждом отделении не больше шести учеников, у каждого два урока в неделю. Более подготовленные ученики упражняются в совместной игре, образуя струнные и духовые оркестры. Имеются мастерские для изготовления скрипок, виолон­челей и басов, а также для деревянных духовых инстру­ментов. Подобные же школы имеются в Маркнейкирхене и Эрбахе. Цель же —не образование музыкантов, а ин­струментальных мастеров с тонким слухом и с понима­нием качества инструментов».

«Имеются школы корзиночников (материал — ива) в Лихтенфельсе (Баварская Оберфранкия) и Гейнсберге (Прусский Рейнланд). Школа в Лихтенфельсе — государ­ственное учреждение. Она имеет задачу дать корзиночной индустрии квалифицированных руководителей, рабочих и рисовальщиков, в особенности для более искусной и слож­ной техники работы, помочь домашней индустрии (ку­старной) подняться технически, вводить и проверять нов­шества в этой области, консультировать технически част­ных мастеров и промышленников. Через организуемые ею курсы-передвижки по всей Баварии она содействует поднятию техники дела и в других районах. Полный курс профшколы трёхлетний. Он содержит рисование и чер­чение, технологию материалов и орудий, беление, травле­ние и окрашивание материалов и технические упражне­ния в технически правильной, высококачественной работе. Ученики приучаются к самостоятельной и быстрой работе. Имеются теоретический и практический курс культуры ивы. Кроме полного трёхлетнего курса, имеются кратко­временные дополнительные курсы по отдельным специ­альностям, а также школы рисования в окрестных де­ревнях».

«Гейнсбергское училище корзиночного дела основано в 1876 г. на началах акционерного общества. Его цель — распространение в районе квалифицированного корзиноч­ного дела в качестве домашней индустрии для дополни­тельного заработка населения, чем оно удерживается этим от переселения. Учебный план школы напоминает план предыдущий».

Я привела эту статейку, чтобы показать, какое боль­шое внимание обращает такая передовая в промышлен­ном отношении страна, как Германия, на развитие ку­старных промыслов и на то, чтобы направлять их в целе­сообразное русло. На данной ступени нам надо не ликвидировать кустарные промыслы, а рационализировать их путём устройства необходимых школ и техпропаганды среди населения, занимающегося кустарным промыслом.

1926 г.

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т. 4.