Проснулась я в то утро как обычно, ещё затемно. Привычка всю жизнь рано вставать, и даже на пенсии никуда не делась. Включила чайник, прошлась по квартире, открыла форточку на кухне. Морозец лёгкий, снежок припорошил балкон за ночь. Зима в этом году выдалась настоящая, не то что в прошлые годы.
За завтраком листала телефон, читала новости. Дочка вчера написала, что сегодня привезёт внуков на весь день. Мишка и Варя, оба школьники уже, десять и восемь лет. Хорошие дети, только вот видимся редко. Живут далеко, да и у дочки с зятем работа, времени нет. Обычно на выходных забегут на часок, и всё. А тут целый день обещала.
Посмотрела в холодильник, прикинула что готовить. Картошка есть, курица размороженная лежит. Можно что-то простое сделать. Внуки не особо разборчивые, но и не охотники до домашней еды. Привыкли к быстрой пище, к этим пиццам всяким и бургерам. Попробуешь накормить их нормальной едой, скривятся, в телефоны уткнутся.
Убралась в квартире, пыль протерла. В комнате, где раньше дочка жила, разложила игрушки старые, которые у меня остались. Может, заинтересуются. Хотя вряд ли, сейчас детям только гаджеты подавай.
Часов в одиннадцать позвонили в дверь. Дочка на пороге стояла с большими пакетами, а за ней внуки, закутанные в куртки и шарфы.
– Мам, привет! Вот, привезла тебе продуктов, ты же говорила, что в магазин собиралась.
– Здравствуйте, бабушка! – хором выдали Мишка и Варя, стаскивая обувь в прихожей.
Дочка торопилась, это сразу видно было. Пакеты на кухню притащила, поцеловала меня на ходу.
– Мам, извини, мне бежать надо. У нас сегодня важная встреча перенеслась на субботу, представляешь? Забрать их часам к семи смогу, ничего?
– Да иди, иди, справимся как-нибудь.
Она ещё что-то говорила на ходу про обед, чтобы я их накормила, про телефоны, чтобы следили за временем экрана, но я уже не слушала особо. Дверь хлопнула, и мы остались втроём.
Внуки прошли в комнату, сели на диван. Мишка сразу телефон достал, Варя тоже. Молчат, тыкают в экраны. Я постояла в дверях, посмотрела на них.
– Ну что, ребята, чем заниматься будем?
– Не знаю, – протянул Мишка, не отрываясь от телефона.
– А может, поиграем во что-нибудь? Или мультики посмотрим?
– Бабушка, у меня тут уровень сложный, – сказала Варя. – Можно я пройду сначала?
Пошла я на кухню, разбирать пакеты. Дочка продуктов привезла больше, чем я просила. Огурцы, помидоры, зелень, мясо. Капуста свежая, свёкла, морковка. Смотрю на овощи и думаю вдруг про борщ. Давно не варила. Дочка его не любит с детства, внуки ни разу не пробовали, наверное. Всё больше супы-пюре им дают или что-то из пакетов.
А борщ я всегда хорошо готовила. Муж мой, царствие ему небесное, говорил, что лучше моего борща нигде не ел. Рецепт от свекрови достался, та ещё в деревне жила, всё по старинке делала. И я так же готовлю, по памяти уже.
Решила попробовать. Время есть, продукты есть. Может, понравится детям. Хотя вряд ли, конечно. Современные дети такое не едят.
Достала кастрюлю большую, налила воды. Мясо на кости было, говядина хорошая. Положила вариться. Пока закипает, принялась овощи чистить. Свёклу, морковку, картошку, лук. Капусту нашинковала. Руки сами работают, думать не надо. Сколько раз в жизни этот борщ варила, и не сосчитать.
Через полчаса на кухне уже пахло так, что самой приятно стало. Бульон кипел, овощи на столе лежали горкой. Я свёклу с морковкой натерла на тёрке, лук мелко порезала. На сковородке масло разогрела, стала зажарку делать. Лук сначала, потом морковь, потом свёклу. Томатной пасты добавила ложку, чуть сахара и уксуса. Секрет в том, чтобы свёкла цвет не потеряла и борщ ярким получился.
