Найти в Дзене
alexunited

Не служил - не мужик

Знакомый сценарий: встречаются два мужчины, разговор заходит о жизни, и один между делом спрашивает: «А ты служил?». Ответ «нет» часто повисает в воздухе многозначительной паузой. Потом может последовать снисходительное похлопывание по плечу или, что хуже, едва уловимая смена интонации. Будто в вашей мужской биографии не хватает главной страницы. С другой стороны, есть и совсем иной полюс: глаза матери, в которых читается «Лишь бы не забрали», и титанические усилия семьи, чтобы «отмазать» сына от этой участи. Кто прав? В законе написано, что каждый гражданин Российской Федерации мужского пола обязан отдать воинский долг Родине. Но также в этом законе есть и куча "отсрочек", а также причин для освобождения от службы, которыми многие из нас воспользовались, избежав обязательной повинности. Давайте без пафоса и стереотипов. Я сам из поколения, для которого «откосить» было почти нормой. В армию не попал - спасибо старой-доброй бронхиальной астме, диагнозу, с которым в военкомате спорить не

Знакомый сценарий: встречаются два мужчины, разговор заходит о жизни, и один между делом спрашивает: «А ты служил?». Ответ «нет» часто повисает в воздухе многозначительной паузой. Потом может последовать снисходительное похлопывание по плечу или, что хуже, едва уловимая смена интонации. Будто в вашей мужской биографии не хватает главной страницы. С другой стороны, есть и совсем иной полюс: глаза матери, в которых читается «Лишь бы не забрали», и титанические усилия семьи, чтобы «отмазать» сына от этой участи. Кто прав?

В законе написано, что каждый гражданин Российской Федерации мужского пола обязан отдать воинский долг Родине. Но также в этом законе есть и куча "отсрочек", а также причин для освобождения от службы, которыми многие из нас воспользовались, избежав обязательной повинности.

Давайте без пафоса и стереотипов. Я сам из поколения, для которого «откосить» было почти нормой. В армию не попал - спасибо старой-доброй бронхиальной астме, диагнозу, с которым в военкомате спорить не стали. В юности я, честно говоря, этим даже гордился. Среди моих сверстников бытовало мнение: армия - для тех, кто не поступил в вуз. Грубо? Да. Но умным там делать нечего, просто год жизни на ветер - наш нарратив, который не слишком поменялся за годы. Из моих однокурсников в итоге не служил никто - кого-то, как меня, спасли старые болячки, кто-то ограничился военной кафедрой вуза и 40-дневными сборами, а кто-то просто "отбегал" годы между окончанием вуза (и отсрочки) и 27-летием.

Но время расставляет всё по местам. И сейчас, оглядываясь назад, я вижу, как наше общественное мнение о службе металось, словно маятник, колебалось, как пресловутая линия партии.

Советский стандарт. Для наших отцов и дедов срочная служба была такой же неизбежностью, как школа или работа. Это ритуал перехода во взрослую жизнь, часто тяжёлый, но обязательный. Помните как в песне: "И мальчики становятся мужчинами под звонкую команду старшины"? Старая поговорка «не служил - не мужик» - это именно оттуда. «Откосить» было стыдно, это была маркировка неполноценности, а не ловкости. Хотя наиболее толковых студентов вплоть до восьмидесятых годов не трогали - давали доучиться, а военных кафедр в вузах хватало практически всем, чтобы выйти в профессиональную жизнь с базовыми знаниями и без опыта именно службы.

Лихие 90-е. Уже в "перестройку" этот маятник качнулся резко в другую сторону. Армия в массовом сознании вдруг стала синонимом дедовщины, бесполезной муштры и покраски травы в зелёный цвет. К тому же, участие страны в военных действиях создавали реальные опасности для жизни призывников - сначала это Афганистан, потом Чечня, где нередко плохо обученных юных солдат кидали на весьма горячие участки фронта. Родительский лозунг «Пусть кто угодно служит, только не мой сын» распространился в массах, теперь «отмазать» сыновей стало делом чести и показателем родительской заботы. Армия маргинализировалась, служить в неё шли только те, у кого не было выбора. Страшное время для самой институции.

