Найти в Дзене

Погасил налоги, но не избежал срока: парадокс ст. 187 УК РФ.

На первый взгляд, ст. 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей» не имеет прямого отношения к уклонению от уплаты налогов. Её текст говорит о поддельных банковских картах, платёжных поручениях и компьютерных программах, предназначенных для незаконных переводов. Однако в последние годы правоприменительная практика совершила неожиданный поворот: эта норма всё чаще используется для привлечения к ответственности участников сложных налоговых схем оптимизации, особенно связанных с обналичиванием средств. Это создаёт серьёзные и зачастую недооценённые предпринимателями риски, превращая техническое нарушение в тяжкое преступление. Связь между налоговыми махинациями и ст. 187 УК РФ возникает в момент, когда для вывода денег или создания видимости хозяйственных операций используются специальные инструменты. Предметом преступления по этой статье являются не только физические подделки, но и определённые действия с электронными средствами платежа и доступа к ним. В зоне риска оказываются, на

На первый взгляд, ст. 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей» не имеет прямого отношения к уклонению от уплаты налогов. Её текст говорит о поддельных банковских картах, платёжных поручениях и компьютерных программах, предназначенных для незаконных переводов. Однако в последние годы правоприменительная практика совершила неожиданный поворот: эта норма всё чаще используется для привлечения к ответственности участников сложных налоговых схем оптимизации, особенно связанных с обналичиванием средств. Это создаёт серьёзные и зачастую недооценённые предпринимателями риски, превращая техническое нарушение в тяжкое преступление.

Связь между налоговыми махинациями и ст. 187 УК РФ возникает в момент, когда для вывода денег или создания видимости хозяйственных операций используются специальные инструменты. Предметом преступления по этой статье являются не только физические подделки, но и определённые действия с электронными средствами платежа и доступа к ним.

В зоне риска оказываются, например, следующие действия:

  • Передача доступа к банковским счетам. Если руководитель компании передаёт электронную подпись (токен), логин и пароль от системы «Клиент-Банк» лицу, которое не является сотрудником организации и не имеет законных оснований распоряжаться средствами, такие действия могут быть квалифицированы как «сбыт» средства платежа для неправомерных операций.
  • Использование подставных лиц. Регистрация компаний на подставных лиц с последующей передачей им контроля над счетами и электронными ключами для проведения транзитных платежей или обналичивания также подпадает под ст. 187 УК РФ.
  • Изготовление фиктивных платёжных поручений. Составление поручений на оплату несуществующих товаров, работ или услуг в рамках схемы по получению необоснованной налоговой выгоды может рассматриваться как изготовление поддельных распоряжений о переводе денежных средств.

Важно понимать, что для квалификации по ст. 187 УК РФ необязательно, чтобы документ был фальшивым в полиграфическом смысле. Платёжное поручение, корректно оформленное и подписанное квалифицированной электронной подписью, но содержащее заведомо ложные сведения о сути сделки, уже может считаться поддельным в контексте данной статьи.

В чём состоит существенное отличие ст. 187 УК РФ от налоговых составов?

Уголовные дела по статьям о налоговых преступлениях (ст.ст. 198, 199, 199.1 УК РФ) в определённых случаях могут быть прекращены, если обвиняемый полностью погасит недоимку, штрафы и пени. Это создаёт у предпринимателей иллюзию управляемого риска.

Именно здесь кроется главная опасность и, вероятно, причина внимания правоохранительных органов к ст. 187 УК РФ – уголовное дело, возбуждённое по этой статье, прекращению по такому основанию не подлежит. Более того, даже ч. 1 ст. 187 УК РФ относится к категории тяжких преступлений, что влечёт за собой гораздо более суровые последствия, включая реальную возможность заключения под стражу на этапе следствия и существенно более строгое наказание в случае обвинительного приговора. Максимальная санкция предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.

Правоприменительная практика по вопросу сочетания ст.ст. 187 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией) неоднородна. Суды в разных регионах применяют один из трёх подходов: рассматривают подделку платёжных документов как способ уклонения от уплаты налогов, квалифицируют действия по совокупности либо вменяют ст. 187 УК РФ как самостоятельное преступление. Такая неопределённость лишь увеличивает риски для обвиняемого.

Статистика показывает, что использование ст. 187 УК РФ в экономических делах растёт. Если в 2020 году по ней были осуждены 122 человека, то в 2022 году – уже 844 человека. Известные дела, например, в отношении блогера Елены Блиновской, также включали в себя эпизоды по данной статье, связанные с использованием электронных ключей юридических лиц.

Таким образом, можно говорить о смене тактики правоохранителями в течение последних нескольких лет. Для пресечения схем уклонения от уплаты налогов они теперь целенаправленно используют ст. 187 УК РФ, квалифицируя по ней вспомогательные действия, например, незаконный оборот средств платежа, совершённый для обналичивания или создания фиктивного оборота. Это позволяет привлекать к ответственности не только конечных бенефициаров, но и организаторов всей технической цепочки.

Главная рекомендация для собственников и топ-менеджеров – необходимо установить и строго соблюдать правило контроля за средствами платежа. Электронные подписи, токены и доступы к банковским счетам должны находиться исключительно у официально уполномоченных сотрудников (руководителя, главного бухгалтера) и ни при каких обстоятельствах не передаваться третьим лицам, не состоящим в штате компании. Осознание этого простого правила является лучшей профилактикой от неожиданного обвинения, которое может привести к лишению свободы даже в случае урегулирования налоговых претензий.

Все мои статьи и видео можно посмотреть на сайте advokat-dyachkov.ru

Телеграмм канал t.me/rubikon_lawyers