Мишка заглянул на кухню, носом повёл.
– Бабушка, а что это ты готовишь?
– Борщ, внучек.
– А что это такое?
– Суп такой. Со свёклой, с капустой. Очень вкусный.
Он скривился.
– Я супы не люблю.
– А ты попробуй сначала, потом говори.
Он пожал плечами и ушёл обратно в комнату. Я продолжила готовить. Мясо уже сварилось, достала его, порезала кусочками. В бульон положила картошку, капусту. Зажарку добавила. Чеснок раздавила, зелени свежей покрошила. Лавровый лист, перец горошком. Всё как надо.
Накрыла крышкой, убавила огонь. Пусть томится теперь. Самый вкусный борщ получается, когда он настоится немного.
Села за стол, посмотрела в окно. Снег падал крупными хлопьями, красиво так. Соседские дети во дворе снеговика лепили. А мои внуки в телефонах сидят. Эх, детство у них какое-то другое.
Прошло минут сорок. Я проверила борщ, попробовала. Получился хороший, наваристый, цвет яркий, насыщенный. Самое то для такой погоды.
Пошла в комнату к внукам.
– Ребята, обедать пора. Идите руки мойте.
– Бабушка, а можно мы пиццу закажем? – спросила Варя.
– Какую пиццу? Я борщ сварила, давайте попробуете.
Они переглянулись. Видно было, что не хотят. Но делать нечего, мама велела слушаться бабушку.
Пришли на кухню, сели за стол. Я разлила борщ по тарелкам, сметаны положила, хлеб нарезала. Они смотрели на свои тарелки с таким видом, будто я им лекарство какое предложила.
– Это красное, – сказал Мишка.
– Это свёкла даёт такой цвет. Ешьте, не бойтесь.
Варя первая попробовала. Взяла ложку, осторожно так, понюхала, отпила чуть-чуть. Я смотрела на неё, ждала. Она молчала, потом взяла ещё ложку. Потом ещё.
– Вкусно, – сказала она наконец.
Мишка посмотрел на сестру, потом на свою тарелку. Тоже попробовал. Жевал медленно, думал о чём-то своём. Потом кивнул.
– Нормально.
Я улыбнулась. Нормально для детей это уже хорошо. Села с ними за стол, налила себе тоже. Ели молчали, только ложки о тарелки постукивали. Я смотрела на них и радовалась. Мишка даже добавки попросил. Варя съела всё до последней капли, хлебом тарелку вытерла.
– Бабушка, а ты часто такой борщ варишь? – спросила Варя, когда закончила есть.
– Раньше часто варила. Сейчас редко, не для кого.
– А можешь ещё сварить?
– Конечно могу.
– А завтра можно? – вдруг спросил Мишка.
Я засмеялась.
– Завтра вы же дома будете, у мамы с папой.
– Ну и что? Мама может нас привезти.
– Мама занятая очень, некогда ей.
Дети замолчали. Варя крутила ложку в руках.
– Бабушка, а почему мама такой борщ не варит?
– Не умеет она. Да и не любит особо.
– А нас научишь?
Я удивилась. Не ожидала такого вопроса.
– Научить можно. Но это долго, надо стараться.
– А мы будем стараться, – сказал Мишка. – Правда, Варя?
Сестра кивнула.
После обеда мы посуду помыли вместе. Дети помогали, посуду вытирали. Потом сели в гостиной, я включила им мультфильм старый, советский. Думала, не будут смотреть, но они увлеклись. Я вязание взяла, сидела рядом в кресле.
Было тепло и тихо. За окном вечерело уже, хотя часы показывали только четыре. Зимой темнеет рано. Дети смотрели мультфильм, иногда смеялись. Я на них посматривала и думала, что давно так не сидела с ними. Всё время впопыхах, на бегу. А тут целый день, никуда не торопимся.
Когда мультфильм закончился, Варя подошла ко мне.
– Бабушка, а покажешь, как борщ варить?
– Сейчас?
– Ну да. Чтобы мы запомнили.
Мишка тоже подошёл.
