Ну да, нечего душой кривить, любят у нас люди такие сцены, которые увидишь и услышишь далеко не каждый день. Особенно, если они пахнут добротой и позитивом.
А уж если ситуация касается детей с особенностями развития - то тут уж явно она запомнится многим. Ну, во всяком случае, нам педагогам, работающим именно с такими детишками в специализированном социальном учреждении для детей с ОВЗ.
Непосредственно наш отдел занимается кружковой работой - проводим творческие занятия с детьми, которые лежат у нас в стационарах или приезжают в дневные отделения на положенный им курс "медицины" и "коррекции".
Ну а наши кружки - являются обязательным дополнением к программе всех-всех ребят (даже самых сложных, не понимающих обращенную речь и не имеющих каких-либо навыков).
Ну, об этом я уже неоднократно упоминала...
- Многие дети приезжают к нам уже не впервые, некоторые были у нас и по два, и по три раза.
- Есть и такие, которых мы еще совсем не знаем (а из-за того, что диагнозы детей стали страшной тайной для педагогов - довольно сложно строить к ним "мостики" и "находить подход"… особенно, если ребенок неконтактный или агрессивный).
- А есть и такие, которые, несмотря на недолгое знакомство, очень хорошо запоминаются. Поведением, поступками или еще чем-нибудь.
И мальчик, о котором хочу написать, скорее всего был именно таким.
Мальчик Ми-Ми
Ребенок из стационара, 5 лет, генетические нарушения.
Приехал в стационар уже во второй раз, поэтому лично я уже его немножко знала.
Не буду называть его имя, даже первую букву имени. За глаза его все сотрудники называли мальчиком Ми-Ми, потому что ему - ну очень подошло такое прозвище (не помню, кто его придумал, но оно тут же прижилось).
Ведь ребенок - на самом деле милый и улыбчивый. Правда, и улыбка, и сами черты лица, и мимика - всё выдаёт его нарушения (не СД, а некий другой "синдром", который тоже отражается на внешности… я не медик, поэтому строить предположения не хочу).
Обращенную речь - прекрасно понимает. Отлично разговаривает (разве что некоторые звуки у него не получаются, но это не беда). Ну и… может быть, ведет он себя слишком резко и весело, не понимает границ и не может контролировать некоторые свои выходки.
А еще он - ну ооочень контактный, чрезмерно, до навязчивости. Может войти в любое время в любую палату или кабинет, завязать разговор, совершенно не понимая, что в кабинете идёт занятие или процедура, а "жители" палаты - просто хотят отдыхать.
Или может остановить кого-нибудь в коридоре (сотрудника, ребенка или чужую маму), потащить за руку с радостными криками:
- Пойдём со мной! Посмотли, какая у меня машинка! Клутая, плавда?
Мальчик Ми-Ми даже не подозревает, что человек идёт по важным делам и не может надолго отвлечься. Но и отталкивать мальчика никто не хочет, слишком уж он милый и простодушный.
В общем, само очарование, пусть и довольно своеобразное.
А тут однажды…
В тот день в нашем творческом кабинете работали трое педагогов: я, педагог по рисованию и педагог по сказкотерапии.
У меня и у художницы - сидят по ребенку на "индивидуалках", а к педагогу по "сказке" - как раз вот-вот должны прийти двое: наш мальчик Ми-Ми и еще какой-то ребенок, который приехал впервые и которого мы еще не знали (!)
Ага, ага, а в списке детей отделения - была только его фамилия и первая буква имени (К). Какие там диагнозы и характеристики, если даже возраст и имя не удосужились написать… ироды!
В общем, ждём…
С грохотом и смехом открывается дверь.
Стремительно залетает в кабинет наш мальчик Ми-Ми и чуть ли не за свитер тащит за собой еще одного мальчика - добротного, крупненького, но явно медлительного, и радостно кричит:
- Эй, тёти! Все сюда! Знакомьтесь! Это мой новый длуг Костян! Мы вместе с ним плишли заниматься!
Ну, знакомимся с новым мальчиком, и, по подсказкам мальчика Ми-Ми уже понимаем, что этот "Костян" - и есть второй участник занятия по сказкотерапии. Всё просто!
А еще, как оказалось, наш мальчик Ми-Ми и Костя - оказались соседями по палате.
