Как трудно сегодня быть родителем! Без Божьей помощи эта задача может стать непосильной. Родители должны вместе с Богом делать из наших детей Его учеников.
Много лет назад в другом месте группа родителей столкнулась с огромной проблемой воспитания своих детей в языческом обществе, где им предстояло жить. Израильтяне подошли к границе Ханаана. Эта страна называлась "землей обетованной", но в каком-то отношении она была чем угодно, но только не обетованной. Если бы вы выбирали место, куда поехать со своей семьей, то вряд ли сразу остановились бы на Ханаане. Народ, населявший его, был распущенным, развратным и безбожным.
Когда Моисей вышел перед своим народом, воздух, казалось, накалился от напряжения. Одно поколение уже погибло в пустыне, и такое могло повториться. Моисей напомнил людям, что они должны знать, во что верить и что делать. Его наставления мы находим в книге Второзакония. Его выступление можно кратко выразить так: "Не увлекайтесь образом жизни этой страны!"
Такова обстановка, в которой была произнесена заповедь, изложенная во Втор. 6:4-9:
"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих"
Эта заповедь стала одним из самых важных мест Писания, обращенных к иудеям. Первый стих получил название Шема по первому слову, с которого он начинается ("слушай"). С течением времени в Шему включили последующие стихи вплоть до стиха 9, а иногда прибавляли и другие соответствующие отрывки. Эти стихи стали призывом к богослужению, боевым кличем и предсмертной молитвой иудеев. Они были центром иудаизма, классическим утверждением единобожия и взаимоотношений человека с единым Богом. Эти же положения являются центральными и в христианстве (Мф. 22:36-38).
По мере изучения этого отрывка мы не должны терять из виду того факта, что это был (и есть) призыв к родителям (и даже дедам и прадедам; ст. 2), а не призыв к народу в целом или к религиозным руководителям и учителям. Именно семья является основным Божьим посредником в обучении будущих поколений.
УВЕРУЙТЕ В НЕГО
Божий план для родителей начинается с духовного, а не материального: "И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими" (ст. 5). В Божьем плане также прежде всего говорится, какими должны быть родители: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём" (ст. 6).
Чтобы быть хорошими родителями, нужно не столько овладеть правильными методиками, сколько быть правильными людьми. Готовясь к уроку о воспитании детей, я выписал несколько таких вот высказываний: "Умение воспитывать вырастает из образа жизни"; "Ничто не может произойти через нас, пока это не произойдет с нами"; "Обманщики не бывают хорошими родителями"; "Чтобы добиться успеха на родительском поприще, мы должны быть «подлинными», без подделки". Чтобы оказывать на наших детей благотворное влияние, мы прежде сами должны быть такими, какими следует быть.
В нашем тексте подчеркиваются два требования для родителей. Во-первых, мы должны любить Бога всем своим существом (ст. 5): должны любить Его всем сердцем (эмоциями и разумом), всей душой (жизнью и существом) и всей крепостью (силой и делами). Во-вторых, для того, чтобы научить наших детей, мы должны хранить Божье Слово "в сердце" нашем (ст. 6). Чтобы Божье Слово было в наших сердцах, мы должны читать его, изучать его, запоминать его, размышлять над ним и сделать его частью нашей жизни. То, что у нас "в сердце", всегда очень важно для нас. То, как мы относимся к Слову, учит не меньше, чем цитирование его.
ВНУШАЙТЕ ЕГО
Стих 7 продолжает призыв к каждому родителю: "И внушай их [слова, заповеданные Богом] детям твоим и говори об них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая".
Наши дети не узнают о Боге и Его пути без посторонней помощи; их необходимо научить. Детей нужно учить многим истинам об окружающем нас мире: что огонь жжет, стекло разбивается, а вырванные из земли цветы умирают. Их также должно наставлять и на Божьи истины.
Наш текст наказывает нам "внушать" эти слова детям. Если текст оригинала перевести дословно, он будет звучать так: "Заостряй их твоим детям". Божье Слово должно быть острым — четким и ясным — в их умах; их души должны быть пронизаны Его истинами (см. Евр. 4:12; Деян. 2:37). Ни одному половинчатому усилию не достичь этого. Мир агрессивен в улавливании умов и сердец наших детей. Тем настойчивее должны быть мы в их обучении.
Как родители, мы должны пользоваться любой возможностью, чтобы расширить библейские знания наших детей: мы должны позаботиться о том, чтобы они присутствовали на всех библейских занятиях, на каждом богослужении, принимали участие во всех мероприятиях христианской молодежи. Разумеется, все это служит лишь дополнением к тому обучению, которое мы должны проводить лично. Один из методов такого обучения — ежедневные семейные беседы на темы библейских истин, сопровождающиеся молитвой. Некоторые также планируют особые еженедельные семейные вечера для того, чтобы семья могла побыть вместе и отдохнуть.
