Найти в Дзене

Ещё один современный миф о подготовке Советского Союза к войне

Так уж получается, что историю войны, как в целом, так и частично, есть много желающих… гм… уточнить. И это понятно, поскольку в советское время у нас была не история, а набор агитационных материалов. Ну а когда есть вакуум или, хотя бы, очень много белых пятен, то всегда найдутся те, кто проявят интерес. Однако есть то, что я совершено понять не могу. Я бы назвал это новой коммунистической мифологией Второй Мировой войны. Когда вдруг находятся люди, умудряющиеся провозгласить, что всё написанное (даже ещё в сталинские времена) является истиной в последней инстанции и приводить хоть какие-то опровержения, даже ссылаясь на архивные документы, не следует. Но есть и не только такие глобальные подходы, и «исследования» по отдельным вопросам. Мне попалась статья Дмитрия Шеина под названием «Большие учебные сборы 41-го — была ли мобилизация». Где он, как понятно из заголовка, пишет про интересный вопрос проведения сборов резервистов в 1941 году. Давайте вспомним суть вопроса, который автор н

Так уж получается, что историю войны, как в целом, так и частично, есть много желающих… гм… уточнить. И это понятно, поскольку в советское время у нас была не история, а набор агитационных материалов. Ну а когда есть вакуум или, хотя бы, очень много белых пятен, то всегда найдутся те, кто проявят интерес.

Однако есть то, что я совершено понять не могу. Я бы назвал это новой коммунистической мифологией Второй Мировой войны. Когда вдруг находятся люди, умудряющиеся провозгласить, что всё написанное (даже ещё в сталинские времена) является истиной в последней инстанции и приводить хоть какие-то опровержения, даже ссылаясь на архивные документы, не следует. Но есть и не только такие глобальные подходы, и «исследования» по отдельным вопросам.

Мне попалась статья Дмитрия Шеина под названием «Большие учебные сборы 41-го — была ли мобилизация». Где он, как понятно из заголовка, пишет про интересный вопрос проведения сборов резервистов в 1941 году.

Давайте вспомним суть вопроса, который автор нам напоминает многочисленными цитатами. Итак, напомню, что в 1941 году, с мая месяца, на Большие Учебные сборы (БУС) было призвано около 800 тысяч человек. Согласно предлагаемым автором цитатам, сделано это было в связи с возможным нападением Германии на СССР:

В связи с возраставшей угрозой агрессии со стороны фашистской Германии Наркомат обороны и Генеральный штаб не только вносили коррективы в разработанные оперативный и мобилизационный планы для отражения неизбежного нападения на нашу страну.
Василевский «Дело всей жизни»

***

Согласно мобилизационному плану, утверждённому в феврале 1941 года, в конце мая — начале июня проводится призыв 793,5 тыс. военнообязанных запаса, что позволило укомплектовать до полного штата военного времени 21 дивизию приграничных округов, а также значительно пополнить другие соединения, части артиллерии, войск ПВО и укреплённых районов.
Захаров. «Генеральный штаб в предвоенные годы»

***

В мае — июне Наркомат обороны в соответствии с планом мобилизации, утверждённым Совнаркомом еще в феврале 1941 г., осуществил ряд мобилизационных мероприятий... С конца мая начался призыв 793 тыс. советских граждан из запаса для прохождения учебных сборов»
«Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945: Краткая история»

***

В связи с обострением общей обстановки Коммунистическая партия и Советское правительство с конца апреля 1941 г. в срочном порядке приняли меры к повышению боевой готовности Советской Армии и Военно-Морского Флота. Скрытно от противника были проведены крупные мобилизационные мероприятия. В мае-начале июня было призвано из запаса около 800 тыс. военнообязанных. Это позволило повысить укомплектованность личным составом почти 100 стрелковых дивизий, ряда укрепрайонов, частей ВВС и других войск.
«История второй мировой войны 1939–1945 гг.

Можно и ещё поискать цитаты, кроме приводимых автором, но он же, не удовлетворившись этими источниками, приводит книгу, которую бы я (как и многие) в последнюю очередь стал бы рассматривать как достоверный источник — «Воспоминания и размышления», автором которой указан Г.К. Жуков.

Там он находит фразу, в которой причина проведения сборов вроде иная:

В середине марта 1941 года С. К. Тимошенко и я просили разрешения И. В. Сталина призвать приписной состав запаса для стрелковых дивизий, чтобы иметь возможность переподготовить его в духе современных требований. Сначала наша просьба была отклонена. Нам было сказано, что призыв приписного состава запаса в таких размерах может дать повод немцам спровоцировать войну.

