Найти в Дзене
Прожито

Фрейлина со скверным характером

Сестры смотрели с завистью: стать фрейлиной при императорском дворе — мечта любой девушки. Это не только служба, но и почет, возможность найти хорошего жениха, балы и развлечения. Отец ждал, что она захлопает в ладоши, но Анна приняла новость без удовольствия, однако судьбу свою приняла: она будет служить императрице. Легче всего не особенно знатной девушке дворянского звания было получить вожделенную должность после окончания Смольного института благородных девиц. Зачастую императрица или супруги сыновей правившего императора еще в среде воспитанниц подбирали себе штат. Сразу после выпуска счастливицы получали особый шифр — знак с монограммой и убывали обживать фрейлинскую. Служба была не слишком легкой: дежурства, выполнение поручений, участие в мероприятиях, причем бытовые условия фрейлинских комнат во дворце оставляли желать лучшего, но… почет и престиж перевешивали тяготы. Со времен Екатерины Великой существовала традиция: государыня наделяла приданым своих девушек, а иногда лично

Сестры смотрели с завистью: стать фрейлиной при императорском дворе — мечта любой девушки. Это не только служба, но и почет, возможность найти хорошего жениха, балы и развлечения.

Отец ждал, что она захлопает в ладоши, но Анна приняла новость без удовольствия, однако судьбу свою приняла: она будет служить императрице.

Легче всего не особенно знатной девушке дворянского звания было получить вожделенную должность после окончания Смольного института благородных девиц. Зачастую императрица или супруги сыновей правившего императора еще в среде воспитанниц подбирали себе штат. Сразу после выпуска счастливицы получали особый шифр — знак с монограммой и убывали обживать фрейлинскую.

Смолянки
Смолянки

Служба была не слишком легкой: дежурства, выполнение поручений, участие в мероприятиях, причем бытовые условия фрейлинских комнат во дворце оставляли желать лучшего, но… почет и престиж перевешивали тяготы. Со времен Екатерины Великой существовала традиция: государыня наделяла приданым своих девушек, а иногда лично причесывала и провожала любимиц к венцу.

Кого попало во фрейлины не брали. Не только к императрице, но и к особам императорского семейства можно было попасть только если совпадали несколько условий: незамужний статус, дворянское происхождение, отменное воспитание и образование, миловидная внешность, заслуги родителей или протекция кого-то из родственников.

У Анны Федоровны Тютчевой, о которой пойдет речь, было все из вышеперечисленного, кроме… прошлого "смолянки" и миловидной внешности. Да еще и характер у девушки был не слишком покладистый, ее называли "трудной". Тем не менее она 12 лет прослужила во дворце, пользуясь благосклонностью супруги наследника престола Марии Александровны. Как так вышло?

Анна Федоровна Тютчева
Анна Федоровна Тютчева

Собственные фрейлины и придворный штат полагался, кроме императриц, дочерям, невесткам, сестрам и другим близким родственницам правившего императора. Естественно, у императрицы был штат существенно больше, а должность фрейлины при ней считалась выше рангом, чем служба при жене младшего императорского сына, например. Было и еще одно обстоятельство: все женщины императорского дома самостоятельно выбирали девушек, которые практически круглосуточно будут при них.

Выбирала себе штат и юная супруга наследника Александра Николаевича, которую он присмотрел себе, путешествуя по Европе в 1839 году. Максимилиана Гессенская стала в 1841-м году Марией Александровной, великой княгиней и цесаревной совершенно случайно — в списках потенциальных невест наследника престола ее не было. Юной жене было всего лишь 16 лет.

Первые годы супружества будущего Александра Второго выдались очень счастливыми, родители невестку обожали, она занималась благотворительностью, посещала балы, рожала и воспитывала детей. Фрейлины, которые были набраны в штат жены наследника, время от времени менялись: после замужества девушки покидали дворец и на их место набирали новых.

В 1853 году в их штат вошла дочь поэта, дипломата и политика Федора Ивановича Тютчева. Жизнь Тютчева была очень насыщенной, его отношения с женщинами — тема моей отдельной статьи.

