На экране они не подошли друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки. Ни одного поцелуя, ни одного прикосновения. И всё равно вся страна поверила: Татьяна Сергеевна и Саша Савченко влюблены безнадёжно.
А за кадром Николай Рыбников не уставал повторять одно и то же.
"Что вы делаете, ребята. Вы фильм портите. Надо срочно менять её и всё".
Свою партнёршу Нину Иванову он терпеть не мог. Считал, что взять на главную роль девушку с улицы без актёрского образования — это поставить на картине крест. Режиссёр Марлен Хуциев настаивал: Иванова похожа на свою героиню. Это именно то, что нужно.
Хуциев оказался прав.
"Весна на Заречной улице" открыла Нине все двери в кинематографе. Ей было двадцать два года. В неё влюблялись все на съемочной площадке. Страна мечтала увидеть свадьбу Рыбникова и Ивановой не только на экране, но и в жизни.
Но в тридцать четыре года актриса сама захлопнула эти двери. Навсегда.
За всю жизнь Нина Иванова не дала ни одного интервью. Она никому ничего не рассказывала о себе. Мало дружила с людьми. Единственный человек, которому она всегда была рада — товарищ Леня Курдин.
Александр Островский, коллега по киностудии Горького, спросил у Лени однажды: что у вас за странная дружба такая?
Леня ответил просто: "Я её выручаю в трудных ситуациях. Когда ей нужно три рубля, она у меня всегда безотказно получает. При этом всегда честно возвращает".
В девяностые газеты писали: "Звезда культового фильма беспробудно пьёт". "Нина Иванова потеряла квартиру и побирается". "Алкоголь окончательно сгубил красавицу-актрису".
Так писали не только о Нине. Доставалось многим. Но в её случае всё было очень похоже на правду.
Островский вспоминал: "Нина Иванова резко выделялась из кинематографической среды. Я увидел женщину, которая выглядела старообразно, с лицом человека, который злоупотребляет".
Разговоров было много. Но тему алкоголизма в случае с Ниной можно закрыть раз и навсегда.
Её сосед Владимир Фадеев рассказывал: "Алкоголь у неё всегда был. Когда она была медицинским работником, спирт у неё всегда был. Водочка в графинчике всегда была. Винцо, открытое и чуть-чуть выпитое, всегда стояло. Всё это могло стоять долго и упорно".
У пьющего человека запасы не хранятся. Они уничтожаются сразу.
А то, что Нина якобы пропила квартиру — откровенное вранье. В доме на Проспекте Мира она прожила до последнего дня. Слухи пошли после второго брака. Муж Андрей Валерьянов был младше на пять лет. Художник. Когда спрашивали о нём, ответ всегда был одинаковый: "Ооой! Пьяница был".
И всё.
Вот тогда у знакомых Нины появились большие вопросы. Сама Иванова на них не отвечала, каждый додумывал, что хотел. Даже если Нина и выпивала тогда вместе с мужем, к тотальным последствиям это не привело.
А для чего вышла замуж? Никто не делает этого для того, чтобы жить в алкогольном бреду.
Нина встретила Валерьянова, когда ей было за тридцать. У актрисы всё ещё не было детей. Возможно, Андрея она считала своим последним шансом. Наверняка надеялась стать матерью.
А в семидесятые поклонники уже не ходили толпами под окнами.
Во время съёмок "Весны на Заречной улице" Нине было двадцать два. Её увидел в дипломной работе выпускницы ВГИКа режиссёр Марлен Хуциев. Увидел и потерял голову.
Что у Ивановой нет актёрского образования, его не смутило. Конечно, одной симпатии было мало для главной роли. В первую очередь режиссёр думал о судьбе фильма. Нина была самородком. Актёрскому мастерству не училась.
Более того, с трудом окончила школу.
Ей просто некогда было сидеть на уроках. В тысяча девятьсот сорок девятом году отец ушёл из семьи, оставив жену с четырьмя дочерьми. Самой младшей было несколько месяцев. Нине — шестнадцать лет. Она была старшая.
Тогда Нина оставила школу и пошла работать.
Иначе маме и младшим сёстрам пришлось бы просто голодать. Она устроилась на завод "Кинап" — завод киноаппаратуры. Целых пять лет проработала контролёром ОТК. В шестнадцать лет стала кормилицей большой семьи.
Тогда ей впервые пришлось взвалить на свои плечи мужские обязанности.
Среднее образование девушка всё же получила. Доучилась в школе рабочей молодёжи. Но нельзя сказать, что у Нины вообще не было никакого опыта в кино.
Впервые она снялась совсем малышкой. Фильм так и назывался: "Жила-была девочка". Нине было всего девять лет. Съёмки проходили ещё во время войны.
В тысяча девятьсот сорок третьем году её выбрала среди одноклассниц ассистент режиссёра, которая пришла в школу.
"Жила-была девочка" — история двух подружек. Маленьких блокадниц Насти и Кати. Настеньку, Нину Иванову, на съёмки в Ленинград привезла бабушка. Город только-только начал подниматься после блокады.
Худенькая, большеглазая, бледная. Маленькую актрису не нужно было даже гримировать. Ведь её детство тоже пришлось на время войны.
Героиня Нины переживает на экране столько, сколько выпадает не каждому взрослому: бомбёжки, голод, холод. И эта дорога за водой по замёрзшему, осаждённому Ленинграду.
Этот фильм и сегодня нельзя смотреть без слёз. А в войну в кинотеатрах, глядя на маленькую девочку в умирающем городе, рыдали даже взрослые мужчины.
В фильме Настенька остаётся за маму для своей младшей подружки.
По иронии судьбы в жизни Нины этот сценарий сбылся. Только она заменила своим сёстрам отца. Зарабатывать для семьи начала в шестнадцать и до глубокой старости помогала сёстрам. И не только материально.
До самого конца она и была за старшую в семье.
Одна из племянниц вообще называла тётю Нину мамой. Жизнь сестёр Ивановых сложилась не слишком счастливо. Нина, как могла, решала их проблемы. Но как ни старалась, не могла оградить от всех бед.
Не уберегла и племянницу, которую считала дочерью. Екатерина ушла из жизни раньше тёти.
Владимир Фадеев, сосед, вспоминал: "Наталья страдала болезнью. Поэтому ребёнком особо было заниматься некому. За ребёнком смотрела Нина. Она умерла. Теперь они лежат в одной могиле".
Это была последняя большая утрата.
Нина Георгиевна осталась совсем одна. Без семьи, без детей. Несчастья меняли её. С годами мужских черт характера становилось всё больше. И всё дальше в прошлое уходила сияющая девушка из кинофильма "Весна на Заречной улице".
Режиссёр Марлен Хуциев был не единственным, кто был влюблён в юную актрису во время съёмок. Ниной восхищалась почти вся съёмочная группа.
Кроме Николая Рыбникова.
Парадоксально, но актёр, который играет влюблённого мужчину, терпеть не мог свою партнёршу. Рыбников считал, что картина заранее обречена на провал.
Хуциев не ошибся в выборе актрисы. Зато его надежда закрутить с Ниной роман с треском провалилась.
Девушка выбрала оператора Радомира Василевского.
На съёмках страсти кипели нешуточные. Мало того, что за сердце Нины боролись Хуциев и Василевский, на площадке появился ещё один персонаж. Жена Радомира.
Кто-то предупредил женщину о том, что у неё появилась соперница. Она тут же примчалась из Москвы в Одессу.
После съёмок Радомир и Нина стали жить вместе. Василевский не мог развестись сразу. Говорят, что его супруга Лиля из-за стресса даже на время потеряла зрение. Но ни ради неё, ни ради маленькой дочери Радомир не расстался с Ниной.
Всё закончилось женитьбой.
Они прожили недолго, но счастливо. Нина не была удобной и покладистой женой. Фильм "Шурка выбирает море" снимался в маленьком городке почти у самого Чёрного моря. Вторым режиссёром картины был Андрей Хржановский.
В будущем знаменитый режиссёр-мультипликатор. Автор культового мультфильма "Дом, который построил Джек".
Андрею очень нравилась Нина. Это видела вся съёмочная группа. Роман между ними назревал. Но что тогда произошло между Хржановским и Ивановой и узнал ли об этом Радомир, можно только предполагать.
Как бы то ни было, союз с Василевским вскоре распался.
Не был долгим и второй брак с художником Андреем Валерьяновым. Детей не было и в этом браке.
Новых попыток создать семью Нина больше не делала.
Год тысяча девятьсот восемьдесят восьмой. Всё в жизни Ивановой изменилось. Она давно не снимается. Причём решение актриса приняла осознанно.
Нина навсегда запомнила, как Николай Рыбников говорил, что актриса Иванова очень "маленькая". И это было не только его мнение. Может быть, если бы она пошла учиться, всё сложилось бы по-другому.
Но фильм "Весна на Заречной улице" сделал её звездой. И садиться после этого за парту было уже не просто.
Нина не сразу ушла из кино. Ещё долгие годы работала вторым режиссёром. Профессия жёсткая и требует от человека максимум отдачи. Как сложатся съёмки, во многом зависит от второго режиссёра.
Неудачи в личной жизни, постоянная ответственность за сестёр — всё это изменило Нину.
А новая профессия завершила преображение. На смену мягкости пришла твёрдость, жизнерадостность превратилась в резкость и решительность.
В восьмидесятые от девушки с распахнутыми глазами не осталось и следа. Нежную и романтичную учительницу Татьяну Сергеевну уже нельзя было узнать.
Внутренние перемены отразились и на внешности Нины.
Окончательно её женственность убила болезнь. У неё были серьёзные проблемы либо с почками, либо с печенью. В девяностые, когда работы не стало совсем, Нина Георгиевна уволилась из киностудии Горького.
Рассчитывать она могла только на себя.
Денег катастрофически не хватало. Нина Иванова пошла работать в сороковую больницу. Киноведу Алексею Тремасову удалось поговорить с актрисой по телефону, когда ей было уже за восемьдесят.
Она сказала тогда: "Я работала в больнице не медсестрой. Какая я медсестра? Я работала санитаркой в оперблоке. Это только вам говорю. Я вообще об этом никому не рассказывала".
В доме на Проспекте Мира, где бывшая актриса прожила много лет, её знали все.
Владимир Фадеев рассказывал: "На самом деле можно и позавидовать. Если, предположим, тебе за восемьдесят, а тебя каждый день навещают соседи. Спрашивают, не нужно ли чего. А с утра звонят по телефону и спрашивают, как здоровье. Если что принести, то пожалуйста. Это не каждому старому человеку так везёт. Кроме того, ещё и соцработник ходил".
Владимир Фадеев — давний приятель Нины Ивановой. Сын её подруги.
Он всю жизнь прожил в одном дворе с Ниной Георгиевной. Часто навещал и водил её прогуляться.
Первое декабря две тысячи двадцатого года. Владимиру Фадееву позвонила одна из подруг Нины Георгиевны. Владимир сразу пошёл к Ивановой.
Запасной ключ от квартиры взял у соседки.
"Она лежала, откинувшись на постели. Рядом лежал телефон. Видно, что ей было плохо, и она хотела позвонить".
Похоронили Нину Георгиевну соседи. Её самые близкие люди. На Алексеевском кладбище в Москве. Рядом с сёстрами, мамой и племянницей.
Родственников на прощании с актрисой не было.
"Она хотела быть похороненной там со своими родственниками. Сама это место выбирала. Сама же его покупала", — вспоминал Владимир Фадеев.
Нина Иванова не давала интервью. Никогда не рассказывала о себе и не хотела, чтобы её жалели.
Образ постаревшей, измученной жизнью женщины ушёл вместе с ней.
Актриса сумела сохранить себя в памяти зрителей юной, полной надежд, распахнутой навстречу жизни и любви. Той самой учительницей Татьяной Сергеевной, которая не прикоснулась к своему Саше Савченко на экране ни разу.
Но в которую поверила вся страна.