Продолжается рубрика «Москвичи – герои Великой Отечественной войны».
В сегодняшнем номере вспоминаем тех, чьи фамилии начинаются на «Ни»-«Па».
Статья Екатерины Викторовны Кондратьевой «Я только солдат…» рассказывает о прижизненных изданиях поэта, героя войны 1812 года, Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839).
«Литературная слава пришла к Д.В.Давыдову гораздо ранее славы военной: его стихи ходили в списках уже в 1802 году, а первой публикацией считается напечатанное в журнале «Вестник Европы» в 1808 году стихотворение «Что ж делать, милый друг, люблю, люблю тебя!..»
Но свою первую книгу Давыдов выпустил лишь в 1821 году, и это был не поэтический сборник, а военно-теоретический трактат об истории и практике партизанской войны. При жизни Давыдова вышло четыре переиздания этого труда, написанного по материалам его собственных военных действий.
В статье подробно рассмотрено, какие изменения вносились автором в каждое переиздание, какие различия были в оформлении книг и в названии, кому вручались подарочные экземпляры, кому автор надписывал свою книгу.
В рубрике «Прогулки по Москве» - очерк Сергея Николаевича Пивнова «Улица Правды».
«Когда-то эта земля принадлежала Николо-Ямской слободе, вошедшей в состав Москвы после Отечественной войны 1812 года».
Сегодня название улицы пишется без кавычек, хотя, наверное, правильнее было бы кавычки сохранить. Дело в том, что на этой улице располагалось здание издательства и типографии газеты «Правда», несколько жилых домов изначально предназначались сотрудникам издательства и типографии газеты «Правда», здесь же были ведомственная поликлиника и больница. Жилые дома эти возводились в 1951-1959 годах и отличались по тем временам повышенным уровнем комфортности.
Сейчас здесь нет ни издательства, ни типографии, здание стоит в запустении. Лишь в нескольких помещениях работает телеканал «Москва 24».
В очерке подробно описан каждый дом улицы, приведены старые и современные фотографии. Очень даль, что такой замечательный, красивый комплекс сейчас потерял свою функциональность и практически утерян.
Ещё одна интересная статья о Москве – статья Арсения Вячеславовича Борисова «Московское болото и его окрестности».
«Сегодня трудно поверить, что на месте по-столичному ухоженной площади в двух шагах от Кремля столетиями не просыхало настоящее болото».
В 17-19 веках на этом месте казнили преступников, в том числе Емельяна Пугачёва.
Сейчас от болот осталось только название – Болотная площадь.
«Главным сооружением обновлённой территории, получившей в 1845 году официальное название – Болотная площадь, стал каменный Гостиный двор, построенный в стиле ампир по проекту ведущего московского зодчего той поры М.Д. Быковского».
Продолжение следует…
В рубрике «Былое» - публикация Ксении Александровны Смирновой «Три этюда из жизни дореволюционной Москвы».
Автор публикации представляет вниманию читателей три небольших очерка из жизни москвича в дореволюционной Москве, принадлежащих перу историка-архивиста, литератора, мемуариста Ивана Степановича Беляева (1860-1918).
«И.С. Беляев родился 29 октября 1860 года в Москве в многодетной семье Степана Ионовича и Александры Васильевны (урождённой Крыловой) Беляевых. В роду у него преобладали лица духовного звания и мелкие чиновники. После окончания Московского уездного училища он служил в Московском приказе общественного призрения, изучал практический курс в Учительской семинарии военного ведомства и, получив звание учителя городского училища, затем в течение 8 лет работал в Петровско-Басманном городском училище».
Ивану Степановичу довелось пожить в разных районах Москвы, много лет своей жизни он отдал изучению истории города.
Похоронен И.С.Беляев на Пятницком кладбище.
Очерки Беляева публикуются впервые, взяты они из дневников Беляева 1908-1917 годов. Посвящены они дачным увеселениям москвичей в Богородском, Окружной железной дороге, а также размышлениям по пути из Кремля.
О московском архитекторе, реставраторе, педагоге Иване Павловиче Машкове (1867-1945) рассказывает в статье «Не помню его отдыхающим…» Юлия Валерьевна Маслова.
Иван Павлович закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в течение трёх лет был помощником у архитекторов А.С.Каминского и А.Е Вебера. Он работал над проектом Политехнического музея, университетских клиник на Девичьем поле, руководил застройкой Лефортовского и Басманного районов.
«Нельзя не сказать и о том, что Иван Павлович был архитектором Новодевичьего кладбища, сделавшегося местом захоронения советской элиты. В 1904 году он спланировал новую территорию некрополя и возвёл вокруг него ограду, стилизованную под московское барокко, а в 1945-м и сам обрёл здесь упокоение».
В рубрике «История, истории…» - воспоминания Надежды Борисовны Терещенко о своём отце «Жить рядом с ним было радостно».
Отец Надежды Борисовны – протоиерей Борис Гузняков (1932-1996).
Одним из самых важных дел жизни стало для отца Бориса возрождение Марфо-Мариинской обители. А когда в 1993 году на Дмитровском шоссе загорелся бензовоз, а от него вспыхнул и троллейбус, и было много обгоревших людей, отец Борис много времени провёл в ожоговом центре Склифосовского, причащая, исповедуя и крестя людей. Я хорошо помню эту трагедию, потому что тогда работала недалеко от того места, и в том троллейбусе погибла свекровь одной моей тогдашней знакомой.
Рассказала Надежда Борисовна в своих воспоминаниях не только об отце и матери, но и о дедушках и бабушках. Читать было очень интересно, тем более, что проиллюстрирована публикация старыми фотографиями из семейного архива.