Однако главное в нашем тексте — это то, что обучение должно проводиться не в отведенные для этого часы, а все время. В стихе 7 сказано: "И внушай... сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая". "Сидя в доме твоём" предполагает также время, когда семья собирается за столом. (Время принятия пищи — это отличное время для наставления, так как дети поневоле должны слушать: они слишком голодны, чтобы уйти!)
Стих также велит внушать "идя дорогою". В то время семьи часто были вынуждены вместе проходить большие расстояния. Некоторые и сейчас совершают длительные совместные прогулки. Это идеальное время для наставления. Идем ли мы пешком, едем на автомобиле или на чем-нибудь еще, в пути мы можем либо нервничать, либо говорить о своей вере.
К наказу обучать "идя дорогою" следует добавить еще кое-что: мы должны брать с собой наших детей, когда выражаем нашу веру на деле — приносим продукты больным, посещаем кого-нибудь в больнице, навещаем тех, кто потерял близких.
"Ложась" подразумевает время отхода ко сну. Это любимое время для большинства детей. Они могут быть особенно восприимчивыми к наставлению и обсуждению в это время суток. Это могут быть "минуты нежности".
И, наконец, родителям наказано наставлять "вставая" — утром и во время завтрака. Это идеальное время, когда вы можете учить ваших детей, как нужно начинать каждый новый день.
Принцип, которому учит Втор. 6:4-9, заключается в том, что родители должны учить во всякое время и постоянно: мы должны использовать каждый момент, чтобы поделиться с нашими детьми верой и любовью, которые живут в наших сердцах. Наша жизнь не должна быть поделена на "религию", "работу", "игры" и так далее; наши наставления должны быть вплетены в ткань нашей ежедневной жизни. Любой момент, любое событие, любое место могут дать возможность для разговора: радуга, время принятия решения, рождение или смерть кого-либо из соседей. Джон Дресчер говорил, что если бы он мог начать все сначала, то постарался бы вести с детьми более задушевные разговоры о Боге: "Я бы наблюдал вместе с моим ребенком, как Бог каждый день на протяжении получаса во время заката рисует новые картины прекрасными красками, которые он сам выбирает... Я бы обращал его внимание на то, как с вечерней росой Бог заставляет каждый листочек выглядеть так, словно его окунули в кристальную зеленую влагу. Вместе с моим ребенком я бы замечал, как Бог зажигает на небе звезды и как он на наших глазах за ночь обновляет мир, готовя все сущее в нем к новому дню... Мы бы смотрели на покрытые мхом валуны и слушали бы пение птиц нашего Отца... Я бы находил больше времени, чтобы погулять у ручья, собирая цветы моего Отца и видя великого Творца как в малых, так и в великих Его творениях... У меня бы нашлось время на то, чтобы, захватив спальные мешки, отправиться летом куда-нибудь. Мы лежали бы всей семьей под Божьим небом и разговаривали бы о звездах, слушали бы звуки природы, шепот ветра в деревьях и тихие голоса невидимых существ. Я бы выделил своему ребенку полочки и ящички, куда бы он мог положить свои трофеи и находки".
Находясь со своими детьми, мы должны ловить "воспитательные моменты". Один из так называемых "законов познания" — это "закон готовности". Суть этого "закона" в том, что ребенок выучит куда больше, когда он готов к восприятию, нежели когда лишь мы готовы его учить. Брюс Наррамор писал о таком "воспитательном моменте": "Несколько лет назад мы с сыном работали в саду. «Папа, а Бог и сорняки сотворил?» — спросил озадаченно Дики. Я уже собрался было что-то быстро ответить и продолжить работу, как вдруг понял, что это же прекрасная возможность провести духовный урок. Я отложил садовый инструмент и сказал: «Дики, ты знаешь об Адаме и Еве? Они были первыми людьми, которые жили на земле. Бог поместил их в прекрасном саду, в котором не было никаких сорняков. Но вот однажды пришел дьявол, и был он в образе змея. Он велел Адаму и Еве ослушаться Бога; он сказал, что они могут съесть тот плод, который Бог не велел им есть. И ты знаешь, что произошло? Они съели его. И тогда в мире начались проблемы. После того, как Адам и Ева ослушались Бога, стали расти сорняки, а сами они вынуждены были работать и оставить этот прекрасный сад». С серьезным видом Дики сказал: «Как жаль!»"
