На выставку «Свой человек. Владимир Гиляровский», которая проходила в Музее русского импрессионизма, мы смогли выбраться, к сожалению, только в последний день её работы.
Достались нам билеты на последний сеанс, но спасибо, что хоть такие. Выставка масштабная: 241 экспонат из 53 музеев и 10 частных коллекций расположились на трёх этажах! Выставка интереснейшая, и сейчас я вам о ней расскажу...
Народу в последний день работы выставки было очень много! Как, впрочем, и во все остальные дни. Люблю, когда в музее много народу, но на этот раз было просто что-то невероятное: не протолкнуться!
Эта выставка о Москве и её легендарном летописце, одном из самых знаменитых москвичей, «короле репортёров», писателе, знатоке Москвы Владимире Гиляровском, который за свою жизнь много скитался и путешествовал. И перепробовал множество занятий и профессий. Где он только не был, чем только не занимался!
Выставка рассказывает об этом, но главное: она представляет нам жизнь «короля репортёров» в Москве 1880-х - 1930-х годов, в центре пёстрой мозаики жизни большого города.
Часть 1: Жизнь и скитания
«Скитаниям» Гиляровского – его пути от бурлака до автора сенсационных репортажей – посвящена первая часть выставки, разместившаяся на втором этаже музея.
Он родился 8 декабря 1855 в глуши Вологодской губернии и первые годы жизни провёл на лесном хуторе, среди дремучих лесов и непроходимых болот. Его отец управлял лесным имением графа Василия Олсуфьева. В родословной Гиляровского были и запорожские казаки, и новгородские ушкуйники, речные пираты. «Не мудрено, – писал дядя Гиляй в автобиографии, – что бродягой я вышел!»
Вскоре семья перебралась в Вологду. Когда Володе было всего восемь лет, умерла его мама. Отец вторично женился, и мачеха Володи, «добрая, ласковая, образованная», стала обучать его французскому языку и приличным манерам. И отправила учиться в гимназию.
Учился он неохотно, любил пошалить, ему плохо давалась математика. Но в гимназии он стал писать стихи. А во втором классе увлёкся цирком, зачастил туда «и за две зимы стал недурным акробатом и наездником. Конечно, это отозвалось на занятиях, но уследить за мной было некому».
Летом 1871, в 16 лет он сбежал из дома, чтобы стать волжским бурлаком в бурлацкой артели. Пешком дошёл до Ярославля и следующее десятилетие своей жизни прожил весьма бурно. Работал бурлаком, грузчиком, табунщиком на конном заводе, пожарным в пожарной команде, добровольцем побывал на войне. Весь этот опыт позже ляжет в основу его книг.
В бурлацкой артели он представился Алексеем Ивановым, по имени и отчеству отца. И получил прозвище Алёша Бешеный, прославившись неуёмной энергией и огромной физической силой.
Не желая возвращаться домой, он меняет артель бурлаков на артель грузчиков-крючников, где продолжал тренировать физическую силу. В 1875 оказался в цирковой труппе и стал выступать на арене передвижного цирка в Воронеже.
Этому способствовали не только гимнастические тренировки в Вологде, но и гены: Гиляровский от природы имел атлетическое телосложение при невысоком росте 166 см и обладал непомерной физической силой.
Однажды в Тамбове, за ужином в ресторане Пустовалова, находившемся в подвале театра, он разнимает драку и спасает от полиции сына антрепренёра. И вскоре, вымазанный сажей, в курчавом парике, оказывается на сцене: играет в «Хижине дяди Тома». Играет Держиморду, Добчинского и Лаэрта, то и дело переодеваясь за кулисами.
В старые времена не поступали в театр, а попадали, как попадают не в свой вагон, в тюрьму или под колёса поезда. А кто уж попал туда – там и оставался. Жизнь увлекательная, работа вольная и перспектива яркого будущего, заманчивая и достижимая.
«Люди театра»
В Саратове, Тамбове, Рязани, Пензе Гиляровский блистает в театрах на вторых ролях. В 1877 прямо с саратовской сцены он добровольцем отправляется на Русско-турецкую войну. А после перемирия с Георгиевским крестом за храбрость возвращается на подмостки.
Именно театральные знакомства и приведут его в Москву: по протекции своего товарища актёра Василия Андреева-Бурлака он получает место управляющего в летнем театре Анны Бренко, где был представлен Николаю Кичееву, редактору сатирического журнала «Будильник».
Часть 2: Бесстрашный репортёр и зоркий бытописатель Москвы
На первом этаже выставки представлена её вторая часть, рассказывающая о Москве, яркий и колоритный образ которой был создан Гиляровским в его очерках и репортажах. На выставке книги Гиляровского тоже представлены, их можно взять в руки и полистать.
Владимир Гиляровский поселился в Москве весной 1881. Он молод: ему 26 лет. Уже 30 августа в журнале «Будильник» появляется его первая публикация – стихотворение «Всё-то мне грезится Волга широкая...» За стихами последовали репортажи и очерки в различных московских газетах. Именно газетные публикаци – сенсационные материалы и расследования – принесли Гиляровскому славу короля репортёров.
Бывший бурлак, циркач и провинциальный актёр, не имея никакого образования, стал блестящим криминальным репортёром, бесстрашным и честным.
От газетного листа должно разить таким жаром, чтоб его трудно было в руках удержать. В газете должны быть такие речи, чтоб у читателя спирало дыхание.
Он был московской достопримечательностью. Александр Куприн писал Владимиру Алексеевичу:
Ах, дорогой дядя Гиляй, крёстный мой отец в литературе и атлетике, скорее воображу себе Москву без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя, ты – пуп Москвы!
