Колонна из восьми туристических автобусов "Икарус-256" высадила нас рядом с Лаврой. Всех разбили на группы, приставив к каждой по экскурсоводу. Экскурсия началась.
У входа в Лавру толпился народ в огромном количестве. Среди нашего приезжего в Киев народа наблюдались группки иноземцев, коих легко отличить по большей частью пластиковой одежде, видать натуральные лён и хлопок не столь уж и доступны обычным жителям капиталистических стран. Голимая синтетика и ни одной иностранки в джинсах, что немного озадачило. Вот чему стоило позавидовать, так их фотоаппаратам со сменными объективами и тихо жужжащими моторчиками внутри. Мой Зенит-ТТЛ выглядел неплохо, но как- то архаично в сравнении с западной техникой, а о сменных объективах я лишь мечтал во снах и наяву.
Наш экскурсовод подошел к будочке у входа, переговорил с кем- то, пошуршал бумагами, видимо сверяя численный состав группы. И пошли мы бродить, смотреть и познавать!
Конечно же, в Лавре был и не раз, водь в Киеве жили родственники и я их периодически навещал. Одно из немногих мест, куда я был готов приезжать снова и снова и где находил для себя что- то новое.
Киево- печерская лавра служила музеем. дошло до того, что в трапезной находился музей атеизма, а в церкви к куполу подвесили маятник Фуко для наглядной демонстрации суточного вращения Земли. Слава богу, устройство демонтировали к концу 70-х годов. Ещё трапезная церковь из-за замечательной акустики использовалась как концертный зал Киевской государственной филармонии для концертов. Знакомое явление по Риге, там Домский собор тоже служил органным залом и в нём давали концерты для публики.
В городе Лиде (Гродненская область, БССР) православный храм превратили в ГДРовский отличный планетарий, оставив католикам древний Воздвижения Святого Креста- памятник архитектуры в стиле виленское барокко, построенный в 1770 г. по проекту архитектора Глаубица с красивыми фресками сводов, стен и орнаментальной лепкой. Храм украшен скульптурами в стиле рококо, а в боковой капелле одного из нефов есть почитаемый католиками образ Богоматери Розарии.
Из-за шалости в конце 60-х в этом храме, меня чуть из пионеров не выгнали. Я там во время службы небольшой "бум" устроил. Стащил у Отца (инжера - сапёра) опасную штуку и бабахнул ради борьбы с "религиозным мракобесием". Закончилось тогда благополучно, меня и подельников не выгнали, простили по малолетству. Планетарий же посещал регулярно, так- как уважал астрономию и лекторы были там очень знающими.
Галопом по европам... В дальние пещеры лавры туристов не пустили, ряд интересных мест были недоступны, так- как всё ещё шли масштабные многолетние реставрационные работы. В ближние мы попали. Это ж надо додуматься, из пещер с погребениями сделать развлечение для народа!
Слушая лекцию гида, я, не смотря на таблички с перечёркнутыми красным фотоаппаратом, украдкой фотографировал. Интересно, иностранцы не скрываясь, щёлкали затворами своих камер. То там, то тут тихо жужжали моторчики подачи фотоплёнок. Наверное, фотографировали за деньги, за валюту. Я же своим "Зенит" не светил, щёлкал осторожно, хорошо опыт такой съёмки имел богатый. Фотографировал даже в Псково- Печерском монастыре во время служб, монахов, старца Серафима, с которым мне довелось пообщаться и крестный праздничный ход. Помню, отец Серафим стойко шёл впереди Крёстного хода, опираясь на две клюки, так ему было тяжко передвигаться. Увы, несколько слайдов середины 70-х сохранились очень плохо и требуют больших усилий при их реставрации. Боюсь браться за такую работу!
Осмотрели взорванный немецкими оккупантами Успенский храм. Я такое варварство "цивилизованных" видел своими глазами. Софийский и Георгиевский соборы в Новгороде, их в 50-е годы более- менее подремонтировали, скорее законсервировали и до прежнего их довоенного великолепия было далеко.
Откололись от своих на Крещатике и пошли своей дорогой. Где пешком, иногда подскакивали до нужных мест общественным транспортом.
Случайный прохожий сфотографировал нас моим аппаратом у Екатерининского дворца. Пока искал фотографа и возились, наскочила большая чёрная туча и пришлось доставать куртки и зонт.
Ненадолго заскочили на Бессарабский рынок, что- то по мелочи там купили и у памятника дедушке Ленину напротив я сделал Её фото. В кадр попала часть монументальной сталинки, насколько мне известно, в этом здании была гостиница.
Сфотографировал памятник футболистам киевского "Динамо".
Сфотографировал и этот монумент скорби. Бабий яр.
Подустали, проголодались. К этому добавились причуды погоды. То мокли, укрывались зонтом, то ходили в рубашках с короткими рукавами. К вечеру с температурой воздуха становилось всё грустней, грустней и далее искушать судьбу мы не стали. Я сделал последнее в тот день фото и спрятал фотоаппарат в сумку. Огорчило, что ради слайдов не добил до конца простую чёрно- белую отечественную плёнку "Свема". Желание цвета победило и в какой- то момент я зарядил немецкий "Орво- хром". Впереди был ещё день с экскурсией, бродяжничеством по городу и он тоже требовал запаса плёнок.
У жилой многоэтажки в Дарницком районе Киева таксист нас высадил из машины, содрав с меня пару лишних рублей за услугу.
Нас ждали, стол накрывали тётушка и моя двоюродная сестра и... Борщ обязателен!
Женщины перезнакомились. В какой- то миг тётушка - медик со стажем отозвала меня в сторонку.
- Ти що творишь?!- вопрос прозвучал забавно, вроде бы на украинском, но с сильно русским акцентом. Вместо "твориш" с ударением на "о" совершенно русское "творишь". Забавно, однако очень грозно и я насторожился.
-У твоей Татьяны совсем синие губы и на ногах еле держится!... - понюхав увесистый кулак тётушки... Хорошо, что не огрела, что под руку попало. ... Понял, что дело худо и взбучки не миновать. Причём обоим, мне и супруге. Тетушка похвалила за такси, что экономить деньги не стал.
Пока готовили застолье, тётушка увела мою в комнату на медосмотр с допросом. Моя вышла на минуту, достала из спортивной сумке свою толстую медкарту. Этот талмуд всегда был при ней в поездках, ибо иначе нельзя.
Вердикт неутешителен, надо в больницу. Отбрехались, сославшись на приличное самочувствие молодой пациентки и длительный отдых в тёплой каюте. Пообещали ни ногой в холодную воду, ходит только в тёплом, а не сверкает лёгкими платьями и купальником.
На борт теплохода вернулись в кромешных сумерках, но не последними. Вахтенный только спросил номер каюты и запустил нас в тепло.
У тётушки Ей пришлось хлебнуть приличную дозу коньяка за компанию с дамами, а мы с дядькой выпили бутылку водочки. На причал прибыли трезвыми до безобразия. Всё выветрилось и стало как- то грустно. Пришлось мне добавить на ночь. Ведь предстояло и от меня требовались решительность и ювелирная точность!
Продолжение.
Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.