Родные сестры, рожденные в императорской семье, нашли в жизни совершенно разные пути, ценности и счастье. Великая княгиня Ксения Александровна прожила жизнь «как положено», а великая княгиня Ольга Александровна – так как подсказало сердце.
Детство обеих девочек прошло за стенами Гатчинского дворца
По соображениям безопасности там жила семья императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Они жили в одном дворце, но в совершенно разных мирах. Старшая Ксения, родившись в 1875 г., с первых дней стала любимицей матери, копируя её изящество, манеры и шарм. Мария Федоровна души не чаяла в дочери, похожей на неё не только внешне, но и душевным складом.
Младшая Ольга, «багрянородная», родившаяся в 1882 г., когда отец уже был на троне, тяготела к отцу — физически сильному, простому в быту императору, который любил с ней беседовать. С матерью же её «разделяла пропасть», и строгий придворный этикет императрицы пугал девочку.
Сестры были дружны в детстве, вместе играли и учились, но уже тогда их сердца бились в разном ритме: Ксения легко вписывалась в рамки, Ольга тянулась к простоте.
Это различие проявилось и в выборе супруга, который определил всю их дальнейшую жизнь
Для Ксении её первая и единственная любовь — великий князь Александр Михайлович, (Сандро) — стала и главным счастьем и источником долгой боли.
История любви началась как прекрасная сказка, но превратилась в долгую драму с горьким послевкусием. Это история о беззаветной преданности женщины и о свободе мужчины, который этой преданностью тяготился.
Она влюбилась в своего кузена, великого князя Александра Михайловича (Сандро), когда была ещё подростком. Если разбираться в тонкостях генеалогии, то он был ее двоюродным дядей, но считал себя кузеном будущего императора Николая и его сестры.
Красивый элегантный морской офицер часто бывал в Гатчине, дружил с её братьями и казался ей идеалом. Свою любовь она долго хранила в тайне, доверившись только старшему брату, будущему императору Николаю II.
Сандро также питал к Ксении нежные чувства, но получить согласие её родителей, особенно матери, императрицы Марии Фёдоровны, оказалось невероятно сложно. По традиции великие княжны выходили замуж за иностранных принцев.
Брак между двоюродными дядей и племянницей вызывал сомнения. Императрица была сильно привязана к дочери и не желала её отпускать. Потребовалось личное вмешательство отца Сандро, великого князя Михаила Николаевича, который, по собственным воспоминаниям Сандро, выдержал гнев императрицы, но всё же добился согласия. Свадьба была назначена на лето 1894 года.
25 июля 1894 года в Петергофе состоялась пышная церемония
Молодые получили роскошные подарки, в том числе бриллиантовую диадему работы фирмы Болин и драгоценный ларец от города Москвы. Казалось, началась идеальная жизнь.
Ксения обожала мужа и во всём ему следовала. За первые тринадцать лет брака она родила семерых детей — дочь Ирину и шестерых сыновей. Сандро, человек прогрессивных взглядов и страстный поклонник флота и авиации, пытался приобщить жену к своему миру.
Он брал её с собой в заграничные поездки, водил в казино Монте-Карло и даже, по некоторым воспоминаниям, показывал «злачные места», считая это своеобразным «просвещением» и борясь с её «отсталыми взглядами» на мораль.
Однако со временем брак дал трещину
Александр Михайлович, никогда не отличавшийся строгостью нравов, начал заводить романы на стороне. По его собственным признаниям, он не видел в этом ничего зазорного и считал ревность пережитком.
Однажды он откровенно признался Ксении, что влюблён в другую женщину, но разводиться не хотел, предлагая остаться «друзьями». Глубоко религиозная и преданная Ксения, разрываясь между болью и любовью, на развод не согласилась. Она предпочла сохранить семью и формальный брак, продолжая любить отца своих детей. Некоторые источники указывают, что любовница Сандро даже была взята в штат прислуги в их доме.
Революция и эмиграция окончательно разделили супругов
В 1919 году Ксения с детьми и матерью уехала в Данию, а затем, по приглашению короля Георга V, в Англию. Интересно, что британский король предоставил Ксении жильё в коттедже Фрогмор-хаус с условием, что её муж жить с ней не будет.
Король Георг V был известен как человек строгих моральных принципов, глубоко обеспокоенный общественным мнением и репутацией монархии. Публично известные измены великого князя Александра Михайловича (Сандро) в прошлом создавали угрозу скандала. Размещение в королевском имении супружеской пары, чей брак был отмечен подобными историями, могло быть воспринято как потворство аморальному поведению – такова официальная точка зрения. Но мне видится немного другая причина.
После революции и убийства царской семьи британский двор был крайне осторожен в своих связях с Романовыми. Размещение многочисленного семейства (Ксения с шестью сыновьями и дочерью) уже было щедрым жестом.
Добавление к этому фигуры Александра Михайловича — активного и порой резкого в суждениях великого князя — могло рассматриваться как ненужное усложнение и потенциальный дипломатический риск. Не желая рисковать, король Георг V и бывшего императора Николая II оставил в России.
Александр Михайлович осел во Франции
Даже находясь в разлуке, Сандро просил у Ксении развода, но она вновь отказала. Когда в 1933 году Александр Михайлович умер, Ксения была глубоко опечалена. А своё последнее распоряжение она сделала в духе этой верности: завещала похоронить себя не в Англии, а на юге Франции, рядом с мужем на Рокбрюнском кладбище.
Александр Михайлович был одной из самых ярких и разносторонних фигур своего времени:
Военно-морской реформатор:
посвятил жизнь флоту, совершил кругосветное плавание, пытался провести реформы и предсказал угрозу со стороны Японии.
«Отец русской авиации»:
после неудач во флоте увлекся авиацией. По его инициативе в 1910 году в Севастополе была открыта первая в России офицерская авиационная школа, он считается одним из основателей российского военно-воздушного флота.
Во Франции увлекался спиритизмом, писал мемуары и даже ездил с лекциями в США, при этом не бедствовал, вопреки распространенным мифам.
Большинство ныне живущих потомков династии Романовых ведут свой род именно от Александра Михайловича и Ксении Александровны.
Яркий контраст с судьбой её младшей сестры Ольги
Ольга терпела фиктивный брак, но затем отстояла своё право на любовь с обычным офицером. Ксения же, выйдя замуж по страстной любви за блестящего великого князя, на протяжении десятилетий вынуждена была мириться с его неверностью, предпочитая видимость семьи и верность своим чувствам личному счастью.
О браке Ольги читайте здесь:
От кого потребовалось больше мужества — от Ксении, сохранявшей верность и достоинство в браке, где ее предавали, или от Ольги, пошедшей против воли семьи и всего общества ради развода и нового брака? Как бы поступили Вы? Напишите комментарий!