– Можно я записывать буду? На телефон.
Я засмеялась.
– Ладно, пойдёмте на кухню.
Мы пошли втроём. Я достала овощи, стала показывать. Рассказывала, как свёклу выбирать надо, какую капусту брать, как мясо правильно варить. Мишка снимал на телефон, Варя слушала внимательно, кивала. Задавали вопросы, я отвечала. Они даже записывать стали, на листочке, который я им дала.
– А сколько варить надо? – спросил Мишка.
– Часа два примерно. Может, чуть больше.
– А если мы сами будем готовить, получится?
– Получится, если постараетесь. Главное, не торопиться и всё по порядку делать.
Варя посмотрела на меня серьёзно.
– Бабушка, а давай мы каждую субботу будем к тебе приходить? И ты нас готовить научишь?
Я остановилась, отложила нож.
– Каждую субботу?
– Ну да. Мама же сказала, что по субботам может нас привозить. Если ты не против.
Сердце у меня как-то сжалось. Не против? Да я только за.
– Конечно, не против. Приходите, научу вас всему, что умею.
Дети обрадовались. Мишка даже обнял меня, что с ним редко бывает. Обычно стесняется таких проявлений.
Мы ещё посидели на кухне, я им рассказывала про разные блюда, которые готовила раньше. Про пироги, про блины, про пельмени домашние. Они слушали, глаза горели. Варя сказала, что хочет научиться печь пироги с яблоками. Мишка захотел узнать, как котлеты делают.
Часов в шесть мы попили чай с печеньем. Я достала варенье малиновое, которое летом сама закрывала. Дети намазали на хлеб, ели с удовольствием. Мишка сказал, что у них дома такого нет, только магазинное варенье покупают.
– А это вкуснее, – добавила Варя.
– Конечно, вкуснее, – согласилась я. – Домашнее всегда вкуснее.
Мы разговаривали о разном. Они рассказывали про школу, про друзей, про учителей. Я слушала, задавала вопросы. Варя пожаловалась, что в столовой еда невкусная. Мишка сказал, что у них физкультура самый любимый урок.
Время пролетело незаметно. В дверь позвонили ровно в семь. Дочка пришла за детьми. Усталая, но довольная.
– Ну что, как день прошёл? – спросила она, входя.
– Отлично! – закричала Варя. – Бабушка борщ варила, такой вкусный!
– И мы записали рецепт, – добавил Мишка.
Дочка удивлённо посмотрела на меня.
– Борщ? Ты борщ варила?
– Сварила. Продукты же привезла, вот я и решила.
– Мам, а внуки попробовали бабушкин борщ и теперь просят каждый день, – засмеялась дочка. – Варя мне уже в машине написала, пока я поднималась.
Я улыбнулась.
– Не каждый день, конечно. Но по субботам можем встречаться, если хотите. Я их готовить научу.
Дочка посмотрела на детей, потом на меня.
– Мам, ты серьёзно?
– Серьёзно. Мне будет в радость.
Она обняла меня.
– Спасибо тебе. Ты даже не представляешь, как это кстати. Я всё думала, чем их по выходным занять, а они только в планшетах сидят.
Дети уже одевались в прихожей, торопили маму.
– Мам, пошли скорее, а то пробки будут!
– Бабушка, до субботы! – крикнула Варя, обувая сапожки.
– До субботы, внученька.
Они ушли. Я закрыла дверь, прислонилась к ней спиной. В квартире стало тихо. Пошла на кухню, стала убирать со стола. Чашки помыла, протерла столешницу. Посмотрела на кастрюлю с борщом, в которой ещё половина осталась. Завтра разогрею, поем.
Села у окна, смотрела на вечерний двор. Фонари зажглись, снег продолжал падать. Люди спешили домой после работы, дети возвращались с прогулок. Обычный зимний вечер.
А у меня на душе было так хорошо, как давно не было. Будто что-то важное сегодня произошло. Не просто день с внуками провела, а будто мостик какой-то навела. Между нами, между поколениями.
Раньше всё время казалось, что мы с ними на разных языках говорим. Они со своими гаджетами, играми, мультиками новыми. А я со своими привычками, воспоминаниями, старыми рецептами. И будто бы нет у нас ничего общего.
