Найти в Дзене
Photogeographic

Тофалария

Глава из книги-фотоальбома "Сокровища России". Тофалария! Замечательная, прекрасная и таинственная горно-таежная страна, затерянная в глубинах Восточного Саяна. Край диких и суровых горных хребтов, созданных глубинными силами земли. Край труднопроходимой тайги, звериных троп и кристально чистых рек и ручьев. Здесь легко можно встретить медведя или изюбря, но трудно человека. На огромной территории, более 21 тысячи квадратных километров проживают всего около тысячи человек. Из них не более половины тофы или тофалары, немногочисленные потомки некогда кочевого народа, многие века назад приручившие дикого оленя. Язык тофаларов относится к уйгурской подгруппе тюркской группы языков. Тюркские племена проникли сюда в конце первого тысячелетия из горно-степных районов Южной Сибири, передвигаясь по бассейну Верхнего Енисея. Люди тут живут в трёх небольших посёлках, совершенно оторванных от цивилизации – Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха. Эти посёлки построены лишь в тридцатые годы прошлого стол

Глава из книги-фотоальбома "Сокровища России".

Тофалария! Замечательная, прекрасная и таинственная горно-таежная страна, затерянная в глубинах Восточного Саяна. Край диких и суровых горных хребтов, созданных глубинными силами земли. Край труднопроходимой тайги, звериных троп и кристально чистых рек и ручьев. Здесь легко можно встретить медведя или изюбря, но трудно человека. На огромной территории, более 21 тысячи квадратных километров проживают всего около тысячи человек. Из них не более половины тофы или тофалары, немногочисленные потомки некогда кочевого народа, многие века назад приручившие дикого оленя. Язык тофаларов относится к уйгурской подгруппе тюркской группы языков. Тюркские племена проникли сюда в конце первого тысячелетия из горно-степных районов Южной Сибири, передвигаясь по бассейну Верхнего Енисея.

Люди тут живут в трёх небольших посёлках, совершенно оторванных от цивилизации – Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха. Эти посёлки построены лишь в тридцатые годы прошлого столетия. А до тех пор местное население вело кочевой образ жизни. Здесь нет дорог и добраться сюда можно только с помощью вертолёта или по зимникам. Кроме того, здесь до сих пор практикуют доставку грузов на лошадях, конными тропами. И это является одной из статей дохода местного населения. Услугами каюров обычно пользуются экстремальные туристы, решившиеся совершить какое-либо непростое путешествие в этих суровых горах. Но это только в летний сезон. В остальное же время местное население живёт охотничьим промыслом. Оленеводство же, бывшее когда-то основой жизнедеятельности, теперь мало практикуется.

Тофалария не имеет строго определенных границ и входит в территорию Нижнеудинского района Иркутской области. К югу от Тофаларии лежат земли Тувы, к востоку земли Бурятии, к западу Красноярский край.

Этот крайне удалённый район Восточного Саяна, также в списке достижений нашего проекта. Фотоэкспедиция 2006-го года по Тофаларии была одним из самых трудных путешествий автора, также совершённое в одиночку. Даже просто добраться к началу маршрута оказалось не так просто. Доехав от Москвы до Нижнеудинска на поезде, далее пришлось преодолеть около двухсот километров до золотоносного прииска, по совершенно непроходимой трассе для обычного автомобиля. Под силу это оказалось только советскому «Уралу». На месте должен был встречать каюр с лошадьми, чтобы доставить в посёлок Верхняя Гутара, до которого ещё оставалось сорок километров и куда уже нет дорог, а ведут лишь конные тропы. Но этого не случилось в силу некоторых обстоятельств. Зато повезло встретить группу туристов из Омска, которые совершали сплав по реке Мурхой и Гутара. Это оказалось мне по пути и таким образом удалось достичь посёлка Верхняя Гутара, а в маршрут неожиданно вплелась водная часть.

Далее из посёлка начинался непосредственно сам маршрут – от Верхней Гутары к Кинзелюкскому водопаду. Маршрут, ведущий в самые глубины Тофаларии, и без того очень глубоко скрытой от цивилизации. На первом этапе удалось нанять каюров с двумя лошадьми и с их помощью преодолеть около восьмидесяти километров в истоки реки Гутара и затем, преодолев перевал, выйти по долинам рек Малый Сигач и Сигач в его истоки.

С этого момента, в силу чрезмерной сложности дальнейшего пути, каюры не решились его продолжать. Здесь начался основной этап экспедиции - в одиночку, в полной автономии и без всякой связи с внешним миром. Уже в который раз, пришлось совмещать несовместимое – искусство фотографии и искусство выживания. Работа в течение полутора месяцев проходила в самой труднодоступной и удаленной части Тофаларии. За это время была освоена довольно значительная территория, длина автономного маршрута составила более 200 километров, при этом начальный вес всего снаряжения и продуктов составлял 80 килограмм. Передвигать груз приходилось челночными переносками. Маршрут проходил по верховьям рек Агул, Прямой Казыр, Первая и Вторая Фомкина, Кинзелюк, Орзагай, Агул, Агульское озеро. Затем, по долинам рек Сигач, Малый Сигач и Гутара вернулся в посёлок.

Несмотря на постоянную непогоду, удалось отснять много материала. Работе мешали частые дожди, неугомонный гнус, а в конце августа на одном из перевалов засыпало снегом. За сутки выпало около метра. Очень частые и близкие встречи с медведями стали привычным атрибутом существования. Многочисленные трудности, конечно, мешали работе, но столь глубокое погружение в первозданный мир позволяет слиться с ним, познать изнутри.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14