Марию Александровну о месте для дочери поэт попросил сам. При дворе он бывал частенько, а его семья в описываемое время испытывала существенные материальные затруднения. У поэта было от разных женщин 9 детей. Их надо было содержать, учить, давать какой-то старт в жизни. Фрейлина — это и старт, и жалование, и приданое, и полезные связи.

Мария Александровна поэту не отказала. Правда, сначала имя девушки, вытянувшей счастливый билет, не оглашалось: согласие было дано "в принципе". Никто не сомневался, что кто-то из младших девочек от первой супруги (другие были еще маленькими) удостоится приглашения во дворец. А выбрали неожиданно Анну.

Младшие были прехорошенькими, общительными, отличались живостью и окончили Смольный, где отлично себя зарекомендовали. Дарья и Екатерина мечтали попасть во дворец. Анна же, по мнению современников, красотой похвастаться не могла, она и сама это прекрасно видела в зеркале. К карьере во дворце девушка не стремилась, да и в Смольном не воспитывалась.

Тютчевы Анна, Дарья и Екатерина
Тютчевы Анна, Дарья и Екатерина

Анне Тютчевой шел уже 24-й год, по принятым стандартам она для фрейлины была старовата. Девушка родилась в 1829 году в Германии, где служил по дипломатической линии Федор Иванович. Ее матерью была прекрасная Элеонора Ботмер. Тютчев страстно влюбился в молодую вдову и женился на ней, не посмотрев на четверых детей от предыдущего мужа. В браке появились еще три дочери.

Анне в год смерти матери было 8 лет, ее сестрам — 2 и 3 года. Несколько лет семья продолжала жить за границей, а потом Тютчев с детьми вернулся в Россию. Его старшая дочь ехать не хотела. Ей было 18, в Германии оставались ее подруги и привычный уклад. Сестер Дашу и Катю определили в институт благородных девиц, причем Тютчев не мог самостоятельно оплатить обучение, содержались девицы на средства императорской семьи.

Анна для Смольного не подошла, уехала жить в родовое поместье на Орловщине. Образование у нее было, девушка окончила в Мюнхене королевский институт. 5 лет дочь Тютчева провела в деревне, изредка навещая сестер и знакомясь с Родиной. Кстати, позднее, в своих мемуарах Анна Федоровна раскритиковала в пух и прах систему образования в Смольном. Женщина считала, что девушки там не получали ни должного воспитания, ни какого-либо системного образования.

В деревне к Тютчевой как-то посватался богатый сосед, выгодный брак старшей дочери помог бы семье, но жених девушке не понравился, а Федор Иванович принуждать не стал. Но Анна осознавала: дела отца расстроены и от предложенной фрейлинской службы отказываться нельзя.

"В моем характере не было ничего, что могло бы помочь мне добиться успеха при дворе", — писала позднее Тютчева.

У цесаревны же были собственные причины, чтобы выбрать именно эту некрасивую и слишком серьезную девушку. Дело в том, что Мария Александровна уже порядком устала от того, что из-за красавиц при дворе происходят постоянные скандалы и сплетни, а девушки больше внимания уделяют романтическим интригам, а не службе.

-4

Была и еще одна причина. Жена будущего царя имела предубеждение против воспитанниц Смольного, считая их хитрыми и ветреными. Почему? Из-за брата. Принц Александр Гессенский, к которому Мария Александровна была весьма привязана и который сопровождал сестру в далекую Россию, закрутил роман с выпускницей института благородных девиц Юлией Гауке, полькой по национальности. Скандальные отношения привели к изгнанию любовников за пределы империи. Мария Александровна рыдала, но брат вынужден был уехать.

А еще… еще у цесаревны, видимо, было предчувствие, которое ее, увы, не обмануло: всего через несколько лет состоялась встреча ее мужа со смолянкой Екатериной Долгоруковой, которая принесла законной жене множество моральных страданий.

