Найти в Дзене

Архитектура церкви Святого Полиевкта.

Аниция Юлиана построила храм Святого Полиевкта, чтобы подчеркнуть свою родословную, восходящую к Феодосию I и Константину Великому. Она считала, что храм будет визуально напоминать в городском пейзаже столицы о том, род Феодосия был серьезным соперником правящей власти в политической и религиозной областях. В двух посвятительных поэмах Святого Полиевкта есть настойчивые напоминания о том, что род Аниции происходит от римских императоров. Они ставят под сомнение авторитет императора. Согласно данным, полученных из кирпичных штампов, храм начали строить в 512-513 годах. Поэтому Юстиниан не мог быть целью политического проекта. В то время император Анастасий I, которому были верны Юлиана и ее муж, продолжал жить в императорском дворце. Кроме того, вызывает сомнение в желании Юлианы посадить на трон своего сына в качестве императора после смерти Анастасия. Нигде не найдены доказательства этому. Да и избрание Юстиана и возведение им Юстиниана в соправители в 527 году положило бы конец так

Аниция Юлиана построила храм Святого Полиевкта, чтобы подчеркнуть свою родословную, восходящую к Феодосию I и Константину Великому. Она считала, что храм будет визуально напоминать в городском пейзаже столицы о том, род Феодосия был серьезным соперником правящей власти в политической и религиозной областях.

В двух посвятительных поэмах Святого Полиевкта есть настойчивые напоминания о том, что род Аниции происходит от римских императоров. Они ставят под сомнение авторитет императора. Согласно данным, полученных из кирпичных штампов, храм начали строить в 512-513 годах. Поэтому Юстиниан не мог быть целью политического проекта.

-2

В то время император Анастасий I, которому были верны Юлиана и ее муж, продолжал жить в императорском дворце. Кроме того, вызывает сомнение в желании Юлианы посадить на трон своего сына в качестве императора после смерти Анастасия. Нигде не найдены доказательства этому. Да и избрание Юстиана и возведение им Юстиниана в соправители в 527 году положило бы конец таким надеждам, если бы они существовали.

Кроме того, у Аниции Юлианы и Юстиниана было очень мало времени для развития вражды, поскольку Юлиана умерла в 528 году, всего через год после коронации Юстиниана.

Некоторые исследователи используют для доказательства соперничества между Юлианой и Юстинианом следующие документы. Первый из них состоит из восхвалений правящей императорской четы Юстиниана и Феодоры в церкви Юлианы и эпиграммы в церкви святых Сергия и Вакха.

Церковь Сергия и Вакха. Стамбул.
Церковь Сергия и Вакха. Стамбул.

Текст эпиграммы в церкви святых Сергия и Вакха часто толкуют как ответ двора на провокационные стихи в церкви Святого Полиэвкта. Но приводимые доказательства неубедительны. Сравниваемые эпиграммы по-разному работают в архитектурном пространстве и ссылки неконкретные, общего характера. В обеих эпиграммах затрагиваются близкие темы: благочестие, труд и работа. Если оценивать эпиграммы с археологической точки зрения, то их можно понять как каменную кладку и предположение, что одна из них является отчетом на другую, выглядит надуманно.

Франкский летописец VI века Григорий Турский в «De Gloria Martyrum» рассказывает историю, как Юлиана обманула Юстиниана (смотри статью «Повторное открытие древнейшего храма Константинополя»).

Рассказанная Турским история интересна, пожалуй, только археологам, занимающимся реконструкцией здания церкви, в частности его крыши.

Неизвестно, насколько достоверен этот рассказ, написанный Турским во Франции. Сам Турский никогда не был в Константинополе.

Но справедливости ради следует отметить, что в этом рассказе есть ценная информация о форме и расположении церкви Святого Полиевкта.

Колонна Маркиана.
Колонна Маркиана.

Церковь Святого Полиевкта прилегала к дворцу Юлианы. И церковь, и дворец располагались в центральной части императорской собственности, а именно дворцов императрицы Феодосии, которые стояли вдоль Месе между Филадельфионом и Форумом Маркиана. Юго-западный угол боковой церкви имел форму остроугольного треугольника. Исходя из этого, можно определить, что западная граница переднего двора следовала по линии дороги, проходящей по оси юго-запад-северо-восток и далее через акведук Валентиниана.

А главная дорога шла от ворот Харисиус (Сулукулекапы) через Форум Маркиана в город. Она огибала северную или южную сторону церкви.

Ворота Харисиус (Сулукулекапы). Стамбул.
Ворота Харисиус (Сулукулекапы). Стамбул.

Длина всего комплекса церкви Святого Полиевкта была около 100 метров, ширина – 50 метров. Комплекс был доступен с запада через атриум. По старой дороге можно было выйти к западной части этого двора. В более ранних исследованиях утверждалось, что центральным входом в эту зону был пропилон, т.е. парадный проход, который образовывали симметричные портики и колоннады, расположенные по оси движения.

Пропилон.
Пропилон.

Такой же пропилон был у западного входа в старую соборную церковь Святой Софии. В старом средневековом описании говорится, что атриум церкви Святого Полиекта мог быть открыт к дороге.

Внутреннюю часть дворов христианских базилик обрамляли портиками, но во дворе церкви Святого Полиевкта их, по-видимому, не было. Пристройка была в северной части атриума.

-7

Здание церкви стояло на монументальной платформе, и пол поднимался на высоту 5 метров над мраморной мостовой атриума. К трем главным порталам вела большая лестница. Остатки этой девятиметровой лестницы были найдены при раскопках.

Текстовые источники говорят, что рядом с порталами западного фасада находились таблички с надписями и

над ними располагались три мозаики, на которых были изображены сцены из жизни Константина Великого.

Возвышенная церковь, лестница, которая вела к высоко расположенному главному входу и мозаики на вешней стороне не были характерны для византийской архитектуры.

Атриум и западный фасад

В северной части атриума обнаружили фундаменты еще одного здания похожего на вторую церковь, но намного меньшего размера. Здание было рядом с церковью Святого Полиевкта, но оно почему-то не вызывало интереса у археологов. Исследователи предположили, что это был баптистерий Святого Полиевкта. Но есть и другие предположения. Возможно, это было дворцовое здание или погребальная часовня Аниции Юлианы.

Фундамент с крестовым сводом позволяет предположить, что здание имело сложную и амбициозную архитектуру.

Особый интерес вызвало центральное подземное помещение размером 6х7 метров. Его окружала система продольных и поперечных стен. Они образовывают четыре боковых коридора и два дополнительных коридора на западе. На востоке располагалась многоугольная апсида. В середине этого центрального помещения находится квадратный фундамент размером 4х4 метра, вызывающий удивление. (рис. 10). По углам этого фундамента расположены четыре колонны, которые служили для поддержки кирпичного свода центрального помещения. С каждой стороны располагался бочкообразный свод и по углам были крестовые своды. В центре фундамента находилась цилиндрическая ниша ∅80 см. Назначение этой ниши не разгадано. Археологи объяснил, что найденный фундамент был подконструкцией пруда, и реконструировали здание, которое было над ним как баптистерий.

Но это объяснение вызывает сомнения. Фундаменты этого комплекса решетчатые, а это говорит о том, что здание над ним было удлиненное. Однако раньше византийские баптистерии в Константинополе были централизованными сооружениями.

Так баптистерий Святой Марии Халкопратии и Святой Софии были восьмиугольными центральными помещениями с диагональными нишами, которые вписывались во внешнее квадратное здание.

Храм Святой Софии. Баптистерий - справа от входа в Южный вестибюль:
Храм Святой Софии. Баптистерий - справа от входа в Южный вестибюль:

Подземные помещения баптистерия Святой Марии Халкопратеии имели центральную конструкцию основания, которая была опорой для бассейна. Основание в подвале церкви Святого Полиевкта по расчетам могло выдерживать значительный вес расположенного над ним бассейна. Но возникает вопрос, зачем нужна была цилиндрическая полость внизу?

И непонятно, зачем в дворцовой церкви нужен был баптистерий. Позже подвальные помещения пристройки покрыли водонепроницаемой штукатуркой, и они служили цистернами.

Здание церкви Святого Полиевкта стояло на постаменте на высоте 5 метров над уровнем атриума. Конечно, самого здания церкви уже нет, большая часть его фундамента найдена в процессе раскопок. Длина здания церкви была 59 метров, а ширина 52 метра.

По обе стороны главной лестницы располагались двери, которые вели из атриума вниз в поднартекс в подвале.

Вид из поднартекса на северную входную дверь. На
фоне слева видны остатки главной лестницы рядом с
мраморным полом атриума (Источник: Архив раскопок Сараджане,
Оксфордский университет)
Вид из поднартекса на северную входную дверь. На фоне слева видны остатки главной лестницы рядом с мраморным полом атриума (Источник: Архив раскопок Сараджане, Оксфордский университет)

Поднартекс это большой зал 40х5 метров с потолками в виде крестовых сводов.

Под наосом и нефами был подвал, который пересекали с запада на восток пять сводчатых коридоров. Расположение их совпадало с пятью проходами базилики. У коридоров под боковыми проходами были бочкообразные своды.

А проход, проходивший по центру, представлял вместе с поднартексом сложную конструкцию с крестовыми сводами. На восточном краю этого прохода была многокамерная крипта, расположенная непосредственно под алтарем. Это была одна из уникальных особенностей церкви Святого Полиевкта.

Отсюда коридор ведет в поперечный зал с тремя входами в крипту. Двери можно было закрыть.

Две боковые двери вели в Н-образный амбулаторий, пол в котором был вымощен кирпичом. Через центральную дверь можно было пройти в небольшую прихожую, ведущую в центральную комнату, пол и стены были облицованы мрамором. Это была прямоугольная комната с небольшой нишей у восточной стены и крупными нишами по сторонам.

Посредине комнаты лежала мраморная плита. По-видимому здесь был алтарь или место поклонения. Перед боковыми входами в крипту были круглые ниш небольшого размера. Назначение их неизвестно.

Необычные размеры и дизайн крипты говорят о том, что в ней хранились мощи Святого Полиевкта, в частности его голова. Они были доступны для верующих.

В V–VI веках в Константинополе существовали крестообразные алтарные крипты небольшого размера, например, в базилике