Найти в Дзене
частные суждения

«Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу» как трагедия американского общества.

Одними из самых известных и вместе с тем весьма качественных американских сериалов последних десятилетий стали «Во все тяжкие» (2008 – 2013 годы) и его спин-офф (а также приквел) «Лучше звоните Солу» (2015 – 2022 годы). Среди американских сериалов уже был весьма успешный, продлившийся много сезонов «Сопрано» (1999 – 2007 годы), также посвящённый организованной преступности. Однако сюжеты в них принципиально различаются. У Тони Сопрано, главного героя первого по времени из этих сериалов, в общем-то не было выбора жизненного пути, он родился и всю сознательную жизнь прожил среди мафиозо. А вот у персонажей двух других сериалов всё совсем иначе. В принципе и у сериала «Во все тяжкие», и у «Лучше звоните Солу» сюжет примерно одинаковый. Умный, талантливый, высокообразованный главный герой оказывается совершенно не нужен обществу, которое выбрасывает его на периферию. Семья ничем не может помочь, а в случае Сола Гудмана, он же Джимми Макгилл, его родной брат Чак Макгилл всячески препятст

Одними из самых известных и вместе с тем весьма качественных американских сериалов последних десятилетий стали «Во все тяжкие» (2008 – 2013 годы) и его спин-офф (а также приквел) «Лучше звоните Солу» (2015 – 2022 годы). Среди американских сериалов уже был весьма успешный, продлившийся много сезонов «Сопрано» (1999 – 2007 годы), также посвящённый организованной преступности. Однако сюжеты в них принципиально различаются. У Тони Сопрано, главного героя первого по времени из этих сериалов, в общем-то не было выбора жизненного пути, он родился и всю сознательную жизнь прожил среди мафиозо. А вот у персонажей двух других сериалов всё совсем иначе.

«Не я такой — семья такая!», мог бы сказать Тони Сопрано.
«Не я такой — семья такая!», мог бы сказать Тони Сопрано.

В принципе и у сериала «Во все тяжкие», и у «Лучше звоните Солу» сюжет примерно одинаковый. Умный, талантливый, высокообразованный главный герой оказывается совершенно не нужен обществу, которое выбрасывает его на периферию. Семья ничем не может помочь, а в случае Сола Гудмана, он же Джимми Макгилл, его родной брат Чак Макгилл всячески препятствует профессиональной карьере своего ближайшего родственника. Не какой-нибудь коварный злодей, совсем напротив — окружающие героя честные и порядочные (в основном люди) выталкивают неординарную личность из профессиональной среды, в которой он мог бы действительно приносить пользу людям.

«А в России мой коллега, бывший опер, работает популярным ведущим ютуб-канала...»
«А в России мой коллега, бывший опер, работает популярным ведущим ютуб-канала...»

Помимо главных героев, примерно такой же путь от хорошего человека до чрезвычайно опасного преступника проходит ещё один персонаж, присутствующий в обеих сериалах — бывший полицейский Майк Эрментраут, вышедший на пенсию и ставший верным помощником главаря мафии Густаво Фринга. Американское общество в целом и полиция в частности, честному служению которым он отдал всю свою жизнь, в итоге могут выделить ему лишь место работника парковки. Лишь по ту сторону закона Майк находит применение своим умениям и талантам.

«Вы об этом ещё не знаете, но вам нужна юридическая помощь!»
«Вы об этом ещё не знаете, но вам нужна юридическая помощь!»

Стоит отметить, что и Сол Гудман, и Уолтер Уайт, и Майк Эрментраут изначально были людьми не только весьма талантливыми, при этом ещё и упорными в достижении своих целей, но также людьми честными, искренне стремившимися поступать по правилам. Увы, правила оказались таковы, что именно эти люди, несмотря на то, что по всем возможным критериям они представляли собой идеальных американцев, в систему категорически не вписывались. Система оказалась слишком удобна для коррупционеров (чуть не убивших честного полицейского Майка), а порядочных людей она выбросила на свалку.

Смерть несчастного химика.
Смерть несчастного химика.

Не менее показательна судьба коллеги Уолтера Уайта, химика Гейла Беттикера. При других обстоятельствах он мог бы быть порядочным учёным, но был втянут в производство сами знаете какого вещества, потом оказался на пути Хайзенберга — монстра, в которое превратился бывший тихий учитель Уолтер Уайт, в итоге его ждала неминуемая гибель. Даже если бы ему в данном конкретном случае повезло, с его складом характера (в отличие от Уайта, адаптировавшегося к криминальной среде, Гейл так и остался в душе законопослушным гражданином, который не ждёт, что однажды в его дверь постучится киллер) он бы продержался недолго и закончил бы также.

«В нашем деле кадры решают всё!»
«В нашем деле кадры решают всё!»

Интересно то, что для наркоконцерна Гуса Фринга самыми полезными приобретениями оказались именно исходно честные и порядочные люди — Уолтер Уайт, Сол Гудман (который в концерн не входил, но активно с ним сотрудничал) и Майк Эрментраут. А вот прирождённые преступники из криминальных кланов и люди, изначально связанные с наркоторговлей (например, Джесси Пинкман) скорее приносили проблемы, чем помогали в их разрешении. В идеале, концерн бы работал лучше всего, если бы полностью состоял из хороших и умных людей. Однако в нормальном обществе такие люди в наркомафию не идут, это удел маргиналов.

«Да я тут вообще ни при чём...»
«Да я тут вообще ни при чём...»

Получается, что данные сериалы показывают современное американское общество глубоко больным, поражённым системным недугом, ведь только в таких обстоятельствах люди, подобные главным героям этих сериалов, могут не просто на какое-то малое время оказаться по ту сторону закона (нечто похожее случается с подругой Сола Гудмана, Ким Векслер, которая в принципе не хотела связываться ни с чем противозаконным), но прижиться там и даже стать ключевыми фигурами в криминальных структурах.