А сегодня оказалось, что есть. Есть вот этот борщ, который я варила всю жизнь. Есть кухня, где можно вместе возиться, говорить, смеяться. Есть рецепты, которые я могу передать им, как когда-то мне передала свекровь.
И главное, есть желание. У них желание научиться, у меня желание научить. Это дорогого стоит.
Встала, прошлась по квартире. В комнате, где внуки сидели, остались их следы. Листочек с записями на столе лежит, карандаш рядом. Подушка на диване помятая. Мелочи, а приятно.
Вернулась на кухню, налила себе чаю. Села за стол, взяла телефон. Написала дочке: «Спасибо, что привезла детей. Приезжайте в субботу к одиннадцати, будем готовить вместе».
Ответ пришёл быстро: «Мам, спасибо тебе. Дети не замолкают, всю дорогу про твой борщ говорят. Обязательно приедем».
Я улыбнулась, отложила телефон. Допила чай, помыла чашку. Посмотрела на часы, половина девятого. Рано ещё спать ложиться, но чувствовала приятную усталость. Такую, после хорошо проведённого дня.
Включила телевизор, но не смотрела особо. Думала о субботе. Что приготовить с детьми? Может, пироги? Или пельмени? Надо будет продумать, продукты прикупить заранее.
А потом подумала, что не только про еду речь. Это же время, которое мы проведём вместе. Разговоры, смех, суета на кухне. Я им расскажу истории из своей жизни, они мне свои расскажут. Будем узнавать друг друга лучше.
И ещё подумала, что дочка молодец. Могла бы внуков с няней оставить или в какой-нибудь кружок отдать. А она ко мне привезла. Доверяет мне, значит. Понимает, что это важно для детей.
За окном снег всё падал. Я встала, подошла ближе к стеклу. Мороз красивые узоры на окне нарисовал. Во дворе почти никого не осталось, все по домам разошлись. Только один фонарь под окном светит, снежинки в его свете кружатся.
Вспомнила, как в детстве сама любила смотреть на падающий снег. Часами могла стоять у окна, наблюдать. Мама говорила: «Чего стоишь, иди делом займись». А я не могла оторваться, завораживало.
Сейчас дети редко в окна смотрят. Всё в экраны. Может, и правильно, такое время сейчас. Но что-то теряется при этом. Умение замечать простые вещи. Снег, например. Или вкус домашнего борща.
Отошла от окна, пошла в спальню. Включила торшер, взяла книгу с тумбочки. Старый роман, который перечитываю уже в третий раз. Люблю перечитывать хорошие книги, каждый раз что-то новое замечаешь.
Устроилась в постели, открыла страницу. Читала минут двадцать, потом отложила. Не могла сосредоточиться, мысли возвращались к сегодняшнему дню. К внукам, к борщу, к разговорам на кухне.
Подумала, что завтра надо будет позвонить подруге Тамаре. Рассказать ей про сегодня. Она всё жалуется, что её внуки совсем не приезжают, заняты очень. Может, посоветую ей тоже попробовать что-то вместе с ними готовить. Это же так сближает.
Выключила свет, легла. В темноте думала, что день получился хороший. Обычный, вроде бы, никаких особых событий. Но какой-то правильный. Наполненный.
Раньше суббота была просто выходным днем. Телевизор, уборка, может, в магазин схожу. А теперь будет что-то ждать. Встречи с внуками, совместное готовление, разговоры.
И это всё благодаря борщу, если подумать. Обычному блюду, которое я готовила сотни раз. Но сегодня оно как будто по-новому открылось. Не просто еда, а связующее звено между мной и внуками.
Закрыла глаза, стала засыпать. Последняя мысль была о том, что надо будет достать старую записную книжку с рецептами. Там столько всего записано, что я годами не готовила. Может, пора снова начать. Для внуков.
Заснула я со спокойной душой и лёгким сердцем. За окном продолжал падать снег, укрывая город белым одеялом. А в моей квартире пахло борщом, и это был самый уютный запах на свете.