Правда потом, автор сам же себя опровергает:

Однако в конце марта было решено призвать пятьсот тысяч солдат и сержантов и направить их в приграничные военные округа для доукомплектования, с тем чтобы довести численность стрелковых дивизий хотя бы до 8 тысяч человек.

Мы не будем придираться к цифре 8 тысяч (до такой численности дивизии не доводили, поскольку в приграничных округах они и так было по 10 тысяч), но даже эта книга уже как-то странно цитируется.

И вот тут автор пускается в весьма пространные рассуждения, причём я бы даже сказал, лингвистического характера, доказывая, что ни о какой мобилизации в 1941 году не было и речи. И даже приводит ещё несколько документов, которые давно опубликованы и общедоступны.

Я бы мог даже о чём-то с ним и поспорить, но в целом это пустая трата времени, поскольку все рассуждения разбиваются о совсем другие факты. Поэтому приведу лишь цитату из заключительной части:

…как несложно убедиться, учебные сборы 1941-го не имели ни малейшего отношения к мобилизационным мероприятиям, их проведение выглядит следствием, скорее, изменения схемы развёртывания Красной Армии, нежели каких-то внешнеполитических событий…

И далее:

Сейчас ревизионисты всех мастей радостно размахивают цитатами мемуаров и исследований: в СССР проводилась скрытая мобилизация! А коль скоро советская разведка не смогла вскрыть немецкие приготовления к войне, значит... да-да, и из-за текста тут же высовываются длинные ослиные уши Владимира Богдановича с его коронной фразой «мобилизация — это война, и другого понимания её мы не мыслим» и последующим плавным переходом к «войне, которой не было».

Понятное желание пнуть Резуна (не к ночи будь помянут) я бы мог расценивать положительно, хотя его разоблачать — уровень школьников, но в этой цитате сразу возникает вопрос к автору. То есть, «советская разведка не смогла вскрыть немецкие приготовления к войне»?

Вообще-то даже из всех советских источников можно узнать, что о подготовке Германии к войне с Советским Союзом знали, вопрос упирался лишь в сроки. Странно, что автор оперирует такими утверждениями. Тем более сегодня, когда все советские планы известны, когда известны все данные о том, как Красная Армия готовилась к войне.

Но в целом совершенно непонятно итоговое утверждение автора о не связанности БУСа с мобилизацией. Он, в частности, по этому поводу цитирует Жукова:

…призвать приписной состав запаса для стрелковых дивизий, чтобы иметь возможность переподготовить его в духе современных требований.

Однако, почему надо разделять два понятия? Сборы проводятся каждый год и их целью действительно является переподготовка личного состава. С этой целью они и в 1941 году планировались тоже. И, нетрудно догадаться, изучая советские планы, что если бы не было плана «Барбаросса», то сборы и прошли бы с целью переподготовки.

Однако, поскольку не позже мая стало понятно, что война будет, а в ночь на15 мая Тимошенко приносит Сталину документ (кстати, поскольку на этом документе стоит подпись Жукова, то цитировать его в чём-то противоположном просто смешно), где сказано:

2. Своевременно разрешить последовательное проведение скрытого отмобилизования…

И поскольку после этого начинается массовое развёртывание и движение огромных сил, выдвигающихся к нашим западным границам, то уже начинающиеся сборы и служат основой для проводимой мобилизации (причём скрытой). И, как я уже писал, во всех этих цитатах самое интересное утверждение о том, что перед войной в приграничных округах состав дивизий был доведён: 21 дивизии — до 14 тыс. человек, 72 дивизий — до 12 тыс. человек и 6 стрелковых дивизий — до 11 тыс. человек. И эти цифры противоречат изначальных планам по БУС, существенно их превышая, а отдельные факты показывают, что им стоит, если и не полностью верить, то исследовать уж точно.

Напомню, что по планам БУС дивизии планировалось довести до 12 тысяч, но при этом в списках, например, почти нет соединений Западного округа. В котором многие (не упомянутые в БУС) дивизии оказались укомплектованы по штатам военного времени. А это лишь говорит, что не только изначально проводимые БУС использовались для скрытой мобилизации, но были и другие способы пополнить войска.

Честно говоря, довольно странно звучат любые утверждения о том, что страна не проводила скрытую мобилизацию, вовсю готовясь к скорой войне.

Причём я так и не понял, что хотел автор сказать в плане глобальном, стратегическом. Ну пнул Резуна, а дальше?

Рекомендую вам почитать мою статью (пну я тоже):

Ошибка Резуна-Суворова, которую никто не заметил