Осторожная реабилитация. После 2008-го ситуация снова стала меняться. Нашу армию начали «белить» - через парады, новую форму, соцрекламу, возвращение былого статуса офицеру. Для многих простых ребят из провинции, особенно из небогатых семей, она действительно стала социальным лифтом: стабильность, зарплата, возможность получить профессию и жильё. Отношение смягчилось. Но старый стереотип «не мужик» и новый страх «там убьют» никуда не делись, создавая когнитивный диссонанс в обществе. Лично знаю семью, где отец считал, что сын обязательно должен отслужить, а мать искала способ его от службы отмазать. Мальчик закончил вуз и работал программистом, "вбелую", не скрываясь. Повестка так и не пришла. Во время мобилизации только вызвали уточнить данные. Уточнили, списали в запас.

А где же я в этом всём великолепии? А то всякий раз, когда я где-то выскажусь в поддержку, скажем так, внешней политики текущего руководства России, меня не очень умные люди отправляют "в окоп". Не задумываясь (потому что нечем) и не разбираясь (потому что незачем).

С годами моя юношеская снисходительность улетучилась. Я понял одну простую вещь: вопрос не в том, "служил" ты кому-то там или прислуживал. Вопрос в том, готов ли гражданин своей страны, в случае реальной беды, её защищать? И вот здесь мой ответ - твёрдое да, должен быть готов. Тысячи "бегунков", которые по тем или иным причинам покинули страну в последние годы, неважно - служили они срочную или нет - оказались именно не готовы. А тысячи молодых людей в то же самое время добровольно заключили контракт и пошли воевать.

И мне кажется первичным здесь не наличие галочки в графе "срочная служба", а наличие реальных знаний и навыков, которые, так или иначе, должны быть у любого гражданина, независимо от пола и состояния здоровья. Готова к этому наша текущая система срочной службы? Вряд ли.

Вот моё, возможно, спорное, мнение. Год службы в её привычном виде для современного условного айтишника или инженера - частенько, действительно, потеря времени. Армии же, по большому счёту, нужны не временные солдаты на год, а высокомотивированные профессионалы. Чего ради целый год держать "срочников" в казармах, кормить, одевать и заставлять их красить траву и мести плац? Если настолько нечем их занять - нужно ли держать их там год?

Что лично мне кажется более разумным?

1. Короткая, но всеобщая начальная военная подготовка. Скажем, 2-3 месяца, но для всех. Независимо от пола (взглянем на Израиль) и с поправкой, но не освобождением, по здоровью. Цель: дать базовые навыки (оказание первой помощи, основы тактики, обращение с оружием), укрепить физически, привить понятие гражданской ответственности.

2. Последующий отбор желающих. После этих сборов - сознательный выбор. Тех, кто захочет связать жизнь с армией или силовыми структурами, призывать на год или более для интенсивной подготовки с прицелом на контракт или вуз, готовящий офицеров. Это будут мотивированные люди, а не призывная масса.

Так мы получим не касты служивших и неслуживших, а граждан, прошедших базовую школу выживания и обороны, и профессиональных военных.

Так что, «не служил - не мужик»? Нет. «Не готов стоять за своих и не понимаешь своей ответственности за страну - не гражданин». Вот это - ближе к истине.

Я не служил. Но я убеждён, что умение и готовность защищать свою страну, свой дом, своих близких - это не половой признак, а гражданская обязанность. И лучше бы нам, как обществу, научиться её выполнять с умом, а не через призму травм прошлого или показного патриотизма. Отмена срочной службы - это, так или иначе, будущее. Ввести всеобщие сборы с НВП будет непросто, а особенно в отношении женской части населения, феминистки попросту с ума сойдут от такого гендерного равенства. К тому же, у нас скрепы, а учить девушек стрелять из автомата - это совсем не скрепно.

Но если серьёзно, то мне кажется, что короткие всеобщие сборы намного более эффективны, чем нынешняя годичная служба. Что думаете? Призывная армия - это "школа жизни", обязательная для всех, или впустую потерянный год?..