Коллега (педагог по сказкотерапии) спрашивает:
- Так ты его нам представляешь сейчас, да?
А мальчик Ми-Ми отвечает:
- Неее! Плосто мама мне велела о нём позаботиться. Вот так!
"Друг Костян"
Ребенок из стационара, 8 лет, ментальные нарушения.
Не разговаривает (только отдельные невнятные звуки), обращенную речь - частично понимает, но пока неизвестно, ЧТО именно он понимает… ведь ребенка мы еще толком не знаем.
Но, вроде как, мальчик мирный и спокойный. Словно даже "полуспящий".
Простые инструкции - вроде бы как пытается выполнять, но будто бы неосознанно, как медленная машина (как наш кабинетный старый компьютер, который долго-долго грузится, а потом еще несколько раз перезагружается, прежде чем выполнить какую-то операцию).
А мальчик Ми-Ми - не отходит от своей "миссии"!
Еще до того, как приступить к занятию и сесть вокруг стола вместе с педагогом, он сам подвёл Костю к рабочему месту, выдвинул стул и сказал:
- Эй, Костян! Этот стул - для ТЕБЯ! Садись!
Костя молча сел, что-то промычав себе под нос, но вовсе не возмущенно, а с таким выражением лица: ну, надо так надо.
На занятии - играли в настольную сказку "Три поросенка" и обсуждали, как нужно и важно трудиться добросовестно, а не как попало, а также помогать друзьям в опасных и трудных ситуациях.
Точнее, педагог и мальчики Ми-ми - обсуждали, а Костян - улыбался и поддакивал.
Это было примерно так...
Педагог: Что случилось с домиком Ниф-Нифа?
Костя: Ууувууу!
Мальчик Ми-Ми: Он хотел сказать, волк сдул. Да, Костян?
или
Педагог: Кто из поросят построил самый прочный домик?
Костя: Ыыыыууу!
Мальчик Ми-Ми: Он хотел сказать "Наф-Наф". Да, Костян?
Ну и так далее. Мило, забавно и искренне.
Вне занятий
В столовую - мальчик Ми-ми и Костя тоже ходят вместе и садятся за один стол. Точнее, первый тащит второго за руку и бежит, а второй - покоряется.
Воспитатели рассказывают, что и во время еды наш "Заботушка" не унимается и зудит-нудит возле Кости:
- Костян, это суп! Остоложно, надо дуть! Смотли, вот так надо: фффф!
или
- Костян, ты не взял хлеб, НА тебе хлеб! Хлеб - это сила!
или
- Это - компот. Его нельзя пить, пока еду не съешь!
И даже во время сна…
Об этом тоже воспитательница рассказала.
Итак, заходит она в палату ("контрольные обходы" никто не отменял).
Короче, такая обстановка: мамы наших "друзей" - спят, Костя - тоже вроде как. А мальчик Ми-Ми - нет, всё ходит вокруг палаты, мается.
Обрадовался, что воспитательница заглянула. Подскочил к ней и говорит (между прочим, негромко):
- Тётя, Костяна уклыть надо, а то он замёлзнет. А мамы - спят.
- Ну так в чём проблема, возьми и укрой, - отвечает воспитатель, - ты же ему друг.
А мальчик ответил:
- Нет, лучше ты! У меня луки колоткие, я плохо уклою! И он тогда всё лавно замёлзнет.
Воспитательница, конечно, посмеялась, укрыла и Костю, и потом уже его "дружка". Ну и вышла из палаты в "просветленном" настроении.
А что потом?
Да всё прекрасно!
Мамы - вроде как теперь дружат (уже собирались записаться на очередной курс в одну и ту же смену).
Мама Костяна - радуется, что к её ребенку проявляют внимание, несмотря на его отрешенность от мира, а мама мальчика Ми-Ми - радуется, что у сына нашёлся друг, который не прогоняет его и не ругает за чрезмерную навязчивость.
Мальчишки вместе играют, как могут взаимодействуют, друг друга не обижают, а мамы в это время могут тоже общаться и не беспокоиться.
В общем, пока всё складывается наилучшим образом.
И у Вас, дорогие читатели, пусть всё складывается наилучшим образом, а все события - радуют и вдохновляют.