Можно пытаться стимулировать интерес наших детей, но мы не можем предсказать, когда возникнут эти "воспитательные моменты" — те моменты, когда наши дети задают вопросы, когда они готовы и желают познавать. Это одна из важных причин, почему родители должны быть рядом со своими детьми.
Не менее важно начинать обучение наших детей с раннего возраста. Ученые говорят о естественном явлении, так называемом "фиксировании", которое наблюдается у животных и птиц. Сразу после рождения большинство детенышей и птенцов привязываются ("фиксируются") к первому движущемуся возле них существу. Обычно это мать, но может быть и что-нибудь другое: человек или даже какой-нибудь двигающийся предмет, например, мяч. Это "фиксирование" происходит в первые несколько мгновений после рождения; позже такой шанс привязать к себе утрачивается навсегда. Явление "фиксирования" настолько поразило ученых, что большинство врачей, занимающихся родовспоможением, вернулось к той практике, когда новорожденного сразу после родов клали рядом с матерью. (Это часто называют "привязыванием"). То же можно сказать и о наших детях: если мы не начнем обучать их как можно раньше — в годы, когда складывается личность ребенка, шанс научить может быть потерян навсегда.
Наши дети не запомнят всего, чему мы их учим, но они запомнят наше отношение. Мы можем считать, что добились успеха, если внушим им мысль: "Мы поступаем так потому, что мы такие — а такими нас делает наша вера".
ПРЕТВОРЯЙТЕ ЕГО В ЖИЗНЬ
Закончив божественные наставления детям Израиля, Моисей сказал: "И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (ст. 8, 9).
Со временем иудеи придумали маленькие коробочки, которые назвали "филактерии”. "Филактерия" — греческое слово, которое можно перевести как "охрана". Та истина, что Бог могущественной рукой вывел Израиль из Египта, была "знаком" на руке иудея и "филактерией" (охраной) на его челе ("повязка над глазами твоими"; Исх. 13:16). Направлять и защищать их должна была их вера, основанная на этой истине; это не имеет ничего общего с ношением коробочек на теле. Это было что-то вроде амулета на счастье, который использовался в определенных ритуалах. Иудеи привязывали коробочку к кисти руки так, что, когда руку прижимали к груди, коробочка оказывалась у сердца. Такую же коробочку они привязывали ко лбу, причем тесемки располагали таким образом, что они образовывали еврейские буквы. Кроме того, они укрепляли коробочки на дверных косяках своих домов. Ортодоксальные иудеи делают это по сей день. В коробочку кладется крохотный листок бумаги со словами из 6-й главы Второзакония (а также другими словами), написанными на древнееврейском. Набожный иудей притрагивается к коробочке (которая называется "мезуза") каждый раз, когда проходит мимо нее; он может поцеловать свои пальцы и прочесть Псалом 120:8 на иврите: "Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек".
Разве это Бог имел в виду? Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы носить с собой листочки бумаги со словами из Писания или иметь такие напоминания в вашем доме. Я знаю мужчин, которые всегда держат при себе карточки размером 8х13 см со стихами, которые, по их мнению, помогают им прожить день. Я знаю женщин, которые пристраивают отрывки из Библии на подоконник, на полочку над мойкой или прикрепляют "библейскую мысль на сей день" на дверцу холодильника или закрепляют в своих соцсетях. Однако я сомневаюсь, что во Втор. 6:8, 9 Господь указывал израильтянам делать маленькие коробочки и рассовывать их повсюду. Иисус позже высмеивал такой буквализм в Мф. 23:5: "Все же дела свои [фарисеи] делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища [филактерии; Совр. пер.] свои и увеличивают воскрилия [бахрому; Совр. пер.] одежд своих". По всей видимости, фарисеи хвастались: "Наши коробочки больше ваших, а наши кожаные завязки шире, поэтому мы набожнее вас!"
А может все-таки, в стихах 8 и 9 Бог говорил, что эти божественные истины должны стать частью всего нашего существа? Мы должны "навязать их в знак на руку", чтобы каждый раз, когда наша рука что-либо делает, она бы действовала так, как ее направляет Бог. Они должны быть у нас "повязкою над глазами", чтобы каждый раз, когда мы думаем, мы бы думали так, как того хочет Бог. Мы должны "написать их на косяках дома", чтобы Божьи принципы наполняли наши дома!
Божий план для родителей начинается с отцовского примера и заканчивается отцовским примером. Этот пример — "вес топора, который придает силу лезвию [родительскому наставлению]". Брюс Наррамор говорит родителям, каковым является и сам: "Дети больше черпают из нашего поведения, чем из каких-либо других источников". Чарльз Суиндолл так выразил эту мысль: "Родители оставили отпечатки своих пальцев на всей жизни детей". Джеймс Добсон приводит такое известное высказывание: "Путь, которым идет ребенок, — это, чаще всего, родительские следы, которые родители — так им казалось — успешно замели".