«Портрет Владимира Гиляровского», написанный в 1915 его другом художником Сергеем Малютиным:
Выглядел он простолюдином, очень русским, при этом был человеком отнюдь не бедным и даже немного сибаритом. Впрочем, когда работа гнала его в притоны Хитровки, сибаритство с него слетало. Но он всегда оставался человеком широкой души.
Уже через год после переезда в Москву Гиляровский называл себя москвичом.
Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!
После бурной молодости он нашёл своё призвание в журналистике и уже в 1884 смог снять квартиру в центре города, в Столешниковом переулке. Он поселяется в доме № 11 вместе со своей молодой женой Марией Ивановной.
В 1886 Гиляровский переехал в дом по соседству (Столешников переклок, дом №9, строение 5). Здесь, в квартире №10, он прожил до конца жизни, почти полвека. Мария Ивановна вела дом, отлично готовила и с радушием принимала многочисленных гостей мужа.
В гостях у дяди Гиляя бывали Чехов, Куприн, Бунин, Левитан. В передней стоял большой жёлтый диван, на котором любил сидеть Лев Николаевич Толстой. Частым гостем был Фёдор Шаляпин:
С Антоном Павловичем Чеховым Гиляровский познакомился в редакции Будильника. Чехов познакомил его с Максимом Горьким. В 1902 состоялась премьера спектакля по пьесе Горького «На дне». Успехом постановка была обязана и Гиляровскому, который водил артистов вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко знакомиться с натурой на московское «дно» – в ночлежку Хитровки.
Он был «своим человеком» не только в редакциях и театрах, но и в трактирах, притонах и ночлежных домах, где жили беглые каторжники и воры. Этот мрачный «город в городе» не пугал Гиляровского: опытный и физически очень сильный, он бесстрашно туда ходил (правда, с кастетом).
Меня не стеснялись и звали газетчиком.
А хитрованцы, в свою очередь, доверяли ему. Среди них у короля репортёров были агенты-информаторы, сообщавшие ему криминальные новости. Порой они даже приходили к нему домой, чем пугали его жену.
Никогда ни один из этих корреспондентов меня не подвёл.
Были у Гиляровского также и знакомые воры, у которых он находил порой вещи своих ограбленных друзей и знакомых.
Москва Гиляровского – это Москва 1880-х – 1930-х. Образы любимых Гиляровским улиц и площадей, ночлежек и чайных, трамваев и конок показаны на выставке в галерее живописи и графики художников-современников Гиряровского.
Представлены картины и всем знакомых художников Репина, Серова, Коровина, Кандинского, Гончаровой, Машкова, и малоизвестных авторов, работы которых хранятся в провинциальных музеях. Сам Гиляровский любил передвижников и реализм, а авангардистов страшно ругал: он не понимал, как трава может быть красной, а небо – зелёным.
За 54 года жизни в Москве он был свидетелем беления стен и башен Кремля, строительства Храма Христа Спасителя, сооружения роскошных усадеб с парками, и уже в советское время – сноса церквей и разгона притонов Хитрова рынка.
После Октябрьской революции Владимир Гиляровский писал для газет «Известия», «Вечерняя Москва», журналов «Огонёк» и «Прожектор». Большевиков он принял с удовольствием. Он ведь был демократом. В 1926, уже на склоне лет, вышла наконец его книга «Москва и москвичи», в которой были собраны его лучшие репортажи. В царское время книгу не издавали.
Часть 3: Пространство технологий
Технологическим новинкам посвящён спецпроект «Пространство технологий», созданный совместно с Политехническим музеем и размещенный на третьем этаже.
Владимир Гиляровский жил в интереснейшее время: в век научно-технического прогресса с его чудесами и открытиями. При жизни Гиляровского были изобретены и вошли в повседневную жизнь телефон и портативные фотокамеры, появились автомобили, уличное электрическое освещение, кинематограф и многое другое.
Владимир Алексеевич очень интересовался техническими новшествами, только фотоаппаратов Kodak у него было три. Он летал на воздушном шаре, ездил по железной дороге и одним из первых провёл в свою квартиру в Столешниковом переулке телефонную линию с домашним номером 10-52.
В репортёрской работе он пользовался телеграфом и благодаря этому моментально, самым первым сообщал в редакцию эксклюзивные новости. И в Политехническом музее, кстати, он бывал не раз:
Вчера в Политехническом открылась выставка электричества. Публика глазеет на «чудеса» – телефоны, фонографы, лампы накаливания. Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся…
На выставке представлены
Фонограф Томаса Эдисона:
Записывали с его помощью музыку, лекции, голоса родных и близких, речи великих людей.
Настольный телефонный аппарат Белла (США):
Это одна из самых ранних моделей телефона.
Портативный телеграфный аппарат Морзе системы В.А. Ухина:
Французский велосипед «Костотряс» 1869 года:
Недоброе имя велосипед заработал благодаря своим деревянным колёсам с жёсткими железными ободами. Зато это была первая модель с круговыми педалями и тормозом. Такой велосипед в России был, например, у Александра II, который купил его в Париже на Всемирной выставке в 1867. В то время стоил такой велик 600 рублей: за эти деньги можно было купить хороший экипаж с упряжкой лошадей.
Немецкий локомобиль:
Он похож на трактор, но нет, это паровой двигатель. На выставке представлена действующая модель (масштаб 1:10).
...И другие технологические новинки начала 20 века.
Переполненные впечатлениями, мы покидали музей уже в темноте. Здание светилось, как неведомый космический корабль:
Шли по вечерней Москве и говорили о том, каким удивительным, потрясающим человеком был Гиляровский. Глыба!
Талантливый во всём, за что брался. С такой судьбой, что хватило бы на толстый роман. Или сериал, состоящий из нескольких сезонов.