Найти в Дзене
Venefica

Эволюция Грет из Ирана

Все-таки плохо иметь слишком хорошую память и много читать - можно, так сказать, попасть мимо трендов. А тренды таковы, что сейчас прогрессивная мировая общественность (в том числе левая и зеленая - но не по цвету знамени Пророка, а истовые гретинцы, которые за все неископаемое) переживает за иранцев, которые настойчиво просят на выход своих аятолл вместе со стражами Исламской Революции и блюстителями правильного ношения хиджабов, при этом столь же пылко и непримиримо переживая за Газу... Но Газа мне сейчас не интересна, и, так как "давно тут живем", хорошо бы вспомнить и другое - кто же привел в Иране к власти этих почтенных слуг Традиции и Веры.
И тут будет немножечко грустно - их приводили, в том числе (неожиданно, да?) иранские феминистки, анархисты и прочие пылкие антиглобалисты того периода, которые выступили в едином строю против режима Пехлеви - или, как его тогда называли - "американской марионетки", найдя в этом своем желании подвинуть шахскую администрацию с поляны вон,

Все-таки плохо иметь слишком хорошую память и много читать - можно, так сказать, попасть мимо трендов. А тренды таковы, что сейчас прогрессивная мировая общественность (в том числе левая и зеленая - но не по цвету знамени Пророка, а истовые гретинцы, которые за все неископаемое) переживает за иранцев, которые настойчиво просят на выход своих аятолл вместе со стражами Исламской Революции и блюстителями правильного ношения хиджабов, при этом столь же пылко и непримиримо переживая за Газу...

Но Газа мне сейчас не интересна, и, так как "давно тут живем", хорошо бы вспомнить и другое - кто же привел в Иране к власти этих почтенных слуг Традиции и Веры.
И тут будет немножечко грустно - их приводили, в том числе (неожиданно, да?) иранские феминистки, анархисты и прочие пылкие антиглобалисты того периода, которые выступили в едином строю против режима Пехлеви - или, как его тогда называли - "американской марионетки", найдя в этом своем желании подвинуть шахскую администрацию с поляны вон, партнёров в лице шиитской общины, приверженцами которой были крупные торговцы и землевладельцы, так же их собраться помельче. Ну и духовенство же, конечно - ибо как без него?

И вот вся эта пылкая молодежь, нахватавшись западной моды и развевая по улицам длинными волосами и широкими клешами, пыталась прогнать и успешно выгнала насквозь прозападного и прогрессорского (насколько это было возможно для Ирана) шаха Мохаммеда Резу Пехлеви, который, между прочим активно, проводил реформы, направленные на улучшение работы социальных лифтов, модернизацию экономики, который приглашал западных специалистов на работу в страну и поставил перед иранской элитой и народом воистину революционную задачу:

" к 2000 году превратить отсталую страну, экономика которой базируется на экспорте сырой нефти и ковров, в великую державу и занять пятое место мире по объёму экономики".

Ай! У ты, какой! Для этого же работать же надо!

Мохаммед Реза провел и аграрную реформу, началась индустриализация, в Иране введено было обязательное бесплатное образование в школах и вузах, бесплатная медицина и прочие начала цивилизации, из истории про те самые "социальные лифты", которые, при должном усилии в них вошедшего, ведут наверх.

Шах впервые в истории страны дал женщинам равные права с мужчинами, уравнял национальные меньшинства в правах с самими персами и создал органы местного самоуправления по европейскому образцу, а потому, уровень и качество жизни иранцев росли невиданными в мире темпами.

Это, собственно, шах с супругой и наследником. Ух, блестят!
Это, собственно, шах с супругой и наследником. Ух, блестят!
Иранки до 1979 года. Студентки.
Иранки до 1979 года. Студентки.
Школьницы и жена шаха. Никаких "покровов"
Школьницы и жена шаха. Никаких "покровов"

Но не всем такое рывок "к свету прогресса" понравился - ведь шиитскому духовенству принадлежала колоссальная земельная собственность (вакуфы), а это - на минуточку - примерно треть всех пахотных земель страны, благодаря которой муллы, шейхи, кади, аятоллы, сеиды, - то есть толпа "толкователей толкований толкователей Пророка" численностью более чем в 2 миллиона человек могли жить сыто и сладко, на земельную ренту и рук не пачкать трудом.

И вся эта публика, в буквально смысле процветавшая за счет чужого труда и отживших привилегий, организовала сопротивление, лидером которого стал молодой Хомейни - истинный последователь Пророка.

А шах Реза зашел в своем реформировании настолько далеко, что начал говорить, что Иран идет не своим путем и даже что "следует вернуть персам их истинную веру - зороастризм".

Парад при шах - что-то празднуют.
Парад при шах - что-то празднуют.

Но когда начались протесты, Мохаммеду Резе Пехлеви доставалось с двух сторон: на Западе либеральная пресса и политики вдруг заговорили о зловещей шахской диктатуре и отсутствии демократии, а СССР критиковал власть шаха , как самодержца (он же шах!!!!) и американских марионеток на службе империализма, а, собственно, внутри самого Ирана исламисты называли шаха марионеткой Израиля.

И вот в таком красивом замесе иранские молодые борцы за великую Традицию и отказ от всего наносного и западного, эти, так сказать, ближневосточные Греты поставили страну на уши в 1978 году, после чего власти ввели военное положение, но это ей уже не помогло...

А Хомейни, тот самый, который позже назовет Запад порождением Дьявола, как лицо угнетаемой оппозиции жил себе в Париже и, вернувшись на волне протестов, возглавил страну и в начале 1979-го года объявил новый курс - на полную исламизацию жизни и борьбу за нравственность, а всех феминисток и левых активистов обоего пола при нем либо ликвидировали физически, либо рассадили по тюрьмам, и только самые счастливчики успели сбежать на Запад, а остальным был прописан халифат в повышенной дозе в полном соответствии с ценностями и моралью далекого и жестокого прошлого.

Это я к чему речи веду-то? К тому, что родители тех, кто свергает сегодня в Иране режим и требует возвращения шаха (молодого Пехлеви), стояли почти полвека назад на таких же баррикадах, требуя свержения прозападного монарха.

Вот две девицы за Хомейни. Радость-то какая, да?
Вот две девицы за Хомейни. Радость-то какая, да?

Деву слева зовут Сахар Мохаммади, она была заключена в тюрьму в Иране, и после освобождения с трудом нашла убежище в Швеции в 2018 году, а справа - Марьям Рафией и она была казнена в 2018 году.

История способна на очень злую иронию - из серии хотите - ну вот вам!

И юным Гретам и не очень юным Гретам, вперед наука... Но беда в том, что наука таким людям впрок не идет. Но я повторю... не для Грет.

До и после. И как??
До и после. И как??

НепоДзензурное отныне тут:

Екатерина Фролова - Инженер, пишущий публицистику, стихи и сказки

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях, без кириешек и даже даром есть - чтобы никто не ушел обиженным.