Найти в Дзене
Строки фронтовые

Блиц-криг кончился. Начинается «невзыскательность».

В наши руки попал приказ генерала Дитла, командующего немецкими войсками в Финляндии. В то время, как в прошлом году немецкое командование на севере уверенно намечало точные сроки занятия Мурманска, ныне генерал Дитл в своем приказе говорит о том, что необходима строгая и жесткая экономия всех военных материалов и продовольствия и что все солдаты должны быть готовы к долгим и суровым лишениям. Он недвусмысленно заявляет: «§ 3. Ввиду неопределенной продолжительности войны все мероприятия нужно специально рассчитывать на долгий срок. Мы не знаем, сколько полярных зим нам придется здесь провести». Дальше Дитл признает, что немецкие войска, недовольные пайком, вынуждены заниматься грабежом. С горечью генерал Дитл вынужден констатировать, что у его подчиненных офицеров расстроились нервы. Не имея возможности писать победные реляции, они вынуждены силой обстоятельств писать совсем другие бумажки, которые злят и вселяют в главнокомандующего тревогу. Вот что говорится об этом в пятом параграфе

Маленький фельетон.

В наши руки попал приказ генерала Дитла, командующего немецкими войсками в Финляндии.

В то время, как в прошлом году немецкое командование на севере уверенно намечало точные сроки занятия Мурманска, ныне генерал Дитл в своем приказе говорит о том, что необходима строгая и жесткая экономия всех военных материалов и продовольствия и что все солдаты должны быть готовы к долгим и суровым лишениям. Он недвусмысленно заявляет: «§ 3. Ввиду неопределенной продолжительности войны все мероприятия нужно специально рассчитывать на долгий срок. Мы не знаем, сколько полярных зим нам придется здесь провести».

Дальше Дитл признает, что немецкие войска, недовольные пайком, вынуждены заниматься грабежом.

С горечью генерал Дитл вынужден констатировать, что у его подчиненных офицеров расстроились нервы. Не имея возможности писать победные реляции, они вынуждены силой обстоятельств писать совсем другие бумажки, которые злят и вселяют в главнокомандующего тревогу. Вот что говорится об этом в пятом параграфе приказа: «Констатирую большие недостатки в формулировках донесений. Стало скверной привычкой о несущественных вещах говорить в превосходной степени и в сильных выражениях, которые на того, кто привык к нормальному словоупотреблению в немецком языке, при чтении такого текста производят очень тревожное впечатление. «Снимаю с себя ответственность», «Критическое положение», «Значительный ущерб», «Чрезвычайная опасность» и т. д. стали ходкими выражениями. Предлагаю именно в этой области принять решительные меры».

Нет, генерал, смеем вас заверить, что никакими решительными мерами, направленными против нервозности, проявляемой в немецких донесениях, этого не изменишь.

Какие же перспективы рисует генерал перед своими подчиненными, что он им обещает в ближайшем будущем? Всем известно, какие материальные лишения терпит финский народ, проданный маннергеймовской шайкой на пушечное мясо Гитлеру. Всем известно, как голодают финские солдаты. Командующий немецкой армией нацеливает своих офицеров на то, чтобы они приучали солдат к тому же. Голодный паек финского солдата - вот его идеал. В параграфе двенадцатом приказа так говорится об этом: «Невзыскательность и жесткость по отношению к самому себе являются такими качествами солдата, которые он не должен ни в коем случае терять. В этом отношении мы можем многому научиться у финского народа и его солдат».

Судя по этому приказу, тревожно на душе у немецкого генерала. Напрасно от мечтаний о блиц-криге переходит он к рассуждениям о нескольких полярных зимах на фронте. Не удался блиц-криг! Не удастся ему и несколько зим провести в Заполярье. Предстоящая зима будет для немцев последней!

Т. СМОЛЯНСКАЯ.

Карельский фронт. Красноармейская газета «В БОЙ ЗА РОДИНУ», № 214 от 2 августа 1942 года.

Подпишитесь 👍 — вдохновите нас на новые архивные поиски!

© РУДН ПОИСК

При копировании статьи, ставить ссылку на канал "Строки фронтовые"

Партнер проекта: Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО)