Найти в Дзене

«Я требую продолжения банкета!»

Именно такое светлое и живое впечатление я вынес с выставки «Комореби» , проекта Totibadze Gallery, супругов и художников Ирины и Георгия Тотибадзе в Московском музее современного искусства (ММОМА). Но давайте обо всём по порядку. Я всегда с некоторой осторожностью отношусь к современной реалистической живописи: уж слишком часто в этом жанре встречаются скучные поделки. Но эта экспозиция меня буквально захватила. Сначала оглушают пейзажи Георгия Тотибадзе. Огромные, пронизанные солнцем полотна с садами. Когда стоишь перед ними, кажется, что ты и сам физически перенёсся в этот волшебный лес. Поразительны его полуабстрактные виды с птичьего полёта: Георгий использует в масляной живописи почти акварельную манеру, создавая зыбкие, текучие образы. Сначала видишь просто ландшафт, карту местности, но тут включается парейдолия, и из сплетения ветвей и пятен света начинают проступать лица и фигуры. В этот момент и настигает то самое эстетическое переживание, вынесенное в название. «Комореби» –

Именно такое светлое и живое впечатление я вынес с выставки «Комореби» , проекта Totibadze Gallery, супругов и художников Ирины и Георгия Тотибадзе в Московском музее современного искусства (ММОМА). Но давайте обо всём по порядку.

Я всегда с некоторой осторожностью отношусь к современной реалистической живописи: уж слишком часто в этом жанре встречаются скучные поделки. Но эта экспозиция меня буквально захватила. Сначала оглушают пейзажи Георгия Тотибадзе. Огромные, пронизанные солнцем полотна с садами. Когда стоишь перед ними, кажется, что ты и сам физически перенёсся в этот волшебный лес.

Поразительны его полуабстрактные виды с птичьего полёта: Георгий использует в масляной живописи почти акварельную манеру, создавая зыбкие, текучие образы. Сначала видишь просто ландшафт, карту местности, но тут включается парейдолия, и из сплетения ветвей и пятен света начинают проступать лица и фигуры. В этот момент и настигает то самое эстетическое переживание, вынесенное в название. «Комореби» – это японское слово, описывающее впечатление от наблюдения игры солнечных лучей, пробивающихся сквозь листву деревьев. И это ощущение света здесь абсолютно осязаемо.

И тут же полный контраст, мир Ирины Тотибадзе. Её натюрморты – это чистый гедонизм. Я, честно говоря, к устрицам равнодушен, но написаны они так, что немедленно захотелось дать им второй шанс. Яркие орнаментальные тарелки с суши и роллами буквально шепчут: «Иди и закажи нас прямо сейчас». На холстах соседствуют жареные курицы, утки, глянцевая рыба и жгучий перец чили. Ух!

Я оказался на выставке в последний день новогодних каникул, и все эти живописные разносолы кричали мне с полотен: «Требуем продолжения банкета!». Да, праздники закончились, завтра уже трудовыебудни, но глядя на её работы, понимаешь, как всё-таки вкусна жизнь. Даже простые ложки и вилки в её исполнении напоминают о том, что нужно продолжать радоваться каждому дню и встречам с друзьями.

Поначалу я не совсем понял приписку в названии: «при участии Александра Смирнова». А потом, как говорится, как понял! В каждом зале лежат фотоальбомы – это документальное сердце выставки. Снимки рассказывают о жизни Ирины и Георгия, об их друзьях, шумных застольях, первых набросках и случайных кадрах, из которых потом выросли картины. Тепло семейных отношений и какая-то подлинная доброта просто лучатся из этих фотографий, связывая живопись с реальностью.

Всем, кто любит жизнь и современное искусство, очень советую успеть прикоснуться к этому прекрасному миру. Выставка продлится до 1 февраля 2026 года в залах ММОМА на Гоголевском бульваре. Это отличный способ подзарядиться светом посреди зимы.