В январе 1853 года Анна, в сопровождении управляющего имением отца, отправилась в Санкт-Петербург. Путешествие прошло с приключениями: возле Подольска карета опрокинулась, Анна получила сильный удар по голове, пришлось останавливаться у тетки в Москве и лечиться.

В Петербурге подруга поэта Тютчева княгиня Мещерская приняла у себя Анну, помогла ей выбрать приличествующие для двора платья, снабдила снадобьем "для хорошего цвета лица". Помог ли напиток или нет, но патронесса и фрейлина сразу же понравились друг другу. Оставалось дело за малым — формальным представлением Анны наследнику престола.

Они были уже знакомы, даже танцевали на одном из балов, а после цесаревич Александр Николаевич высказался о девушке очень нелицеприятно: "Она совершенно некрасива". "Добрые языки" эти слова тут же передали Тютчевой. Неприязнь была взаимной. Тютчева писала в мемуарах, что наследник слишком уж старался копировать своего отца во всем, даже в мимике, считая, что так он выглядит более значительным, а выглядел лишь неприятным.

Впрочем, писала Тютчева и более приятные вещи про Александра Второго: она ценила его за то, что тот имел смелость отменить крепостное право, хотя и жалела о том, что перемены государь испугался довести до задуманного им же логического финала.

Есть в записях Анны Федоровны и упоминания о 17-летней фрейлине Долгоруковой, поступившей во дворец на полгода раньше нее самой. Она назвала девушку некрасивой, надменной, но обаятельной. Писала о флирте Долгоруковой с государем и о том, что Александр Николаевич и девушка никогда не состояли в связи. Но это была НЕ та Долгорукова, а лишь ее дальняя родственница по имени Александра.

Александра Долгорукова
Александра Долгорукова

Свои обязанности при супруге наследника, а затем и супруге правящего императора Анна Тютчева выполняла отлично, но расположения среди придворных так и не сыскала, так как по характеру была слишком прямолинейной и не выносила притворства.

Граф Шереметев писал: "Она играла роль, изрекала, критиковала, направляла и всего больше надоела всем и каждому".

Для фрейлины важнее было то, как относится к ней Мария Александровна. Та первые годы старания Тютчевой ценила. Ей нравилось в девушке то, что не нравилось другим, но… через несколько лет Мария Александровна начала охладевать к Анне.

По мнению того же Шереметева, супруга царя устала от привычки своей фрейлины постоянно всех занудно поучать, не исключено, что императрица охладела вследствие каких-то подковерных интриг, которым Тютчева не умела противостоять. Почти сразу после вступления мужа на престол Мария Александровна "перевела" Тютчеву на должность гувернантки своей младшей дочери.

Анна Тютчева
Анна Тютчева

Новым назначением Анна была расстроена, должность при дочери императрицы лишала ее свободы, растаяла и надежда устроить личную жизнь: гувернантка почти постоянно находилась при своей маленькой 5-летней воспитаннице.

Великая княжна Мария Александровна, привыкшая к прежней няне, новую гувернантку восприняла в штыки, впоследствии, правда, отношения наладились. Из 13 лет службы во дворце 8 лет Анна Тютчева состояла при детях: Марии, Сергее и Павле.

В 1866 году служба Анны закончилась, женщина вышла замуж. Ее избранником стал единомышленник отца, поэт и публицист Иван Сергеевич Аксаков. Интересно, что в свое время Анне настойчиво предлагали в мужья еще одного литератора — Тургенева, но, как говорится, стороны друг к другу не проявили интереса.

Иван Аксаков
Иван Аксаков

Брак Тютчевой и Аксакова оказался удачным. Супруги понимали друг друга, и скверный характер Анны этому не мешал. Аксаков посоветовал женщине написать и издать мемуары. Единственным, что омрачало семейную жизнь, было отсутствие детей, все же Анна выходила замуж далеко не юной девой. В 1889-м, пережив мужа на 3 года, некрасивая фрейлина покинула этот мир.

Связанные статьи:

Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы поддержать канал.

Телеграм - мой канал об истории. Для тех, кому удобнее - МАХ.