Вам, наверное, приходилось слышать старое выражение: "Что обезьяна видит, то и делает". Д-р Логан Райт назвал это "обезьянничанием" и считает, что оно характерно как для обезьян, так и для детей: "...Обезьянку научили открывать коробку и доставать изюм. Другие обезьянки наблюдали за этим экспериментом, и им предоставили возможность сделать то же самое. В большинстве случаев обезьянки быстро открывали коробку и доставали изюм, в то время как тем, которые не видели, как это делается, на это требовалось гораздо больше времени. Эксперименты с детьми дают аналогичные результаты... На одном занятии дети играли с игрушками, а взрослый в это время бил большую надувную куклу-неваляшку. Когда у детей появилась возможность поиграть с этой куклой, они не только стали играть с ней, но и делали все, что делал взрослый: садились на нее, били ногами, подбрасывали в воздух и при этом произносили те же реплики, что и взрослый».
Как родители, мы учим все время, осознаем мы это или нет, — тем, что делаем, тем, что говорим, и тем, что собой представляем. Случайно сломав что-либо чужое и не признавшись, мы преподаем урок Золотого правила (Мф. 7:12). Хвастаясь тем, как мы смошенничали при заполнении декларации о своих доходах или как обманули партнера по сделке, мы преподаем урок честности (2 Кор. 8:21). Пропуская богослужения или посещая их неохотно, мы преподаем урок посещения церкви (Евр. 10:25). Нарушая законы, когда нас никто не видит, мы преподаем урок гражданства (Рим. 13:1).
Дети усваивают некоторые из самых ценных жизненных уроков на наших примерах: как решать конфликт, как противостоять разочарованию и депрессии, как бороться с гневом и возмущением, как справляться с жизненными проблемами, не прибегая к успокоительным, и как выражать чувства.
Вы, может быть, знакомы с выводами неизвестного автора под общим заголовком "Детей учит жизнь", но все же они стоят того, чтобы их вспомнить:
• Если ребенка окружает критика, он учится осуждать.
• Если ребенка окружает враждебность, он учится драться.
• Если ребенка окружает страх, он учится опасаться.
• Если ребенка окружает жалость, он учится жалеть себя.
• Если ребенка окружает зависть, он учится чувству вины.
• Если ребенка окружает ободрение, он учится уверенности.
• Если ребенка окружает терпимость, он учится терпению.
• Если ребенка окружает похвала, он учится благодарности.
• Если ребенка окружает благосклонность, он учится любить других.
• Если ребенка окружает одобрение, он учится любить себя.
• Если ребенка окружает признание, он учится целеустремленности.
• Если ребенка окружает честность, он учится справедливости.
• Если ребенка окружает искренность, он учится правде.
• Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в себя и тех, кто рядом.
• Если ребенка окружает дружелюбие, он учится тому, что в этом мире можно жить.
Наша жизнь влияет не только на наших детей; ее влияние будет продолжаться и дальше — во благо или во зло. В Исх. 20:4-6 содержится такая отрезвляющая истина: подчеркнув, что мы не должны делать себе идола, поклоняться и служить ему, Господь сказал, что будет "наказывать детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих [Его]" (ст. 5). Почему Бог сказал, что за грехи отцов дети будут наказываться "до третьего и четвертого рода"? Потому, что именно столько длится влияние родителей! Многочисленные исследования показали, что это так, но еще задолго до того, как социологи "открыли" этот факт, Библия уже учила этому. Вот один пример: несколько раз Авраам солгал, чтобы спасти свою жизнь (Быт. 12:10-13; 20:1-5). Позже его сын Исаак произнес почти ту же самую ложь (Быт. 26:6-11). Среди внуков Авраама (третье поколение) Иаков стал известен как "обманщик" (Быт. 27:1-19). А знаете, что сделали сыновья Иакова (четвертое поколение), когда он состарился? Они солгали своему отцу, введя его в заблуждение (Быт. 37).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Втор. 6:4-9 учит нас следующему: если мы хотим, чтобы наши дети следовали Божьему пути, мы должны уверовать в него, внушать его и претворять его в жизнь. Мы попытались подчеркнуть необходимость для родителей самим вести такую жизнь — настоящую, истинную христианскую жизнь. Кто-то однажды сказал: "Масло родительского примера помогает устранить большую часть трения родительских наставлений".
Я не могу представить себе более замечательного призыва, чем указания учить наших детей быть "светилами" "среди строптивого и развращенного рода" (Фил. 2:15). Боже, пребудь с каждым из родителей!