Начало истории здесь.
А вот вся подборка «Прожито».
Итак, Архангельская область, Холмогорский район, деревня Чёлмохта.
Названа по одноименной реке, притоку Северной Двины:
Хотя нам местные рассказывали байку про монашка, сосланного сюда за какие-то прегрешения «челом мох толочь» – отсюда, мол, «чел-мох-та».
«Просторы наши смурные»…
Итак, приехали, заселились, получили по почте свои вещи. Офигели от просторов, белых ночей, комаров и от свежайшего воздуха. Даже с хроническим недосыпом из-за первых моментов (в доме не было занавесок, у нас не было пластинок от комаров, только аэрозоли, которые не сказать чтобы хорошо отпугивали кровососов), мы всё равно чувствовали себя выспавшимися. Наверное, это от свежего воздуха, – решили мы. И дружно записали в плюс экспедиции: воздух – свежий, природа – красивая, продукты…
Продукты вообще была целая поэма. Такой вкусной картошки многие и не ели раньше. Я-то была разбалована вкуснейшей бабушкиной картошкой, конечно. А вот молочные продукты – это да, песня! Даже чересчур. Помню, руководительница экспедиции купила сметану и сливки. Сметана была сразу же сожрана и банка вылизана. А вот со сливками получилась накладка. Мы решили выпендриться и сделать себе кофе со сливками! Почему нет? Банка растворимого у нас была – когда еще сможем попить его с настоящими сливками?
Вот так примерно, картинка прямо из серии «ожидание / реальность»:
Ну, и положили в чашки по чайной ложке, а кто и по две. И нас не насторожило, что эти ложки со сливками можно было вверх ногами переворачивать!
В итоге выливали мы кофе чуть ли не со слезами! Пить эту бурду с каплями растворившегося сверху масла было просто невозможно. Зато оказалось, что без кофе – райская еда! Можно просто закинуть комок сливок в рот и ходить с бессмысленно-блаженным выражением, потом повторить.
Конечно, мы перешли черту, отделяющую невинное удовольствие от пагубного пристрастия. И расплата была неминуемой! Нас мутило, крутило и некоторых даже тошнило. Ну что, опыт – сын ошибок трудных, как говорится. Одна из местных тетенек на наш рассказ только головой сокрушенно покачала: «Ну да, они ж сепарированные!» В следующий раз нам по нашей просьбе продали не такие жирные, но все равно они были раз в десять жирнее всего, что мы пробовали раньше!
Почему бы молочным продуктам и не быть такими вкусными – ведь там такие луга!
Кстати, нашла на Ютубе видео 2018 года, деревню снимали с квадрокоптера:
Вот еще домики:
Всё высматривала, какой дом похож на тот, где мы остановились тогда. Он был высоким, с «поветью».
Знаете, что такое «поветь»? Это что-то типа большого чердака с высоким потолком. И еще там есть отгороженный туалет. Да-да, на чердаке! Никогда такого не видела. Можно было бы считать секунды до «плюха» и по формуле измерять высоту. Но мы ведь филологи, таких формул не знаем (и вообще всю школьную физику забыли).
Что-то фильм «Властелин колец» вспомнился. Помните, как Пипин роняет доспехи в колодец?
Тема повети вызывала у нас почему-то бурное веселье впремешку с волнением. Даже эвфемизмы появились «сходить на поветь». И да, мы поздно вечером боялись туда ходить поодиночке, поэтому шли вдвоем, а то и втроем. Прямо советская классика! А еще мы сочиняли всякие страшилки по мотивам повети и «сортирных демонов». Ну правда, там было страшновато! Одна поскрипывающая под ногами старая крутая лестница чего стоила.
Местные бабули добавляли «фольклорного элемента»:
Как на нашей на повети
Парень девку ерепетит,
А она хохочет,
Сама того же хочет.
Эта загадка только выглядит неприличной: ведь описывается процесс трепки льна, который проводился на повети. Нам еще и не такие загадки загадывали. Мы краснели, «как красны девицы». Хотя, мы ими и были, чего уж там.
А какие там леса! Помню, сидели мы у информантки, а тут открывается дверь, и в дом вваливаются ее муж и внук-подросток. Быстро проходят через комнату: «Мы в баню». Она сказала, что после леса, устали очень и замерзли. Первое дело – баня, а еда и сон потом.
А городская родственница другой бабули нам говорила, что зимой с дочкой в санках шла по дорожке, которую с двух сторон обступали высокие деревья, дочка ела мандарин и бросила на снег шкурку. И она, чтобы подбодрить себя, вдруг начала вслух рассказывать стихи своей любимой Цветаевой:
Кто бросил розы на снегу?
Ах, это шкурка мандарина…
И крутятся в твоем мозгу:
Мазурка — море — смерть — Марина…
Нам это было слышать так неожиданно: глухая северная деревня, и вдруг нам Цветаеву цитируют! Вот забавно: я точно помню, что она сказала «разлука» вместо «мазурки». Да я и сама так помнила эту строчку! Сейчас полезла в гугл, чтобы скопировать четверостишие, а не набирать самой. А там мазурка, надо же! Тоже мне, филолог… Но «разлука» гораздо драматичнее, конечно. Наверное, поэтому мне так и запомнилось. Да и не фанат я Цветаевой, честно говоря.
Там заблудиться легко, конечно, в этом лесу. Мы не ходили, во избежание, как говорится. Да и комары останавливали.
А в один из дней мы с раннего утра ходили за несколько километров в соседнюю деревню Борок.
И даже еще застали там вот эту древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пишут, что она сгорела 4 августа 2004 года.
Вернулись мы с богатым уловом: нам много рассказывали местные жительницы. Помню, что одна из них дала кому-то из нас напиться из «чашки для хороших людей». Мы спросили потом у руководительницы, что это значит, и она объяснила: так у староверов принято, держать отдельную посуду для чужих.
Ладно, пока всё на сегодня. В следующий раз напишу про поход к Сийскому монастырю, деревенские развлечения и про один из самых смешных эпизодов в моей жизни.
Всем хорошего дня! 💓
Вот вам немножко нашего заснеженного городка:
И еще: