Найти в Дзене

За маской простоты: что скрывает жанр кодомо в аниме

Нет, разумеется, я приверженец того мнения, что детям лучше показывать советские фильмы и мультфильмы. Разумеется, и также считаю, что многие американские мультфильмы также достойны того, чтобы включить их в программу просмотра. Я не призываю вас смотреть конкретно данный жанр, однако конкретно эта статья имеет чисто познавательный характер. Я планировал выделить этому жанру максимум страничку, но так получилось, что вышло гораздо больше. Воспринимайте это как своего рода прелюдию к чему-то более активному. Как я и сказал, эта статья имеет чисто познавательный характер, своего рода это что-то вроде знания основ умножения. Кому-то пригодится, а кому-то дай боже купить нормальный калькулятор. В общем, давайте разбираться. У аниме, как и у кинематографа, имеются свои жанры и направления, которые, в свою очередь, подразделяются на разные возрастные категории. Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» явно не распространяется на аниме, и его спокойно может смотреть и русский, и франц
Оглавление

Нет, разумеется, я приверженец того мнения, что детям лучше показывать советские фильмы и мультфильмы. Разумеется, и также считаю, что многие американские мультфильмы также достойны того, чтобы включить их в программу просмотра. Я не призываю вас смотреть конкретно данный жанр, однако конкретно эта статья имеет чисто познавательный характер. Я планировал выделить этому жанру максимум страничку, но так получилось, что вышло гораздо больше. Воспринимайте это как своего рода прелюдию к чему-то более активному.

Как я и сказал, эта статья имеет чисто познавательный характер, своего рода это что-то вроде знания основ умножения. Кому-то пригодится, а кому-то дай боже купить нормальный калькулятор.

В общем, давайте разбираться.

«Просто? Да. Бессмысленно? Нет! Разбираемся в жанре кодомо».

У аниме, как и у кинематографа, имеются свои жанры и направления, которые, в свою очередь, подразделяются на разные возрастные категории. Поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» явно не распространяется на аниме, и его спокойно может смотреть и русский, и француз, и американец, и даже татарин, т. к. не требует какой-либо прелюдии.

Кодомо (детское аниме). Если честно, почти не доводилось смотреть этот жанр (по сравнению с сэйнэн и седзе), но одно знаю точно: оно отличается незамысловатой нагрузкой, простым сюжетом, но весёлыми персонажами. Яркими представителями такого жанра следует считать «Пчёлка Майя» (там даже злодеев нет), старикана «Дораэмон» (про робокота) и всеми известные «Покемоны».

Главная задача кодомо — развлекая, воспитывать. Это аниме-учебник по жизни для дошкольников и младших школьников (примерно 3-12 лет). Его ключевые черты:

- Чёткая мораль: добро всегда побеждает, правда раскрывается, а лень и жадность наказываются. Здесь нет морального релятивизма сэйнэна;

- Простой и яркий дизайн: узнаваемые, часто округлые персонажи с большими выразительными глазами;

- Циклическая структура: в каждой серии — законченная история с проблемой и её решением. Это позволяет смотреть в любом порядке. Примерно как диснеевские мультфильмы, вроде "Утиные истории";

- Образовательный элемент: часто вплетены основы счёта, азбуки, правил безопасности, социальных навыков (как делиться, как дружить);

- Минимализация рисков: нет жестокости, кровавых сцен, сложных взрослых тем. Даже злодеи часто больше похожи на вредных проказников.

Первое в мире аниме, которое "заставило" испугаться всех родителей на этой планете и за ее пределами
Первое в мире аниме, которое "заставило" испугаться всех родителей на этой планете и за ее пределами

Взять к примеру «Покемоны» — это детское аниме и одновременно глобальный феномен, вышедшее за рамки жанра. Его успех строится на гениальной медиа-стратегии: аниме + видеоигры + коллекционная карточная игра. История о дружбе, стремлении к цели и ответственности за своих существ. Да, инцидент с серией «Dennō Senshi Porygon» (1997), вызвавший у сотен детей фотосенситивную эпилепсию из-за мелькающих красных вспышек, стал глобальным шоком. Это привело к ужесточению стандартов монтажа во всей индустрии и надолго закрепило за аниме в глазах западных родителей ярлык «опасное». Это как раз тот случай, когда из мухи раздули целую планету и по-прежнему, подобно средневековым инквизиторам, тычут пальцами всем, кто хоть как-то заикнется о детском аниме.

Даже мне понравилось
Даже мне понравилось

Или «Дораэмон» (история про то, как робокот из 22 века попадает во вторую половину 20 века и завод дружбу с одним мальчиком) — это национальное достояние Японии и идеальный кодомо. Показ не прерывался с 1979 года, хотя первые его серии начали показывать с 1973 года. Это часть культурного кода нескольких поколений японцев. Его гениальность в социальной фантастике. Футуристические игрушки из кармана Дораэмона (докодангу) — это всегда метафора для решения обычных детских проблем: боязнь контрольной, ссора с другом, неумение играть в бейсбол. Он учит, что техника — не панацея, а дружба, смекалка и честность важнее волшебства.

Впрочем, многие знают и впервые познакомились именно с «Летающий корабль-призрак» / «Унесённые призраками» . Это фильм Хаяо Миядзаки (кроме корабля где он просто участие в создании принимал). Хотя его часто смотрят дети, студия Ghibli осознанно избегает ярлыка «кодомо». Их фильмы — семейное кино, рассчитанное на все возраста одновременно. В них есть глубина, которую оценит взрослый, и приключения, за которыми следит ребёнок. Это другая, более авторская и универсальная категория.

Театр мировых шедевров - нестареющая классика
Театр мировых шедевров - нестареющая классика

Настоятельно советую посмотреть "Театр мировых шедевров». Это не жанр кодомо в строгом смысле, но тесно с ним связан.

Это долгосрочная серия аниме‑адаптаций классической западной литературы для детей и подростков, выпускавшаяся с 1970‑х по 2000‑е годы, что уже о многом говорит. Адаптации знакомят детей с мировой литературой, историческими эпохами и культурными контекстами

В отличие от типичного кодомо (где сюжеты просты и линейны), «Театр» берёт сложные первоисточники с психологическими нюансами, социальными проблемами и многослойными персонажами. Например:

  • «Маленькие женщины» — темы взросления, бедности, женской самореализации;
  • «Фландрийский пёс» — трагедия бедности и безответственной жестокости.

Хотя анимация красочная, она менее «мультяшная», чем в кодомо: больше реализма в пропорциях, деталях быта, пейзажах.

Многие сериалы содержат тяжёлые сцены (смерть, разлука, бедность), что редко встречается в кодомо, где приоритет — позитивный настрой.

Примеры адаптаций:

  • «Хайди — девочка Альп» (1974);
  • «Фландрийский пёс» (1975);
  • «Маленькие женщины» (1987);
  • «Приключения Питера Пэна» (1989);
  • «Отверженные: Козетта» (2007).

В чем важность кодомо?

Данный жанр весьма важен для аниме индустрии, как впрочем и для любой другой.

1. Во-первых: финансовая подушка. Долгоиграющие сериалы вроде «Дораэмона», «Сейлор Мун» (которая хоть и сёдзё, но имеет черты кодомо) или «Покемонов» приносят огромные, стабильные деньги за счёт продаж игрушек, канцтоваров, еды. Это финансирует рискованные проекты для старшей аудитории.

2. Во-вторых: воспитание аудитории: Это «входные ворота». Сегодняшний ребёнок, смотрящий кодомо, через 10 лет станет подростком, ищущим сёнэн, а ещё через 10 — взрослым, покупающим сэйнэн. Индустрия выращивает своего зрителя с пелёнок. Можете говорить все что угодно, но это правильная стратегия.

3. В-третьих: техническая и нарративная школа: На кодомо оттачивали навыки многие будущие звёзды аниме-индустрии.

Кодомо — это не «глупые мультики для малышей». Это социальный институт Японии, мягко формирующий ценности и воображение детей. Он кажется простым лишь на поверхности. А такие феномены, как «Покемон», показывают, как грамотно сделанный кодомо может покорить весь мир, порождая вместе с восторгом и культурные паники — неизбежный спутник любого массового прорыва. Именно с кодомо для большинства людей во всём мире началось знакомство с аниме, хоть они об этом часто и не догадываются.

Именно поэтому я часто не понимаю некоторых горе-родителей и производителей-халтурщиком, считающих, что детский контент это просто яркие картинки.

Предрассудок, что мультики это несерьезно

Существует стойкий предрассудок, что «мультики — это несерьёзно». Взрослые часто видят в них лишь способ занять ребёнка, а не инструмент формирования личности. Они оценивают контент по поверхностным признакам («нарисовано просто», «сюжет незамысловатый»), не вникая в суть передаваемых ценностей и эмоциональный интеллект, который требуется для создания хорошей истории.

Многие не задумываются, как именно контент влияет на ребёнка. Он впитывает не только мораль, но и модели поведения, паттерны решения конфликтов, эстетические вкусы, чувство юмора. Плохой контент учит решать проблемы силой, насмешкой или волшебством без усилий.

Родитель включает ребёнку «что попало» на YouTube или телеканале, полагаясь на то, что «система» (государство, производители) уже всё отфильтровали. Но система часто фильтрует только очевидное зло (насилие, сквернословие), а не идейную пустоту, цинизм или дурной вкус.

Некоторые родители жалуются, что их дети не смотрят советские мультфильмы. Естественно, а вы как хотели. Если вас с детства будут кормить чипсами, то в один прекрасный момент вас начнет воротить от любой нормальной еды.

А что касается производителей, то их цель — не создать шедевр, а продать игрушки. Сюжет становится длинной рекламой для фигурок. Персонажи упрощаются до узнаваемого «крючка», мир — до яркой витрины. Качество нарратива — вторично. Детский контент, особенно для самых маленьких, часто делается по шаблонам, с минимальным бюджетом на анимацию и сценарий. Расчёт на то, что неискушённая аудитория не заметит повторяющихся сцен, примитивных диалогов и логических дыр.

И самое главное - страх сложности. Есть миф, что ребёнок не поймёт ничего сложнее прямой дидактики. Поэтому избегают полутонов, грусти, настоящих конфликтов и поражений героя. Мир становится плоским и скучно-предсказуемым. Ребёнку не оставляют пространства для размышления и вопросов.

Любое детское произведение должно говорить с ребенком на равных и ни в коем случае не сюсюкаться, путаясь развеселить его. Важно уважать интеллект и чувства ребенка. Любое произведение должно говорить не «будь хорошим», а показывать как быть хорошим в конкретной ситуации.

Парадокс в том, что создать по-настоящему хороший детский контент — ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, чем взрослый.

Важно: детское произведение это всегда вложение в будущее, а не просто "фастфуд для мозгов, лишь бы отстал".

И снова в путь
И снова в путь

Эпилог

Собственно, создать по-настоящему хороший детский контент — это искусство компромиссов:

Нужно быть одновременно педагогом, психологом, аниматором и сценаристом, при этом не теряя художественную ценность.

Это только кажется, что детская анимация слишком проста. Дети зачастую являются слишком жестокими критиками и не будут смотреть то, что им не нравится. Создание долговечного детского контента требует не просто командной работы, а междисциплинарного подхода — с привлечением внешних экспертов и постоянной проверкой на реальной аудитории.

Создатели часто переоценивают способность детей понимать сложные метафоры или недооценивают их восприимчивость с фальши и злу.

Без привлечения сторонних экспертов, возникает риск "замыливания глаза". Так бывает, что когда долго работаешь над проектом, то любую критику начинаешь воспринимать в штыки. А так как на кону большие деньги, то потому как никогда важна объективная критика.

Именитые студии (такие как, Дисней) закладывает «вечные» ценности (дружба, смелость, принятие себя), которые никогда не устаревают. А студия Гибли сочетает детскую наивность с философскими темами (экология, память, взросление), но подаёт их через призму детского восприятия.

Именно поэтому шедевры кодомо (как, например, ранние работы Studio Ghibli или классические мультфильмы Disney) остаются актуальными десятилетиями — они прошли через все эти сложности и нашли идеальный баланс.