Найти в Дзене

Ты просто не хочешь (и это нормально)

совсем нет? Пфф, да ты просто не хочешь. Почему-то в нашей культуре это принято говорить с осуждением и этаким, знаете, чувством собственного превосходства. Что ж ты за человек такой, что смеешь не хотеть всех этих хороших и важных вещей? Мы-то знаем, что для тебя лучше. А ты неразумный, инфантильный, безответственный, собственную жизнь наладить не пытаешься. А знаете, иногда это выход. Просто честно сказать себе (и, если хватит духу, окружающим): да, не хочу. И попытаться разобраться, почему. Возможно, брат будет отпускать унизительные шуточки и намекать, кто в вашей семье действительно крутой, а кто неудачник — и у вас есть все основания это предвидеть. Возможно, на катке будет больно падать и стыдно показывать людям свою неловкость и неумение. Возможно, видеокурс вам не очень-то помогает в реальной жизни, и вообще плоховато сделан. Но мы старательно открещиваемся от этих реальных, объективных факторов — подменяя собственные живые реакции своим идеальным представлением об этих ре

За все каникулы так и не успел увидеться с братом (или съездить на каток, или досмотреть видеокурс)? То одни заботы, то другие, времени совсем нет? Пфф, да ты просто не хочешь.

Почему-то в нашей культуре это принято говорить с осуждением и этаким, знаете, чувством собственного превосходства. Что ж ты за человек такой, что смеешь не хотеть всех этих хороших и важных вещей? Мы-то знаем, что для тебя лучше. А ты неразумный, инфантильный, безответственный, собственную жизнь наладить не пытаешься.

А знаете, иногда это выход.

Просто честно сказать себе (и, если хватит духу, окружающим): да, не хочу. И попытаться разобраться, почему.

Возможно, брат будет отпускать унизительные шуточки и намекать, кто в вашей семье действительно крутой, а кто неудачник — и у вас есть все основания это предвидеть. Возможно, на катке будет больно падать и стыдно показывать людям свою неловкость и неумение. Возможно, видеокурс вам не очень-то помогает в реальной жизни, и вообще плоховато сделан. Но мы старательно открещиваемся от этих реальных, объективных факторов — подменяя собственные живые реакции своим идеальным представлением об этих реакциях. За курс деньги уплачены, значит должен нравиться. Брат — родная кровь, значит с ним надо хотеть общаться. А другие люди, которые не видят всех наших обстоятельств, только подливают масла в огонь. И вот мы уже какие-то корявые и дурные, сами не знаем, чего хотим — а значит и смысла особого нет на эти желания ориентироваться. Есть такое слово — надо.

Ага. А ещё выгорание, инфаркт и инсульт. Они тоже есть.

Между тем, если понять, почему не хочешь — а не приниматься яростно пинать себя, чтоб захотеть — можно открыть много интересных вещей.

Например, что терпеть и превозмогать может быть необязательно. Вместо этого можно приложить усилия к тому, чтобы устранить (или хотя бы смягчить) те факторы, что отравляют жизнь.

С братом, например, можно попытаться поговорить. В разном тоне (тут уже зависит от самого брата и его отношения к жизни) — от проникновенного до ультимативного. На каток можно выйти в следующем году, а в этом взять несколько частных уроков среди таких же, как ты, неумех — где никто не будет смеяться и показывать пальцем. А курс… ну, его можно просто честно выкинуть. Потратив силы на то, чтоб признаться себе: да, я совершил бесполезную покупку (и отбиться от внутреннего критика, доказав себе, что ты от этого не стал плохим человеком).

И тогда эти силы уйдут на что-то конструктивное. Что-то, что реально меняет жизнь. А не просто сольются в черную дыру стыда, вины и самобичевания.

Вот ещё например, можно очень хотеть научиться петь. Но… не хотеть. И откладывать эту затею который месяц или год подряд.

Почему?.. Стыдно почувствовать себя безголосым и бесталанным на первом же уроке? Был негативный опыт с грубыми, авторитарными или просто неподходящими педагогами (и теперь подсознательно кажется, что все они такие)? Давит груз ответственности: уж если начал, то нужно запеть минимум как Доминго, иначе нечего и браться?

Все это (и многое другое) — реальность. Ваша собственная, внутренняя реальность, данная в ощущениях. Она важна. Ее стоит увидеть и принять, спросить ее: что эти установки делают для меня? от чего защищают?

А дальше попробовать либо поискать другие способы защиты от той же опасности — либо рассмотреть саму опасность, и возможно понять, что она не так уж катастрофична, как внушали нам наши установки.

И наконец-то сделать то, что задумано.

Ведь если вы всё-таки хотите того, чего не хотите — значит, хотите вы этого тоже не зря.