Найти в Дзене

«Истинное назначение человека — жить, а не существовать

». Сегодня исполнилось бы 150 лет Джеку Лондону. Джек родился нищим, но известность постучалась в его судьбу ещё до рождения. В июне 1875 года жители Сан-Франциско прочли в газете «Кроникл» леденящую кровь историю: женщина выстрелила себе в висок в ответ на требование мужа умертвить ещё не родившегося ребёнка. Героями публичного скандала были Флора Уэллман, заблудшая дочь добропорядочного семейства, и странствующий астролог профессор Чэни — мать и отец будущего писателя. Отцом мальчика стал второй муж его матери — разорившийся фермер Джон Лондон. Джек не видел детства: разносил журналы, продавал мороженое, в пятнадцать устроился на консервную фабрику в Оклендском порту, работая иной раз по 36 часов без перерыва. «Я не знал ни одной лошади в Окленде, которая работала бы столько часов, сколько я...» — вспоминал писатель. Накопив на шлюпку, Джек занялся незаконной добычей устриц, но скоро, благодаря отважному характеру, его переманил на службу рыбачий патруль, который как раз боролся с

«Истинное назначение человека — жить, а не существовать». Сегодня исполнилось бы 150 лет Джеку Лондону.

Джек родился нищим, но известность постучалась в его судьбу ещё до рождения. В июне 1875 года жители Сан-Франциско прочли в газете «Кроникл» леденящую кровь историю: женщина выстрелила себе в висок в ответ на требование мужа умертвить ещё не родившегося ребёнка. Героями публичного скандала были Флора Уэллман, заблудшая дочь добропорядочного семейства, и странствующий астролог профессор Чэни — мать и отец будущего писателя.

Отцом мальчика стал второй муж его матери — разорившийся фермер Джон Лондон.

Джек не видел детства: разносил журналы, продавал мороженое, в пятнадцать устроился на консервную фабрику в Оклендском порту, работая иной раз по 36 часов без перерыва.

«Я не знал ни одной лошади в Окленде, которая работала бы столько часов, сколько я...» — вспоминал писатель.

Накопив на шлюпку, Джек занялся незаконной добычей устриц, но скоро, благодаря отважному характеру, его переманил на службу рыбачий патруль, который как раз боролся с браконьерами.

В 1893 году Джек Лондон нанялся на шхуну матросом и отправился к японским берегам охотиться на котиков.

В 1894-м принимал участие в походе армии безработных на Вашингтон; скитался по США и Канаде, даже месяц сидел в тюрьме за бродяжничество.

В 19 лет он резко меняет свою жизнь: возвращается в Сан-Франциско, садится за учебники, поступает в школу, которую заканчивает экстерном, и поступает в Калифорнийский университет, но был вынужден уйти из-за отсутствия средств на обучение.

В середине 90-х гг. увлекается социалистическим учением: начинает политическую деятельность в рядах Социалистической партии, изучает произведения Маркса и Энгельса.

В пору «золотой лихорадки» совершил поездку на Аляску.

Вернувшись из Клондайка без гроша в кармане, он узнал, что все заботы о семье легли на его плечи — умер его отчим.

Но Запад переживал могучий кризис, и ему лишь изредка удавалось пробавляться случайным заработком. От недоедания Джек так ослаб, что с трудом вставал из-за стола, где писал свои рассказы.

И тут пришли письма сразу от двух журналов, готовых печатать его произведения.

Первую большую славу Джеку Лондону принесла первая же книга — «Сын волка», о нём заговорили как о большом писателе.

В 1904-м, во время Русско-японской войны, он был военным корреспондентом, и хотя США были союзниками Японии, его репортажи были на стороне России.

Русская революция 1905 года явилась важным стимулом его идейного роста: в лекции «Революция», с которой Джек ездил по городам США, он обратился к своим слушателям с призывом поддержать русский народ, высказывал уверенность в торжестве социализма:

«Социалисты — это революционеры, стремящиеся разрушить современное неразумное общество, чтобы на его развалинах построить новое, разумное».

В 1910–1916 гг. Джек Лондон находится в зените мировой славы, его книги переводятся на многие европейские языки, его имя знают во всех концах света.

Но нищее детство настигает его болезнями. Задуманное им кругосветное путешествие прерывается первой болезнью, а идея создания на его ранчо сельскохозяйственной общины была подкошена второй. Она вынудит писателя принимать морфий, который и отравит Джека Лондона 22 ноября 1916 года.

Земной путь Джека прервётся, но звёздный только начался.

В Советском Союзе Джек Лондон пользовался совершенно исключительной любовью: общий тираж его книг, изданных в СССР за годы советской власти, достиг 78 млн экземпляров (самый издаваемый взрослый зарубежный писатель в СССР).

И это неудивительно - он был созвучен советской идеологии — активный дух, оптимизм отражали энергичность и веру в счастливое будущее простого народа.

Как завещание звучат строки из его последней книги:

«Я предпочёл бы стать пеплом, а не прахом. Я хочу, чтобы искра моей жизни сверкнула, подобно молнии, а не задохнулась над кучей гнили».
-2